Среда, 21.11.2018, 15:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Модель подготовки мальчиков для выполнения норм IV ступени всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Кузнецова З. М., Хамитов М. И.

Модель подготовки мальчиков для выполнения норм IV ступени всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Аннотация. Статья содержит разработку и теоретическое обоснование модели подготовки мальчиков для выполнения норм IV ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Ключевые слова: модель, мальчики 13-15 лет, нормы IV ступени ВФСК ГТО.

 

Создание современной и эффективной государственной системы физического воспитания населения в нашей стране в соответствии с утверждением июньского (2014 г) «Положения о Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (далее ВФСК ГТО), требует постоянного совершенствования физического воспитания молодого поколения.

Одним из главных принципов ГТО является его добровольность и оздоровительная направленность, согласно документу Министерства образования Российской Федерации от 02.12.2015 г. (Методические рекомендации), обучающиеся не обязаны выполнять нормативы испытаний Комплекса ГТО на уроках физической культуры. Учителя не имеют права принимать нормативы ГТО на уроках физической культуры в рамках образовательного процесса. Нормативы учащиеся будут сдавать в центрах тестирования.

Задача урока и учителя — оказать компетентную помощь учащемуся в подготовке к выполнению испытаний комплекса ГТО, в повышении уровня физической подготовленности.

В связи с этим заслуживает внимания разработка модели подготовки учащихся — мальчиков к выполнению нормативов IV ступени ВФСК ГТО в физическом воспитании, модель предполагает самостоятельную работу учащихся, развивает у них инициативу и стремление к самосовершенствованию.

Цель: теоретическое обоснование модели подготовки мальчиков к выполнению норм IV ступени ВФСК ГТО.

Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу.
2. Разработать и обосновать модель подготовки учащихся мальчиков 13-15 лет к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, нормативно-правовой и учебной документации, сбор информации, аналитическое исследование, метод моделирования.

Понятие «Модель» применяется в различных областях науки. Мы согласны с А. Н. Дахиным (2001), который определяет модель как «Искусственно созданный образец в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм и формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [1].

Моделирование нами рассматривается как комплексный подход к образовательному процессу, направленный на его проектирование, внедрение, оценку, коррекцию и достижение поставленных целей обучения.

Модель — это форма оболочка или схема, внутри которого развивается педагогический процесс, имеющий свое содержание цель, задачи, принципы, средства и методы а также этапы реализации. В нашем исследовании поставлена задача — разработать модель подготовки учащихся-мальчиков к выполнению норм IV ступени ВФСК ГТО.

На рисунке 1 представлена модель подготовки учащихся-мальчиков к выполнению норм IV ступени ВФСК ГТО.

Разработанная нами модель содержит: цели; задачи; принципы; структурно-содержательную часть методики, 3 этапа подготовки.

Целевыми ориентирами данной модели является выполнение мальчиками 13-15 лет нормативов IV ВФСК ГТО.

 

Рис. 1. Модель подготовки мальчиков для подготовки к выполнению норм IV ступени ВФСК ГТО.

Достижение этой цели обеспечивается решением таких задач, как:
- повысить уровень физической подготовленности;
- повысить уровень работоспособности;
- совершенствовать двигательные качества мальчиков 13-15 лет.

Для реализации модели нами использованы следующие принципы, такие как: сознательности и активности, доступности, наглядности, саморазвития и самосовершенствования, систематичности, прогрессивного воздействия, индивидуализации.
- принцип сознательности и активности, предполагающий определение путей творческого сотрудничества педагога и занимающегося при достижении как конечной цели, так и поэтапного решения задач воспитательного процесса;
- принцип доступности, предполагающий, простоту решаемых двигательных задач, которые доступны любому обучающемуся вне зависимости от его возможностей;
- принцип наглядности рассматривает привлечение информационных технологий в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
- принцип саморазвития и самосовершенствования предусматривает стремление к новым знаниям, ставив определенные цели перед собой. Это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
- принцип систематичности — предполагает, что воспитательный процесс осуществляется непрерывно и последовательно, без эпизодических, разрозненных, не связанных между собой мероприятий;
- принцип прогрессивного воздействия, предполагающий целенаправленное повышение требований к двигательной активности занимающегося в процессе адаптации к физической нагрузке;
- принцип индивидуализации, предполагающий дифференцированный подход в выборе средств и методов обучения, форм занятий и педагогических воздействий, а так же норм физической нагрузки и способов ее регулирования.

Структурно — содержательная часть методики- является основной частью модели.

Формирование подготовки мальчиков 13-15 лет к выполнению нормативов ВФСК ГТО осуществлялась поэтапно.

Первый этап предполагает на первом занятии комплектование групп и ознакомление их с информацией о IV ступени ВФСК ГТО и с комплексами упражнений на станциях, знания о периодах (сессий) сдачи, нормативы тестов (испытаний), требования для выполнения нормативов по времени, количество раз.

На следующем занятии определяется максимальное количество повторений с учётом и без учёта времени, применение комплекса упражнений на основе круговой тренировки будет успешным тогда, когда преподавателю хорошо известны уровень и степень физического развития и подготовленности учеников. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга.

На втором этапе построение занятий возможно лишь при физиологически обоснованном и оптимальном для каждого занимающегося сочетании физических упражнений на каждой станций. Для круговой тренировки мы подбирали строго регламентированные упражнения с избирательным и общим воздействием на организм занимающихся. После того, как проведено испытание, определившее максимальное число повторений (максимальный тест — далее МТ), в зависимости от уровня физической подготовленности каждый учащийся получает от преподавателя стандартную дозировку (нагрузку и количество станций) на круговую тренировку.

На уроках физического воспитания мы использовали сопряженные подводящие упражнения для развития молодого организма, укрепления здоровья, выработки профессионально-прикладных навыков, необходимых как в будущей трудовой деятельности учащихся, так и при выполнении нормативов ВФСК ГТО.

Третий этапмодели подготовки — управление мотивационной сферой занимающихся, физическим состоянием учащихся, самостоятельностью и активностью применения комплекса упражнений методом круговой тренировки, обеспечение положительной психоэмоциональной атмосферы на занятиях, формирование удовлетворенности от занятий и ценностное отношение к своему здоровью.

Взаимосвязь на уроке между преподавателем и учеником во время применения комплекса упражнений методом круговой тренировки при подготовке к выполнению нормативов IV ступени ВФСК ГТО, необходимо наличие прямой и обратной связи, которая образует в целом замкнутую управляемую систему. Прямая связь предназначена для передачи ученику информации об упражнении и способе его выполнения. Обратная же связь служит для получения преподавателем информации о степени усвоения учеником упражнений, а также воздействия на него внутренней и внешней среды во время круговой тренировки. В процессе реализации комплекса упражнений методом круговой тренировки преподаватель дает ученикам конкретную программу действий, контролирует ее выполнение, производит оценку выполненной программы, диагностирует физические показатели (пульс, давление и.т.д.), при необходимости исправляет, уточняет отдельные упражнения или регламентирует действия учеников. Ученики, в свою очередь, получают задания, осмысливают его, выполняют. При проведении Комплекса должны быть определены способ и порядок передачи информации от преподавателя к обучаемым и наоборот.

Критериями оценки являются положительные изменения в развитии физических качеств и повышение функциональной подготовленности, овладении двигательными навыками и укреплении здоровья.

Результатом нашей модели служит выполнение мальчиками 13-15 лет нормативов IV ступени комплекса ГТО на знак отличия.

Суть нашей модели заключается в том, что весь объём специально смоделированного комплекса упражнений методом круговой тренировки подлежит нормированному выполнению в строго заданном временном интервале, определенной последовательности, при постепенном увеличении нагрузок и учете индивидуальных особенностей физического развития учащихся. Для формирования и совершенствования конкретных навыков, которые воспитываются во взаимодействии и единстве, повышает устойчивость организма к нагрузкам, расширяет сферу двигательных возможностей человека. При этом на всех этапах круговой тренировки сохраняется прямая и обратная связь между преподавателем и учащимися, ведется строгий контроль физического развития и состояния здоровья.

Таким образом, предлагаемая нами модель подготовки к выполнению нормативов IV ступени ВФСК ГТО в школе позволяет, как показывают результаты исследования, создать условия эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку мальчиков 13-15 лет к выполнению нормативов ВФСК ГТО, обеспечить соответствие обучающих и тренирующих воздействий особенностям их возрастного развития и интересов, приучить учащихся к самостоятельному мышлению, развить физические качества, добиться высокой работоспособности организма.

Для реализации нашей модели подготовки мальчиков к выполнению нормативов IV ступени ВФСК ГТО нами разработана методика совершенствования двигательных качеств мальчиков 13-15 лет для выполнения нормативов ВФСК ГТО.

Литература:

1. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Н. Дахин.— М., 2001.— С. 10.
2. Назаренко Л. Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015.— № 1 (34).— С. 117-124. DOI 10.14526/17_2015_17.
3. Фомичев И. А., Глазкова Г. Б., Парфенова Л. А. Система норм и критериев оценивания всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. — № 4 (33).— С. 130-133. DOI 10.14526/12_2014_19.
4. Хамитов М. И. Необходимость возрождения комплекса ГТО и физическая подготовленность учащихся 7, 8, 9 классов к его выполнению / М. И. Хамитов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2015.— № 2 (35).— с. 157-162. DOI 10.14526/01_1111_23

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (06.11.2018)
Просмотров: 23 | Теги: Готов к труду и обороне, гто | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь