Пятница, 03.04.2020, 01:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МОДЕЛЬ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

Н.В.ЛИТВИНОВА

МОДЕЛЬ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

В статье рассматривается проблема формирования образовательной программы, направленной на реализацию приоритетного профиля профессиональной подготовки специалистов для подразделений по обеспечению безопасности на транспорте. Уделяется внимание анализу нормативно-правового регулирования данного вопроса и касающейся соответствующих проблем научной литературы. Предложена универсальная модель квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке (профилю) сотрудника органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте. Разработаны квалификационные требования по профилю подготовки «Деятельность оперативных подразделений на транспорте» для использования при формировании образовательной программы специалитета.

Ключевые слова: образовательная программа, квалификационные требования, профессиональные задачи, модель, сотрудник, профиль, профессиональная подготовка, обеспечение безопасности на транспорте.

 

Отличительной особенностью образовательных программ специалитета, реализуемых в образовательных организациях МВД России является то, что постановка профессиональных задач осуществляется в соответствии со специализациями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) 3+ . Если ранее квалификационные требования выпускника были установлены Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, то теперь образовательная организация должна определить профессиональные задачи и разработать квалификационные требования по профилю подготовки, соответствующие запросам заказчика, в нашем случае это - Главное управление на транспорте МВД России (далее - ГУТ МВД России), при этом основываясь на квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся образовательные организации .

Однако из имеющегося нормативно-правового обеспечения довольно сложно сформулировать профессиональные задачи в соответствии со специализацией. Изучение этой проблемы показывает, что квалификационные требования представлены обобщенно, что, как следствие, вызывает затруднения при формировании образовательной программы, ориентированной на трудовые действия (обязанности) конкретного сотрудника органов внутренних дел, которые должны быть направлены на решение конкретных же задач .

Таблица 1.
Модель квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке (профилю) сотрудника ОВД ОБТ

Отметим, что смена образовательной парадигмы демонстрирует значительные изменения в требованиях к профессиональной подготовленности специалиста. В новом стандарте изменена результативно-целевая составляющая образовательной программы, а основным направлением модернизации является компетентностный подход. По мнению М. Армстронга, компетенция относится к показателям труда, которых ожидают на конкретном рабочем месте, и к тем стандартам и результатам, которых должен достичь работник, выполняющий определенные обязанности [1, с. 272]. В. А. Сластенин считает, что профессиональная компетентность представляет собой единство теоретической и практической готовности к выполнению профессиональной деятельности [3]. Образовательные организации МВД России испытывают трудности при формировании и реализации компетентностно-ориентированного образовательного процесса, перед ними стоит необходимость разработки новых образовательных программ, обеспечения и реализации современных форм и технологий обучения.

Таким образом, для решения общественных проблем, достижения социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер возникает необходимость разработки и применения профессиональных стандартов, где будет описана профессия (специальность) для правоохранительной деятельности .

По итогам заседания Круглого стола (23 октября 2014 г.) Г.А. Бордовский сделал вывод о том, что в современной действительности любой стандарт, в том числе стандарт профессиональной деятельности, станет неэффективным уже через два-три года, а на его освоение уходит много времени и сил. Как следствие, профессиональные стандарты по некоторым специальностям не будут разработаны вовсе по причине их невостребованности [2].

Отметим, что в настоящее время профессиональные стандарты для правоохранителей не разработаны, а реализация образовательной программы требует наличие квалификационных требований на каждую специальность (специализацию, профиль). В свою очередь, квалификационные требования, регламентированные приказом МВД России, устанавливают профессиональные знания и навыки для должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, имеющие значительные отличия от описания трудовых функций, которое содержит профессиональный стандарт . Кроме того, они не коррелируют- ся с идей компетентностного подхода в образовании.

Подчеркнем, что помимо выполнения обязанностей, перечисленных в Федеральном законе «О полиции», в круг задач, решаемых сотрудниками транспортной полиции, входит обеспечение безопасности пассажирских и грузовых перевозок, противодействие терроризму, распространению оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и нар - котиков на всех видах транспорта (железнодорожном, воздушном, морском и речном), что явно конкретизирует процесс профессиональной подготовки и дальнейшие трудовые функции. Наличие же профессионального стандарта обусловлено описанием трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности), детализацией трудовых действий, необходимых умений, знаний и других характеристик специалиста. Это необходимо как для разработки ФГОС ВО и оптимальной образовательной программы обучения специалиста, так и для формирования и выполнения должностного регламента (должностной инструкции) конкретного сотрудника с учетом профиля специалиста.

Итак, образовательные программы специалитета для будущих сотрудников органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте (далее - ОВД ОБТ) разрабатываются на основе требований, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», нормативно-правовых актов Минобрнауки и МВД России, а также квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке (профилю) выпускников.

Таблица 2. Квалификационные требования по специальности 40.05.02. Правоохранительная деятельность, специализация - «Оперативно-разыскная деятельность», узкая специализации (профиль подготовки) - «Деятельность оперативных подразделений на транспорте»

Логика нашего исследования привела к выводу о том, что для разработки квалификационных требований, наиболее полно отражающих специфику профессиональной деятельности сотрудников ОВД ОБТ, целесообразно создавать комиссии из представителей «заказчика» (ГУТ МВД России), федерального государственного органа и образовательной организации. Утверждать квалификационные требования необходимо триадой соответствующих руководителей, доводить их до разработчиков основной профессиональной образовательной программы заранее (установить сроки), до начала подготовки обучающихся. Квалификационные требования являются дополнением к ФГОС ВО.

Опираясь на существующую нормативно- правовую базу  и собственный опыт организации и планированияучебного процесса, мы разработали модель квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке (профилю) сотрудников ОВД ОБТ (таблица 1).

В соответствии с моделью квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке (профилю) сотруднику
ОВД ОБТ предлагаем вариативную часть квалификационных требований по специализации «Оперативно-разыскная деятельность», специализация (профиль подготовки) - деятельность оперативных подразделений на транспорте (таблица 2).

Модель квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке (профилю) сотрудника ОВД ОБТможет использоваться в качестве алгоритма для формирования вариативной части программы специали- тета. В свою очередь квалификационные требования для профиля подготовки «Деятельность оперативных подразделений на транспорте» разработаны в полном объеме и рекомендуются для практического применения. Важным является то, что квалификационные требования определяют дополнительные компетенции и профессиональные задачи, сферы, объекты и виды профессиональной деятельности, вплоть до указания конкретных должностей, которые могут замещать выпускники сразу после окончания образовательной организации.

Библиографический список:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб: Питер, 2004.
2. Бордовский Г. А., Соколова И.И. Образование в постиндустриальном высокотехнологичном обществе // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 4-19.
3. Сластенин В. А., Пустовойтов В.В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала непрерывного педагогического образования. М.: Магистр-Пресс, 2000. 488 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (57) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (24.02.2020)
Просмотров: 34 | Теги: квалификационные требования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь