Суббота, 23.03.2019, 09:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Лигута В. Ф., Лигута А.В.

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье представлена модель педагогического мониторинга в процессе физического воспитания школьников Хабаровского края, которая обеспечивает дифференцированный подбор средств и методов, направленных на развитие функциональных и физических качеств учащихся, улучшение мотивации и знаний в области физической культуры.
 

Ключевые слова: модель, педагогический мониторинг, школьники, процесс физического воспитания.

 

Введение. В настоящее время необходимо такое построение и управление системой физического воспитания школьников, которое учитывало бы региональные особенности, традиции, мотивации, закономерности физического развития, двигательной подготовленности и было ориентировано на индивидуальный подход к укреплению и поддержанию здоровья подрастающего поколения [5,6,7,8].

На современном уровне процессы управления во многих областях деятельности осуществляются с помощью мониторинговых исследований. Как отмечают авторы [3,4] такое положение делает актуальным разработку теоретических основ популяционного мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи и необходимость их практической реализации на региональном уровне.

Наибольшее значение в процессе физического воспитания имеет педагогический мониторинг. С точки зрения А.С. Белкина «педагогический мониторинг есть процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико- прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения» [2].

Как отмечает В.К. Бальсевич [1], для каждого возрастного периода занимающихся необходимо сначала получить репрезентативные данные, выявить региональные особенности физического развития и физической подготовленности, а затем разработать и предлагать методические рекомендации по усовершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию.

Педагогический мониторинг, по утверждению ученых [3,9], реально вооружает преподавателя алгоритмом отслеживания данного состояния учеников, содействует повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом, объективирует оценку работы и обеспечивает лучшую информированность при принятии управленческих решений. В тоже время данные педагогического мониторинга необходимо анализировать и правильно применять для разработки методики физического воспитания учащихся общеобразовательных организаций.

Многие авторы рассматривают педагогический мониторинг не только как наблюдение, оценку и прогноз, но и как активное вмешательство (на основе полученной информации) в процессе физического воспитания. Технологизация педагогического мониторинга должна оптимизировать получение оперативной системной информации о результатах учащихся всеми заинтересованными субъектами процесса физического воспитания (учащимися, учителями физической культуры, руководителем учреждения, медицинскими работниками, а также родителями) на протяжении всего периода обучения в школе. При отсутствии объективной информации о конечных результатах деятельности как педагогов по физической культуре, так и занимающихся, процесс физического воспитания в образовательных организациях становится неуправляемым. Ни одна из функций управления (планирование, организация, контроль, стимулирование) при отсутствии информации не может быть реализованной [9].

Проведение педагогического мониторинга с целью получения информации о физическом состоянии позволит осуществлять целевое планирование, которое ориентировано, прежде всего, на конкретный конечный измеряемый результат. Для каждого отдельного учащегося таким конечным результатом будет выполнение им установленного программой нормативного требования, а также динамика улучшения. Это позволит самим занимающимся знать свои результаты, сравнивать их с имеющимися нормативными требованиями и, таким образом, объективно оценивать свои достижения. Внешне задаваемые нормативные требования станут осознаваемыми, личностно значимыми для учащихся. Нормативы в мониторинге могут быть ориентированы на постановку личных целей собственного развития. И в этой связи, как отмечает Л.А.Семенов [9], технологизация мониторинга должна создать наиболее благоприятные условия для реализации в физическом воспитании личностно ориентированного подхода.

Основное содержание работы. Модель педагогического мониторинга в процессе физического воспитания школьников Хабаровского края, разработанная нами с учетом рекомендаций авторов [3,9,10], приведена на рисунке и включает несколько подсистем: сбор информации; аналитическую обработку получаемой информации; принятие управленческих решений.

Подсистема сбора информации включает ряд операций: методика тестирования физического развития, физической подготовленности, уровня теоретических знаний и уровня исследования (индивидуальный и групповой). Подсистема аналитической компьютерной обработки результатов тестирования и их уровней предусматривает создание банка данных о физическом развитии, физической подготовленности, уровне теоретической подготовленности учащихся. Подсистема доведения информации заинтересованным субъектам процесса физического воспитания. Подсистема принятия управленческих решений по укреплению состояния здоровья учащихся: методические рекомендации по коррекции педагогического процесса и управлению физкультурно- оздоровительной работой.

Использование представленной модели педагогического мониторинга позволяет выявить индивидуальные уровни развития физических качеств и разработать нормативные требования по физической подготовленности школьников Хабаровского края с учетом климатогеографических условий проживания.

Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании общеобразовательных организаций будет более эффективен и целесообразен, если помимо мотивированных потребностей в занятиях теми или иными видами физических упражнений будут учитываться физическая подготовленность и интерес учащихся к физкультурной деятельности определенной направленности [1].

Для качественного процесса физического воспитания необходима оперативная информация об индивидуальной физической подготовленности школьников, которая получена на основе компьютерной программы.

Организация получения, сбора и обработки данных регулярного обследования всех учащихся невозможна без применения современных информационных технологий и техники, которые позволяют в ограниченное время обрабатывать результаты диагностики, хранить их, представлять необходимые справки и отчеты. Поэтому первоочередной задачей при создании педагогического мониторинга была организация банка данных на каждого учащегося. Обработка результатов автоматизирована и производилась в соответствии с алгоритмами, предписанными методиками.

Отдельно следует остановиться на формировании отчетов и справок по результатам оценки уровня физической подготовленности школьников.

 

Рис.1 Структурная модель педагогического мониторинга в процессе физического воспитания школьников Хабаровского края

Содержащаяся в них информация и форма ее представления обеспечивала наглядность, позволяющую учащемуся адекватно оценить результаты своих возможностей, сопоставить их с затраченными усилиями и скорректировать направления самостоятельной работы. Наглядное представление школьникам сводных результатов по классу, параллели и школе в сравнении с другими способствовало объективной оценке личных результатов, развитию у учащегося ответственности и заинтересованности в выполнении физических упражнений, связанных с развитием физических качеств.

Для самостоятельного отслеживания учащимися динамики изменений показателей физического состояния был разработан «Дневник здоровья и физической подготовленности школьника», в котором фиксировались результаты тестовых методик, показатели физического развития при медицинском осмотре. В дневник заносились результаты осеннего и весеннего тестирования, уровни физической кондиции по каждому тесту, характеризующему проявление определенного физического качества, которые определялись с помощью компьютерной программы. В дневнике представлены нормативные требования по каждому оценивающему физическому качеству с учетом возраста и пола учащегося, а также комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий, включая и упражнения утренней гимнастики.

Для родителей школьников результаты физического развития и подготовленности, представленные в дневнике, безусловно, представляли значительный интерес, так как они сопровождались кратким анализом учителя физической культуры и медицинского работника.

Руководитель школы получал возможность ознакомиться со всеми перечисленными результатами мониторинга, в особенности усредненными по классам, что позволяло оценить уровень физического развития и подготовленности учащихся, работу конкретного учителя. Представление перечисленных результатов осуществлялось в форме таблиц и диаграмм.

Заключение. Таким образом, содержание педагогического мониторинга позволяет вести всестороннее информационное обеспечение широкого круга потребителей и участников физического воспитания школьников, осуществлять дифференцированный подбор средств и методов физического воспитания, направленных на развитие физических качеств учащихся, улучшение мотивации и знаний в области физической культуры.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно- спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-4.
2. Белкин, А.С. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь /А.С. Белкин - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995. - С. 15-16.
3. Изаак, С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика : монография / С. И. Изаак. - М. : Советский спорт, 2005. - 196 с.
4. Левушкин, С.П. Мониторинг физического состояния школьников: монография / С.П. Левушкин, Р.И. Платонова, М.Д. Гуляев, И.И. Готовцев. - М.: Советский спорт, 2012. - 168 с.
5. Лигута, В.Ф. Особенности физической подготовленности школьников, проживающих в южных и северных районах Хабаровского края / В.Ф. Лигута, А.В. Лигута // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск «Физическая культура и спорт» 13/2013.-С. 88-95.
6. Лигута, В.Ф. Дифференцированная методика физического воспитания школьников на основе автоматизированного мониторинга / В.Ф. Лигута, А.В. Лигута // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 50. -Ч. 3. - С. 86-98.
7. Мызан, Г.И. Двигательные способности школьников Хабаровского края: монография / Г.И. Мызан, Н.Н. Чекулаев. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002. - 86
8. Пономарев, В. В. Региональный подход к физкультурному образованию школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Пономарев. - Омск, 2000. - 48 с.
9. Семенов, Л. А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях : монография. / Л.А. Семенов. - М.: Советский спорт, 2007- 168 с.
10. Ланда, Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б.Х. Ланда . - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2005. - 192 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (14.03.2019)
Просмотров: 25 | Теги: педагогический мониторинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь