Понедельник, 27.03.2017, 05:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА

В.А.Сидоров. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается опыт моделирования воспитания младших школьников в семье и школе на основе православных традиций средствами виртуального музейного пространства с позиций интеграции образования и культуры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: моделирование, воспитание младших школьников в семье и школе, православные традиции, виртуальное музейное пространство.

 

Важнейшей сферой духовной жизни, определяющей будущее нашей страны, является сфера образования и культуры. Именно в детском возрасте закладываются духовные и нравственные ориентиры личности, основы мировоззрения, которые закрепляются в семье и школе, остаются во всей последующей жизни человека как фундамент личности, опора ее жизни.

Теоретико-методологическое осмысление религиозных традиций православного образования в контексте современной интеграционной парадигмы позволяет выявить внутренние импульсы его дальнейшего развития как сложного многообразного феномена, включающего в себя богословские, христианско-антропологичекие, социально-философские, педагогические, культурно-цивилизационные и идеологические концепты.

Сегодня мы переживаем принципиально иную историческую коллизию. Главная болевая точка современной социокультурной ситуации - это разрушенные межпоколенные связи, отчуждение и противостояние в семье, в школе, в общем месте жительства. Это отсутствие жизнеспособных общностей людей - неоформленность социальных, культурных, национальных, образовательных ценностей и смыслов. Это также культурная неоформленность сверстничества, стихийное образование возрастных когорт, которые в подростково-молодежной среде часто приобретают криминогенный характер.

В контексте современной социокультурной ситуации Церковь может рассматривать свою образовательную деятельность как культурную, охватывающую те слои общества, в которых актуальным становится пространство ценностного и смысложизненного диалога, семиосфера культуры и инициативные общественные движения аксиологической направленности.

Язык и символы духовного пространства церковной традиции сегодня могут приобретать всеобщее значение также и в общественном диалоге о социальных условиях и правовых нормах осуществления общественного блага [1].

Современное состояние художественной культуры отличают новые технологии как самостоятельный и вполне автономный фактор художественно- культурного развития. Значение новых технологий в музейном деле - факт все еще не получивший широкого осмысления.

Новые технологии, прежде всего мультимедийные, считает В.М. Ахунов, «... принципиально меняют способ существования художественной культуры, способы ее распространения, продуцирования и т.д. Новые технологии вне зависимости от вида искусства меняют традиционный путь осуществления творческого процесса, во всяком случае на фазе его реализации. Использование мультимедийной технологии в музее должно быть вызвано не тем, что это модно и современно, а тем, что это наиболее адекватно отвечает образовательной музейной миссии» [2].

На основе анализа теории и практики воспитания создана и научно обоснована модель процесса воспитания младших школьников в семье и школе на основе православных традиций средствами виртуального музейного пространства, учитывающая специфику виртуальной воспитательно-образовательной среды.

Модель имеет блочную структуру и состоит из следующих шести блоков:
1) целевого (цель, задачи);
2) методологического (подходы и принципы);
3) организационно-управленческого (факторы, алгоритм, педагогические условия формирования);
4) диагностического (критерии, показатели, уровни, позиции);
5) содержательного (направления, средства и формы воспитательной работы с учетом специфики виртуального музейного пространства);
6) критериально-оценочного (методы оценки, требования к ее осуществлению).

Первый блок очерчивает цель и круг задач по воспитанию младших школьников в семье и школе на основе православных традиций средствами виртуального музейного пространства.

Второй блок определяет базовые методологические подходы и принципы.

Третий блок включает вопросы организации и управления процессом воспитания младших школьников в семье и школе на основе православных традиций средствами виртуального музейного пространства.

Четвертый блок предусматривает диагностику потенциала и уровня воспитанности младших школьников.

Пятый блок - направления, средства и формы работы с младшими школьниками в условиях виртуального музейного пространства.

Шестой блок - оценка результатов на основе разработанных критериев (рис. 1).

Модель процесса воспитания младших школьников в семье и школе на основе православных традиций средствами виртуального музейного пространства ориентирована на возможности влияния виртуальной образовательно-воспитательной среды на развитие духовной и эстетической воспитанности подрастающего поколения и содержит следующие блоки.

Целевой блок включает:
Цель - формирование духовно-эстетической культуры личности подрастающего поколения средствами виртуального музейного пространства в процессе взаимодействия семьи и православной образовательной организации.
Задачи:
- формирование ценностного отношения к культуре, в том числе православной;
- воспитание духовного и эстетического отношения к процессу воспитания и жизни в целом;
- формирование и развитие навыков творческой деятельности младших школьников, их потребности в саморазвитии;
- расширение культурного кругозора младших школьников, их знаний, взглядов, суждений, развитие эстетического вкуса учеников начальной школы.

Методологический блок представлен следующими подходами (системным, аксиологическим, культурологическим, личностно ориентированным, компетентностным) и включает следующие принципы: общедидактические, этапности, эмоциональной насыщенности занятий, дифференцированного подхода и учета личностных особенностей, креативности, педагогики искусства.

Организационно-управленческий блок предполагает учет внутренних и внешних факторов, алгоритма процесса духовного и эстетического воспитания младших школьников (диагностика, формирование и мониторинг) в семье и школе на основе православных традиций средствами виртуального музейного пространства и педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Диагностический блок включает:
- критерии (знаниевый, аксиологический, поведенческий);
- показатели (глубина и объем знаний, широта культурного кругозора; степень развитости эмоционально-чувственной сферы, ценностное отношение к культуре и православным традициям; включенность в духовные практики и эстетическую деятельность, творческая активность);
- уровни сформированности воспитанности (высокий, средний, низкий) младших школьников (стабильно-активная позиция, ситуативно-активная позиция, пассивная позиция).

Содержательный блок представлен воспитательным процессом и организацией досуговой деятельности для младших школьников в объединении усилий семьи и школы на основе православных традиций средствами виртуального музейного пространства и включает средства формирования искомого качества (работа в виртуальном музейном пространстве, творческих мастерских художественно- эстетической направленности, самостоятельная работа учеников, например метод проектов), направления работы (эстетическое и духовное просвещение младших школьников, эстетизация православной среды, усиление эстетической составляющей процесса воспитания во взаимодействии семьи и школы, стимулирование самообразования и самовоспитания младших школьников), формы работы (диалогические, игровые и творческие).

Критериально-оценочный блок подразумевает систематический мониторинг процесса воспитания младших школьников в семье и школе на основе православных традиций средствами виртуального музейного пространства, основанный на четких критериях и методах оценки, соблюдении требований к ее осуществлению.

Разработанная модель воспроизводит функциональные характеристики объекта моделирования - процесса воспитания младших школьников в семье и школе на основе православных традиций средствами виртуального музейного пространства - и выступает как его спроектированный образ.

Рис. 1 - Модель воспитания младших школьников в семье и школе на основе православных традиций средствами виртуального музейного пространства

Таким образом, Е.П. Комаровская и В.А. Сидоров считают, что «Российская Федерация уже включена в глобальный процесс интеграции в мировое сообщество, в результате чего обозначились проблемы в области социального развития, существенная трансформация духовных семейных ценностей, а также изменение стратегических задач российской власти по повышению уровня жизни и благосостояния семей» [3]. Данные изменения требуют корректировки мер социальной политики государства, направленных на культурно-эстетическое воспитание юного поколения граждан страны, на развитие их творческих способностей, исторического сознания, на приобщение к русской и мировой художественной культуре в целом.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

2. Ахунов, В.М. Государственный Русский музей в современном социокультурном пространстве [Текст] /
B. М. Ахунов. - М. : РГСУ, 2008. - С. 50-51.
3. Комаровская, Е.П. Национальный общественный комитет «Российская семья» вконтексте деятельности международных организаций [Текст] / Е.П. Комаровская, В.А. Сидоров // Власть. — 2015. — № 12. —
C. 63.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (06.02.2017)
Просмотров: 27 | Теги: ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017