Воскресенье, 19.11.2017, 22:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

В.Я.Бороздив, О.В.Бороздина

ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Представлены подходы к повышению эффективности начального этапа многолетней подготовки спортсмена. На сегодняшний день не все тренеры уделяют должное внимание начальному этапу подготовки. Стремясь получить спортивные результаты, они забывают о таких важных понятиях, как здоровье подрастающего поколения, пренебрегая основными положениями начального этапа подготовки. К этим обязательным положениям, на наш взгляд, относятся оздоровительная направленность и принцип равных возможностей.

Ключевые слова: спортивная многолетняя подготовка, начальный этап многолетней подготовки, оздоровительная направленность, принцип равных возможностей, всесторонность, процесс адаптации, юные спортсмены, здоровый спортивный образ жизни.

 
Понятие «здоровье» и его состояние у подрастающего поколения

В последнее время в методике спортивной подготовки наблюдаются радикальные изменения, связанные с возросшей конкуренцией на крупнейших соревнованиях и выдвижением на первый план постоянно повышающихся параметров тренировочных программ, выполнение которых значительно превышает адаптационные возможности организма человека. Практическая неспособность «переварить» тренировочные и соревновательные нагрузки без дополнительных средств стимуляции работоспособности определила необходимость широкого применения здоровьеразрушающих технологий спортивной подготовки [4].

В данных условиях возникает острая необходимость разработки новых, прогрессивных, здоро- вьесберегающих методик многолетней подготовки, обеспечивающих непротиворечивое и продуктивное развитие выявленных спортивных талантов, эффективную их реализацию в соревновательной деятельности на этапе высших спортивных достижений [4; 8; 10].
Реальностью последних лет стало сверхраннее (в 5-7 лет) начало занятий спортом. При всей дис- куссионности вопроса о методике, нагрузках, двигательных программах данных занятий в строгом научном смысле можно зафиксировать досадное опоздание. В процессе ожидания этих 5-7 лет, пока ребёнок подрастает и осваивается в области слов, понятий и чувств, во многом утрачивается тот двигательный потенциал, которым по праву рождения владеют (вернее, могли бы владеть) многие из детей [5].

Между тем о двигательной активности ребёнка следует начинать заботиться ещё до его появления на свет. Так, согласно экспериментальным данным, в живом организме в период беременности определённый дефицит пищи, кислорода и удобств является не негативным, а благоприятным фактором для развития плода, поскольку данные отклонения, в свою очередь, являются тем стимулом, физиологическим стрессом, который заставляет плод двигаться, а весь организм — активно функционировать, интенсивно включать резервы, развиваться. Отклонения и вызванная ими двигательная активность становится фактором, «запускающим» генетическую программу всего организма [3].

Дефицит движения, не говоря уже об отсутствии фактора подвижности, резко повреждает любую живую систему, в том числе и человеческий организм. Оптимальная же двигательная активность для растущего ребёнка является универсальным фактором управления здоровья и расширения сферы жизнедеятельности. Биологическое значение движения в раннем онтогенезе не ограничивается только освоением более широкого диапазона двигательных навыков и умений. Дети, которым с момента рождения обеспечена необходимая двигательная свобода, не только быстрее пополняют арсенал динамических стереотипов, целесообразнее реагируют на изменяющуюся обстановку, но и органичнее вписываются в окружающий мир, значительно превосходят сверстников, как в психическом, так и в интеллектуальном развитии [5].

Влияние начального этапа спортивной подготовки на здоровье подрастающего поколения

В структуре многолетней подготовки важное значение имеет начальный этап спортивного совершенствования, основными задачами которого являются: укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений [8].

Подготовка юных спортсменов характеризуется многообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, использованием игрового метода. На этапе начальной подготовки не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного материала.

В области технического совершенствования следует ориентироваться на необходимость освоения многообразных подготовительных упражнений. В процессе технического совершенствования ни в коем случае не следует пытаться стабилизировать технику движений, добиваться стойкого двигательного навыка, позволяющего достичь определённых спортивных результатов. В это время у юных спортсменов закладывается техническая база, предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий.

Такой подход — основа для последующего технического совершенствования, что особо должно учитываться на этапе начальной подготовки.

Тренировочные занятия на данном этапе, как правило, должны проводиться не чаще 2-3 раз в неделю, продолжительность каждого из них — 30-60 мин. Эти занятия необходимо органично сочетать с занятиями физической культурой в школе, и они должны иметь преимущественно игровой характер.

Годовой объём нагрузок юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик и обычно колеблется в пределах 100-150 ч. Годовой объём в значительной мере зависит от продолжительности этапа начальной подготовки, который, в свою очередь, связан со временем начала занятий спортом. Если, например, ребёнок начал заниматься спортом рано, в возрасте 6-7 лет, то продолжительность этапа может составить 3 года, с относительно небольшим объёмом нагрузок в течение каждого из них (например, первый год — 80 ч, второй — 100, третий — 120). Если же будущие спортсмены приступили к занятиям позднее, например, в 9-10 лет, то этап начальной подготовки часто сокращается до 1,5-2 лет, а годовой объём нагрузок, с учётом эффекта предыдущих занятий физической культурой в школе, может сразу достигать 200-250 ч [7-9].

Подводить начинающих спортсменов к параметрам тренировочных и соревновательных нагрузок, характерных для последующих этапов многолетней подготовки, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. К сожалению, это правило игнорируется на практике. Стремление многих тренеров, функционеров и организаторов спорта любыми путями добиться высоких результатов у юных спортсменов в угоду решения частных задач (выполнение классификационных нормативов, участие в юношеских соревнованиях и тому подобное) приводит к тому, что спортсмены, начиная с 11-15 лет, постоянно, по несколько раз в год, выступают на соревнованиях, требующих специальной подготовки. Такая ориентация глубоко ошибочна, так как приводит к эксплуатации наиболее мощных средств воздействия на организм спортсменов. Задолго до достижения оптимальной возрастной зоны для демонстрации наивысших результатов юные спортсмены начинают копировать методику подготовки сильнейших спортсменов мира с характерным для неё арсеналом средств и методов. Итогом форсированной подготовки является бурный рост достижений в подростковом и юношеском возрасте, спортсмены в короткий срок выполняют нормативы мастера спорта, добиваются определённых успехов на крупных соревнованиях внутри страны, иногда успешно выступают на международных юношеских соревнованиях. Вместе с тем их результаты, по вполне естественным причинам, связанным с морфофункциональными особенностями юного организма, далеки от мировых достижений, и они не в состоянии успешно конкурировать со взрослыми спортсменами, сформировавшимися в морфологическом, функциональном и психическом отношениях.

Применение в подготовке юных спортсменов очень напряжённых, наиболее мощных тренирующих стимулов приводит к быстрой адаптации к данным средствам и к исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого, уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном году, спортсмены слабо реагируют на такие же воздействия. Но, главное, они перестают реагировать и на более лёгкие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тренеры ранее самых жёстких режимов [8].

Ключевые положения начальной спортивной подготовки спортсменов

Проблема взаимосвязи спорта и здоровья, на наш взгляд, намного сложнее, глубже и многограннее. Применительно к начальной подготовке необходимо установить следующие ключевые положения.

Оздоровительная направленность. В основе занятий спортом лежит стремление к постоянному достижению всё более высоких результатов. Последнее должно быть следствием повышения состояния здоровья. Спортом следует заниматься только здоровым, и задача состоит в том, чтобы отобрать для этих занятий именно здоровых [1-3]. В условиях постоянного снижения уровня здоровья современного человека данная задача несколько меняется: необходимо подготовить детей и подростков для занятий спортом, придать начальным этапам спортивной подготовки оздоровительную направленность.

Занятия физическими упражнениями и тем более спортивная подготовка только тогда несут здоровье, когда они проводятся рационально, с оптимальными воздействиями, в соответствующей экологической и гигиенической обстановке, при отсутствии физических и эмоциональных перегрузок, при наличии строгой индивидуализации двигательных режимов.
Организация и нормирование двигательной активности детей и подростков должны предусматривать её повышение относительно текущего уровня, перевод в зону «умеренного напряжения» функциональных систем, поскольку задаваемые нагрузки, не вызывающие напряжения физических функций, не обеспечивают достаточных тренировочных и оздоровительных эффектов [6].

В процессе занятий увеличиваются функциональные возможности организма, формируются и совершенствуются навыки и умения выполнения различных упражнений. Вместе с этим изменяется и мера доступности — то, что было недоступно на начальных занятиях, становится доступным на последующих. Поэтому с ростом функциональных возможностей организма занимающихся расширяются решаемые задачи, возрастает сложность выполняемых упражнений и величина задаваемых нагрузок. Это несёт в себе и воспитательную ценность, способствует увеличению физических, психических и интеллектуальных возможностей, если предполагаемая сложность упражнений и величина нагрузок разумно повышают наличные возможности организма по принципу зоны ближайшего развития [5], при которой и происходит развитие.

Ведущим фактором успешности физического воспитания и спортивной подготовки подрастающего поколения является специально организованный процесс адаптации к задаваемым нагрузкам, параметры которых определяются закономерностями тренировки и согласуются с состоянием организма юных спортсменов, ритмом их возрастного развития и личностными установками, интересами и уровнем притязаний [8; 13].

Принцип равных возможностей. Опыт развития детско-юношеского спорта убедительно свидетельствует о высоком уровне стабильности положительного отношения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями. Огромную позитивную роль в воспитании личности играют корпоративные традиции команды, клуба, любой разновидности спортивного коллектива [12].

По данным Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, 95 % школьников хотели бы систематически заниматься спортом, однако это желание детей и подростков искусственно сдерживается навязанным ошибочным мнением управленцев в спорте, не оправданным ничем, кроме ложных идеологических амбиций, отделением общеобразовательных учреждений от учреждений спортивных.

Несправедливость такого антигуманного отношения к детям, изначальное разделение их на таланты и бездарности, явная физкультурно-спортивная дискриминация подавляющего большинства детского населения страны должны, наконец, уступить место принципу равных возможностей в физическом совершенствовании и активном оздоровлении каждого юного гражданина России [8].

Огромное число детей так и не имеют необходимых условий и возможностей для систематических занятий спортом, отметил В. В. Путин на заседании Президентского совета по физической культуре и спорту (октябрь, 2003). Президент подчеркнул, что вокруг спортивных школ, многие из которых на грани закрытия, необходимо образовывать центры здорового спортивного образа жизни. В этих условиях остро проявляется следующее противоречие. С одной стороны, в спортивных учреждениях сохраняется приоритет спортивно- разрядных требований с присущим ему высокими тренировочными и соревновательными нагрузками, а с другой, значительная часть подрастающего поколения характеризуется низким уровнем здоровья и физического состояния.

Выводы

В завершение статьи необходимо подвести итоги: было рассмотрено понятие «здоровье» и его состояние у подрастающего поколения. Многолетняя спортивная подготовка включает пять этапов: начальной подготовки; предварительной базовой подготовки; специализированной базовой подготовки; максимальной реализации индивидуальных возможностей (подготовки к высшим достижениям); сохранения высших достижений. Особое внимание в статье было уделено начальной подготовке и подходам к её совершенствованию. Были выделены главные положения начального этапа спортивной подготовки, на которые необходимо обращать внимание при создании стратегии многолетней подготовки спортсменов.

Основные положения начального этапа подготовки — это оздоровительная направленность, а также принцип равных возможностей. Первоочередной задачей тренеров сегодня является подготовка здоровых спортсменов, организация тренировочного процесса таким образом, чтобы физические и психические способности развивались у подрастающего поколения не на предельных возможностях для достижения результата, а постепенно, с целью плавного и безболезненного перехода юных спортсменов на новые этапы подготовки с сохранением при этом их физического и психического здоровья. Путём правильной стратегии многолетней подготовки спортсмены смогут не только сохранить здоровье, но и достигать высоких спортивных показателей не только в юном возрасте, но и на протяжении всей спортивной карьеры.

Список литературы

1. Абросимова, Л. И. Определение физической работоспособности детей и подростков / Л. И. Абросимова, В. Е. Карасик // Медицинские проблемы физической культуры. — Вып. 6. — Киев, 1978. — С. 38-41.
2. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. — М. : Медицина, 1979. — 192 с.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. — М. : Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
4. Васильева, Л. Ф. Визуальная диагностика нарушений статики и динамики опорно-двигательного аппарата человека / Л. Ф. Васильева. — Иваново : МИК, 1996. 112 с.
5. Воробьёв, А. Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А. Н. Воробьёв. — М. : Физкультура и спорт, 1989. — 272 с.
6. Исаев, А. П. Моделирование в системе адаптации и управления спортивной подготовкой / А. П. Исаев, Р. Я. Абзалилов, В. В. Рыбаков,
A. В. Ненашева, Ю. Б. Кораблёва // Человек. Спорт. Медицина. — 2016. — № 2. — С. 42-51.
7. Ким, В. В. Любительский спорт как придаток международных производственных монополий / B. В. Ким // Теория и практика физ. культуры. — 1999. — № 27. — С. 8-15.
8. Кузин, В. В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества (первые итоги работы Проблемного научного совета по физической культуре РАО) / В. В. Кузин // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 1998. — № 22. — С. 2-5.
9. Муравов, И. В. Моторно-висцеральные рефлексы / И. В. Муравов. — Пермь, 1965.
10. Муравов, И. В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды / И. В. Муравов. — Киев, 1973. — 132 с.
11. Новиков, А. А. Стратегия и тактика управления спортивной подготовкой в единоборствах с помощью современной системы научно-методического обеспечения / А. А. Новиков, Г. Ф. Васильев, А. О. Новиков, Р. С. Соляник, Е. Я. Крупник // Вестн. спортив. науки. — 2016. — № 1. — С. 19-23.
12. Пустовалова, М. С. Техническая подготовка дзюдоистов учебно-тренировочной группы на этапе начальной специализации / М. С. Пустовалова, Г. И. Дерябина // Гаудеамус. — 2016. — № 2. — С. 127-129.
13. Хромина, С. И. Физкультурно-спортивная подготовка специалистов: социально-педагогические аспекты / С. И. Хромина, А. А. Тоболов // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций : сб. ст. 6-й Междунар. науч.- практ. конф. — Екатеринбург, 2016. — С. 156-159.
14. Черкасов, И. Ф. Методологические аспекты физкультурного образования / И. Ф. Черкасов, Д. В. Викторов, С. А. Ярушин // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. — 2015. — № 10. — С. 87-91.
15. Ярушин, С. А. Новое в проведении разминки перед физической нагрузкой: типичные ошибки и меры их предупреждения / С. А. Ярушин, В. Д. Иванов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Образование и здравоохранение. — 2014. — № 2 (2). — С. 84-89.

Для цитирования: Бороздин, В. Я. Подходы к повышению эффективности начального этапа многолетней подготовки спортсменов / В. Я. Бороздин, О. В. Бороздина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 7-12.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (17.10.2017)
Просмотров: 21 | Теги: подговка спортсменов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь