Воскресенье, 19.11.2017, 22:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

В.Я.Бороздин, О.В.Бороздина

ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Раскрывается структура спортивной подготовки, а также факторы, оказывающие на неё влияние. В современном мире информационных технологий появляется огромная проблема: отсутствие интереса у подрастающего поколения к спорту. К тому же профессиональный спорт в большей степени направлен на достижение высоких результатов, а не укрепление здоровья, поэтому родители не стремятся отдавать детей в спортивные секции. Таким образом, в данной статье показано, насколько важно правильно и грамотно выстраивать стратегию начального этапа подготовки спортсменов, ориентируясь в первую очередь на подготовку здоровых спортсменов, увеличивая число нагрузок так, чтобы их объём и интенсивность способствовали развитию здорового организма, а не только достижению высокого результата на предельных возможностях.

Ключевые слова: спортивная многолетняя подготовка, этапы многолетней подготовки, структура спортивной многолетней подготовки, соревновательные нагрузки, здоровый спортивный образ жизни.

 
В условиях значительного снижения физического и психического состояния подрастающего поколения возникает сложная проблема подготовки большинства детей и подростков к систематическим занятиям спортом на основе формирования необходимого для этого уровня здоровья.

В связи с этим необходимо рассмотреть:
- особенности построения начального этапа подготовки в общей структуре многолетней подготовки;
- понятие «здоровье» и его состояние у подрастающего поколения.

1. Структура спортивной подготовки спортсменов

Целостность процесса спортивной подготовки обеспечивается определённой структурой, которая представляет собой общую последовательность и относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев) и их закономерное соотношение друг с другом.

Структура подготовки характеризуется:

а) порядком взаимосвязи элементов содержания подготовки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т. д.);

б) необходимым соотношением параметров задаваемых нагрузок (их количественных и качественных характеристик, объёма, интенсивности, специализированности, направленности, вариативности и т. д.);

в) определённой последовательностью различных звеньев тренировочно-соревновательного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, различных циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочно-соревновательный процесс претерпевает закономерные изменения [6].

Структура спортивной подготовки определяется в итоге её объективными закономерностями (единством общей и специальной подготовки, непрерывностью, цикличностью, индивидуализацией и др.), причём на конкретные формы её построения влияет вся совокупность основных условий спортивной деятельности — общий режим жизни, календарь соревнований и т. д.

2. Факторы, влияющие на структуру спортивной подготовки

Продолжительность и структура многолетней подготовки зависит от следующих факторов: структуры соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающей высокие спортивные результаты; закономерностей становления различных сторон спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов в ведущих для данного вида спорта функциональных системах; индивидуальных и половых особенностей спортсменов, темпов их биологического созревания и во многом связанных с ними темпов роста спортивного мастерства; возраста, в котором спортсмены приступили к занятиям, а также возраста начала специальной подготовки; содержания тренировочного процесса — состава средств и методов, динамики нагрузок, построения различных структурных образований тренировочного процесса, применения дополнительных факторов (специальное питание, тренажёры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства и т. п.) [8; 10].

Данные факторы определяют общую продолжительность многолетней подготовки, время, необходимое для достижения высших спортивных результатов, возрастные границы, в которых эти результаты обычно показываются [Там же].

Рациональное планирование многолетней подготовки во многом связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в которых наиболее часто демонстрируются высшие спортивные результаты. Обычно выделяют три возрастных зоны — первых больших успехов, оптимальных возможностей и поддержания высоких результатов.

Такое деление позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, наиболее точно и результативно определить и реализовать период напряжённой подготовки, направленной на достижение наивысших результатов.

В большинстве случаев выдающиеся спортсмены достигают наивысших результатов в возрастной зоне оптимальных возможностей, однако часто наблюдаются исключения. Так, примерно 15-20 % общего числа одарённых спортсменов оказываются в зоне оптимальных возможностей несколько ранее (обычно на 1-2 года) указанной границы [7; 9].

Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьёзного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.
Следовательно, необходимо стремиться планировать наивысший результат спортсменов на оптимальный возраст, который неодинаков как у мужчин и женщин, так и у спортсменов различных специализаций. Это крайне важно учитывать тренерам, работающим с детьми, так как они должны закладывать у юных спортсменов фундамент для последующей целенаправленной подготовки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Особенно осторожно следует планировать процесс подготовки у подростков, находящихся в пубертатном периоде, сопровождающемся диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, что приводит к ухудшению адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных реакций после тренировочных и соревновательных нагрузок [8].

3. Этапы спортивной подготовки

Многолетняя спортивная подготовка включает пять этапов: начальной подготовки; предварительной базовой подготовки; специализированной базовой подготовки; максимальной реализации индивидуальных возможностей (подготовки к высшим достижениям); сохранения высших достижений [8].

Другие специалисты выделяют три стадии:

1) базовая подготовка, включающая этапы предварительной (1-2-3-й год занятий) и начальной специализации (4-5-й год занятий);

2) максимальная реализация индивидуальных возможностей с этапами углублённой специализации (6-7-й год подготовки), спортивное совершенствование (8-9-10-й год занятий) и высшие достижения (от 4 до 12 лет занятий);

3) спортивное долголетие, предполагающее реализацию этапов сохранения достижений и поддержания тренированности [5; 11].

Ещё одна схема классификации структуры многолетней подготовки также предполагает наличие трёх стадий:

- базовой подготовки с выделением начального базово-подготовительного этапа (приобщения к спорту, первичной спортивной ориентации, общей базовой подготовки продолжительностью 1-3 года) и основного базово-подготовительного этапа (уточнения и начала углублённой спортивной специализации, специализированной базовой подготовки длительностью 2-3 года);

- максимально реализационную (максимальной реализации индивидуальных спортивно- достиженческих возможностей), включающую предкульминационный (этап развёртывания углублённой спортивной специализации с возможно полной активизацией спортивной деятельности у одарённых спортсменов). Это этап перехода к спортивной профессионализации, занимающей 2-4 года, и кульминационный (этап наиболее активной спортивной деятельности, сопряжённой с индивидуально максимальными достижениями, продолжительностью 4-5 лет);

- завершающую (спортивного долголетия) со стабилизационным (этап поддержания достигнутого уровня спортивной результативности длительностью 4-6 лет) и переходно-общекондиционным (этап переключения на физкультурно- спортивную деятельность типа общекондиционной тренировки без определённых временных границ) этапами [11].

По мере развёртывания многолетнего процесса подготовки во времени его структура постоянно усложняется, поскольку изменяются задачи, возраст, уровень подготовленности спортсменов, а также их узкая или широкая специализация в рамках вида спорта. Каждый из этапов многолетней подготовки имеет весьма строго очерченные цели, задачи и содержание. Вместе с тем следует отметить, что в отдельных видах спорта отсутствуют чёткие границы между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгие временные рамки этих стадий и этапов [8; 10].

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учётом этих сенситивных периодов развития двигательных качеств и способностей. Вместе с тем целесообразно уделять внимание совершенствованию и тех двигательных качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, общей выносливости и силовых способностей, то есть тех качеств и способностей, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

Многолетняя подготовка борцов в той или иной степени представлена в отдельных видах борьбы в работах отечественных и зарубежных специалистов [1-4].

При обосновании многолетних учебно-тренировочных программ проблема заключается в слабой научно-методической разработанности и чрезмерной их сложности. Сделана попытка определения основных исследовательских подходов к методологии разработки данных программ [11]. Во-первых, необходимо построить обобщённые теоретические модели структуры спортивных достижений. Одной из основных составляющих выделяют технику и тактику, которые совместно с координационными способностями на 50-60 % определяют уровень спортивных достижений. Следующий по величине вклад (около 20 %) — кондиционные возможности и физическая подготовленность. Остальные 20-30 % приходятся на психологические компоненты мастерства борцов.

Для установления рациональной структуры многолетней подготовки в спортивной борьбе и выявления оптимальной динамики направленности занятий на отдельных этапах предлагаются следующие возможные исследовательские подходы: изучение возрастной динамики спортивных достижений, динамические (лонгитудинальные) наблюдения, корреляции между ювенильными (ранними) и дефинитивными (более поздними) достижениями в тестах и измерениями тренировочных нагрузок, состояний тренированности, системы проводимых соревнований. В видах борьбы выделены четыре цикла в структуре многолетней подготовки: начальный, предрекордный, рекордный и завершающий.

Предлагается и другая структура этапов, название которых отражает направленность подготовки спортсменов в каждом из них (базовой специальной, углублённой специальной подготовки, демонстрации высших достижений, стабилизации спортивных результатов и постепенного прекращения спортивных занятий) [14].

Эффективность планирования подготовки борцов обеспечивается при учёте следующих основных требований:

- всесторонности; планированием должны охватываться все стороны подготовки, в том числе связанные с учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью, восстановительными мероприятиями, внешними условиями подготовки и т. д.;

- конкретности; в ходе подготовки всегда должны решаться конкретные задачи — достижение определённого уровня подготовленности в целом и по отдельным компонентам, подготовки к конкретным соревнованиям, к встречам с вероятными соперниками и т. д.;

- оптимизации подготовки; достижение конкретной цели за счёт минимально необходимых тренировочных воздействий, соответствие между возможностями спортсменов (их состоянием) и задаваемыми нагрузками [12].

Программа многолетней подготовки должна базироваться на учёте общих закономерностей становления спортивного мастерства, возрастных особенностей спортсменов, тенденций развития конкретного вида спорта [13].

С опорой на установленные закономерности возрастной динамики спортивных достижений, особенности биографий мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, мнения экспертов, предложен следующий вариант структуры многолетней подготовки борцов вольного стиля:

- первый этап — предварительная подготовка (возрастные границы 7-10 лет; длительность 2-3 года);

- второй этап — начальная подготовка (возрастные границы 11-15 лет; длительность 0,54,0 года — до выполнения спортивных массовых разрядов);

- третий этап — предварительная специализированная подготовка (возрастные границы 1417 лет; длительность 1-4 года — до выполнения 1-го спортивного разряда);

- четвёртый этап — углублённая специализированная подготовка (возрастные границы 1520 лет; длительность 1-5 лет — до выполнения норматива «кандидат в мастера спорта»);

- пятый этап — достижение высоких спортивных результатов (возрастные границы 17-24 года; длительность 3-7 лет — до выполнения норматива «мастер спорта»);

- шестой этап — максимальная реализация потенциальных возможностей (возрастные границы 20-27 лет; длительность 5-7 лет) [12].

В процессе многолетней подготовки выявлено неравномерное развитие у юных борцов двигательных и умственных способностей. Проявление данных способностей в соревновательной деятельности свидетельствует о том, что наряду со становлением спортивного мастерства изменяются не только функциональные возможности организма, но и взаимосвязи и взаимокомпенсации отдельных двигательных способностей, свойств внимания и оперативного мышления. И чем старше возраст, тем большую роль играют умственные способности.

В Болгарии созданная система многолетней подготовки в видах борьбы включает три основных этапа.

I этап. Начальная подготовка. Возраст 10-12 лет. Продолжительность 1-3 года. Преимущественная направленность: разносторонняя физическая подготовка; формирование основ техники борьбы, спортивных движений, интересов и потребностей занятий борьбой.

II этап. Специальная подготовка. Подростки 13-14 лет, юноши 15-16 лет. Продолжительность 4 года. Преимущественная направленность: подобная этапу I, но с увеличением нагрузок и их специализированности, формирование технико- тактического профиля борцов; обязательное овладение несколькими вариантами технико-тактических комплексов.

III этап. Спортивное совершенствование. С 1718 лет юноши старшего возраста, юниоры 1921 года и мужчины.

Продолжительность — до окончания активных выступлений. Преимущественная направленность: овладение тактико-техническими комплексами, индивидуальная работа с борцами.

Выводы. В статье были исследованы структура многолетней спортивной подготовки и факторы, оказывающие на неё влияние. Рассмотрены несколько классификаций многолетней спортивной подготовки. В результате анализа мы выделили пять этапов многолетней спортивной подготовки: начальной подготовки; предварительной базовой подготовки; специализированной базовой подготовки; максимальной реализации индивидуальных возможностей (подготовки к высшим достижениям); сохранения высших достижений.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правильно и грамотно построенная стратегия подготовки позволит не только добиться высоких результатов, но и будет способствовать развитию здорового организма спортсменов.

Список литературы

1. Абросимова, Л. И. Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков / Л. И. Абросимова, И. И. Бахрах, Р. Н. Дорохов // Детская спортивная медицина / под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущёва. — М. : Медицина, 1991. — С. 257-259.
2. Андриянов, В. Л. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков / Г. А. Баиров, В. И. Садофьева. — Л. : Медицина, 1985. — 255 с.
3. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. — М. : Медицина, 1979. — 192 с.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. — М. : Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
5. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. — 1999. — № 4. — С. 21-26; 39-40.
6. Воробьёв, А. Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А. Н. Воробьёв. — М. : Физкультура и спорт, 1989. — 272 с.
7. Гужаловский, А. А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / А. А. Гужаловский // Теория и практика физ. культуры. — 1977. — № 7. — С. 37-39.
8. Кузин, В. В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества (первые итоги работы Проблемно - го научного совета по физической культуре РАО) / В. В. Кузин // Физ. культура: воспитание, образование тренировка. — 1998. — № 22. — С. 2-5.
9. Леготкина, Л. Р. Влияние переходного возраста на спортивную подготовку борцов-юниоров / Л. Р. Леготкина, А. Б. Лопатина // Успехи соврем. науки. — 2016. — № 9. — С. 64.
10. Матвеева, Н. А. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода / Н. А. Матвеева, Ю. Г. Кузьмичёва, Е. С. Богомолова // Гигиена и санитария. — 1997. — № 22. — С. 26.
11. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — СПб., 2004.
12. Никитюк, Б. А. Интегрально-антропологические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта / Б. А. Никитюк // Воспитание, образование, тренировка. — 1998. — № 22. — С. 6-9.
13. Павлов, А. Е. Совершенствование системы управления подготовкой спортивных резервов в единоборствах : дис. ... д-ра пед. наук / А. Е. Павлов. — Улан-Удэ, 2012.
14. Яковлев, Б. П. Управление спортивной подготовкой высококвалифицированных спортсменов на базе нелинейного синергического подхода / Б. П. Яковлев, Н. Р. Усаева // Теория и практика физ. культуры. — 2013. — № 10. — С. 92.

Для цитирования: Бороздин, В. Я. Подходы к повышению эффективности многолетней подготовки спортсменов / В. Я. Бороздин, О. В. Бороздина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 26-31.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (17.10.2017)
Просмотров: 69 | Теги: спортивная подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь