Воскресенье, 04.12.2016, 19:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Ю.В.Науменко

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В статье предлагается авторский подход к поуровневой дифференциации личностных и метапредметных результатов обучения в начальной школе. Данный подход основывается на семантических представлениях о содержании понятий «компетенция» и «компетентность» (в трактовке А.В. Хуторского). В результате педагог не только осознает содержание профессиональной деятельности на каждом этапе (уровне) формирования личностных и метапредметных результатов обучения учащихся начальной школы, но и осознаёт особенности контроля за своей профессиональной деятельности со стороны администрации образовательной организации и имеет возможность спроектировать педагогически оправданную и разумную индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося.

Ключевые слова: знание, понимание, оценка, стремление, готовность.


С 1 сентября 2010 г. во всех школах России идет активное внедрение ФГОС начального общего образования [4], в основе которого лежит системно-деятельностный подход, согласно которому развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования (личностным, ме- тапредметным и предметным).

В частности, для учебной дисциплины «Физическая культура» указанные выше результаты подробно прописаны в примерной программе по физической культуре [2].

Педагогу необходимо только представить качественную динамическую характеристику процесса формирования каждого качества по годам обучения (особенно личностных и метапредметных).

Эта динамическая модель формирования личностных и метапредметных результатов обучающихся по учебной дисциплине «Физическая культура» является необходимой для формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом [4].

К сожалению, как показывают наши наблюдения и беседы с учителями физкультуры и администрацией общеобразовательных учреждений, именно представление такой динамической модели формирования личностных и метапредметных результатов обучающихся по всем предметам начального общего образования (а не только по физической культуре) является актуальной проблемой. Отсутствие понимания четкости и однозначности в последовательности формирования личностных и метапредметных результатов практически не позволяет педагогу реализовать стандарт именно в той методологической парадигме, как он был спроектирован.

Основываясь на наших методических находках [2] и на работах А.В. Хуторского [5], мы предлагаем следующее методологическое решение данной проблемы.

А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения [5]:
• Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
• Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности (личностные и метапредметные результаты) представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов [5].

Следовательно, этапы целевого осмысления учащимися применения комплекса знаний, умений и способов деятельности (обобщенная динамическая модель формирования личностных и метапредметных результатов обучения) может могут быть описаны в следующих терминах: ЗНАНИЕ - ПОНИМАНИЕ - ОЦЕНКА - СТРЕМЛЕНИЕ - ГОТОВНОСТЬ.
ЗНАНИЕ предполагает прямое (дословное) воспроизведение фактов и действий по изучаемой дисциплине.
ПОНИНИЕ - объяснений фактов (последовательности выполнения действий или просто действий) с привлечением примеров из реальной жизни (спорта).
ОЦЕНКА - оценивание своих и чужих действий (поступков) на соответствие определенным эталоном (ценностям, правилам).
СТРЕМЛЕНИЕ помочь педагогу (однокласснику) в совершении определенного действия и/или применения знания - как сознательная попытка самостоятельно получить результат и/или внести коррективы в определенную деятельности для повышения ее эффективности.
ГОТОВНОСТЬ - выполнение определённых действий (поступков) с минимальной поддержкой педагога в результате убежденности в необходимости их совершения
(в определённой последовательности, по заданным правилам, в соответствии с данными образцами) и с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей.

Используя предложенные термины, дадим развернутую характеристику формирования личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников [3] по годам обучения. В качестве примера покажем, как это можно сделать для личностных и метапредметных результатов, прописанных в рабочей программе В.И. Ляха [1] (табл. 1 и 2).

Таблица 1
Динамическая модель формирования личностных результатов в соответствии с рабочей программой по физической культуре В.И. Ляха


Таблица 2
Динамическая модель формирования метапредметных результатов в соответствии с рабочей программой по физической культуре В.И. Ляха

Литература

1. Лях, В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 64 с.
2. Науменко, Ю.В., Науменко, О.В. Методическое сопровождение управления формированием универсальных учебных действий в основной школе / Ю.В. Науменко, О.В. Науменко // Инновации в образовании: Научно-методический журнал. № 6, 2013. - М.: Изд-во Современный гуманитарный университет.- С. 50-60.
3. Примерная программа по физической культуре // Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - С. 98-126. - Стандарты второго поколения.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - Стандарты второго поколения.
5. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А.В. Хуторской // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (11) - 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (11.08.2016)
Просмотров: 72 | Теги: метапредметных | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016