Вторник, 24.10.2017, 10:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МИРОТВОРЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА: ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ СТУДЕНТОВ

Н.А.Салькова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

МИРОТВОРЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА: ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ СТУДЕНТОВ

Проведён анализ миротворческих функций олимпийского спорта, знаний студентов о миротворческом значении Олимпийских игр.

Ключевые слова: олимпийский спорт, Олимпийские игры, миротворческие функции спорта.

 
В настоящее время Олимпийские игры являются одним из главных объединяющих элементов международного спорта. По инициативе МОК Генеральная ассамблея Организации Объединённых Наций один раз в два года принимает резолюции, призывающие к олимпийскому перемирию. Всемирный межгосударственный орган обращается к политическим и государственным деятелям с призывом о прекращении конфликтов и столкновений на межэтнической и любой другой основе, отказе от вражды, насилия, агрессии, обеспечении мира и спокойствия на всей территории Земли.

Эта традиция зародилась ещё во время античных Олимпийских игр в Древней Греции, однако, как показывает история, это перемирие не всегда соблюдалось. Исследования В. И. Столярова (2007), А. В. Торкунова (2004), Ю. А. Фомина (2011) демонстрируют, что миротворческая функция не соблюдается не только на международных соревнованиях, но и на соревнованиях внутри страны. В качестве примера можно привести необъективное судейство, манипуляции с допинг-пробами, коррупцию.

Для активизации повышения образовательного процесса используются интерактивные методы, которые позволяют увеличить объём усвояемой информации, так как студенты могут изучать учебный материал в любое удобное время, это мнение подтверждается в работах Т. Н. Добрыниной (2003), М. Н. Каурцева (2006), С. Д. Неверковича (2000). Однако на сегодняшний день недостаточно проработаны формы преподнесения учебного материала по миротворческой функции олимпийского спорта.

В связи с этим возникает определённое противоречие между потребностью в формировании общекультурных, профессиональных компетенций и социально-педагогических компетенций у будущих специалистов и недостаточной обращённостью вузовского образования к формированию знаний о миротворческой функции олимпийского спорта (минимально выделяемое время на изучение миротворческой функции, дефицит методического материала по формированию данных знаний).

Отмеченное противоречие показывает наличие проблемной ситуации, на решение которой и было направлено исследование, что обусловливает его своевременность и актуальность.

Цель исследования — повышение уровня профессиональных компетенций у студентов вузов через формирование у них знаний о миротворческой функции олимпийского спорта. Для достижения цели исследования выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать нормативно-правовые документы и учебно-методическую литературу по формированию знаний о миротворческой функции олимпийского спорта и оценить уровень этих знаний у студентов вузов физической культуры и спорта.

2. Выявить мнения специалистов по физической культуре и спорту о миротворческой функции олимпийского спорта.

3. Определить организационно-педагогические условия, необходимые для формирования знаний о миротворческой функции олимпийского спорта у студентов вуза физической культуры.

4. Разработать и опробовать методику формирования знаний о миротворческой функции олимпийского спорта у студентов вуза физической культуры с использованием интерактивных форм обучения.

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение учебно-методической и научно-методической литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования; анкетирование; педагогический эксперимент; метод поэлементного и пооперационного анализа; метод наблюдения; метод математической статистики.

Организация исследования. Работа была проведена на базе Челябинского государственного
университета. Исследование выполнялось в 2016/17 учебном году.

Характеристика олимпийских игр, их функций в современном спорте представлены во многих официальных нормативно-правовых документах международных организаций, например, в «Манифесте о спорте» (1971), декларации «Спорт, терпимость и честная игра» (1998), «Олимпийской хартии» (1980, 1996, 2010), «Хартии европейского спорта» (1989). На сессиях Генеральной ассамблеи ООН были приняты резолюции в целях возрождения древних традиций олимпийского перемирия, например, «Построение мира посредством спорта» (1993), «Утверждение мира и построение более счастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов» (2011) и др.

Для достижения взаимопонимания и дружбы между народами принято множество деклараций, резолюций и уставов, но в истории олимпийского движения известны факты, которые наносили существенный ущерб, а иногда приводили к катастрофическим последствиям для международного спорта. Как известно, из 30 Олимпийских игр современности начиная с 1896 г. из-за мировых войн не состоялись: в 1916 г. — VI летние Олимпийские игры в Берлине; в 1940 г. — XII летние Олимпийские игры в Хельсинки; в 1944 г. — XIII летние Олимпийские игры в Лондоне. Германия как главный виновник мировых войн не была допущена к участию в Олимпиадах 1920 г. в Антверпене, 1924 г. в Париже и 1948 г. в Лондоне.

Международная напряжённость, эскалация гонки вооружений, политические вмешательства в спорт, необъективное судейство на соревнованиях, манипуляции с допинг-контролем, коррупция мешают реализации миротворческой функции олимпийского спорта.

Таким образом, существует много проблем, которые мешают реализации миротворческой функции олимпийского спорта. Мы предполагаем, что одним из способов решения проблем является формирование знаний о миротворческой функции, которые должны быть заложены на этапе становления личности в период обучения в вузе.

Анализ содержания программ дисциплин, реализуемых в учебном процессе Челябинского государственного университета, выявил, что тема, посвящённая вопросам олимпийского движения, освещается в «Элективном курсе по физической культуре». Общий объём дисциплины в настоящее время составляет 184 академических часа (таблица).

Объём дисциплины по видам учебных занятий

Содержание дисциплины (модулей) направлено на получение студентами знаний об Олимпийских играх, истории олимпийского движения, гуманистических ценностях спорта и т. д., при формировании которых затрагиваются вопросы истории Олимпийских игр, традициях, символике, принципах олимпизма, а также о миротворческой функции олимпийского спорта, которая, по нашему мнению, изучается весьма поверхностно, нет разделов в рабочих программах по формированию знаний о миротворческой функции олимпийского спорта, ограничено количество учебных часов, которые затрагивают лишь небольшой круг вопросов.

При анализе результатов анкетирования студентов ЧелГУ и специалистов в области физической культуры было выявлено, что на вопрос «Способен ли спорт осуществлять миротворческую функцию?» 87,5 % специалистов в области физической культуры, 77,8 % студентов 2-3-х курсов и 70 % «знатоков олимпизма» утверждают, что олимпийский спорт способен выполнять данную функцию.

На вопрос «Смогут ли идеалы олимпизма "усмирить" амбиции политиков?» 50 % специалистов в области физической культуры и спорта, 57,4 % студентов 2-3-х курсов, 51,7 % «знатоков олимпиз- ма» однозначно отвечают отрицательно.

На вопрос «Должны ли спортсмены активно принимать участие в сохранении мира на Земле?» 95 % специалистов в области физической культуры и спорта, 87 % студентов 2-3-х курсов и 78,3 % «знатоков олимпизма» ответили положительно. Все опрошенные респонденты считают, что благодаря спортсменам реализуется миротворческая функция олимпийского спорта.

Однако при сравнении результатов опроса студентов и специалистов в области физической культуры встречались расхождения, например, касающиеся форм, средств и методов реализации миротворческой функции олимпийского спорта. Специалисты, помимо «спортивных соревнований» (62,5 %), «пропаганды олимпийских идеалов в СМИ» (60 %), отдают предпочтение «контролю за соблюдением Олимпийской хартии» (50 %), в студенческих ответах этот пункт встречается редко. Опрошенные студенты затруднялись перечислить формы, средства и методы реализации миротворческой функции олимпийского спорта; из предложенных ответов они отдавали предпочтение проведению спортивных соревнований (71 % — студенты, 68 % — «знатоки олимпизма»).

Специалисты в области физической культуры считают, что для полной реализации миротворческой функции необходимо оградить спорт от вмешательства политики (40 %), больше пропагандировать олимпийские идеалы (37,5 %, а = 0,012), а студенты считают, что огромный миротворческий потенциал спорта реализуется в основном автоматически через проведение международных соревнований (78 % студентов и 85 % «знатоков олимпизма»).

Анализ результатов опроса студентов 2-3-х курсов ЧелГУ (n = 261), «знатоков олимпизма» (студентов 2-3-х курса ЧелГУ, n = 61) даёт право для вывода о низком уровне знаний идеологии олимпийского спорта, о недостаточном понимании миротворческой функции олимпийского спорта, основных форм, средств и методах её реализации.

Результаты опроса свидетельствуют о низком уровне знаний Олимпийской хартии. Только 15,9 % студентов 2-3-х курсов и 26,7 % «знатоков олимпизма» ответили, что «знают, достаточно хорошо» Олимпийскую хартию.
Почти все опрошенные затруднились назвать отечественных или зарубежных спортсменов, которые принимали активное участие в деле сохранения мира на Земле.

84 % студентов 2-3-х курсов и 90 % «знатоков олимпизма» считают, что им необходимо знать об олимпийских играх, функциях олимпийского спорта и получать более углублённую информацию об этом.

Все опрошенные специалисты в области физической культуры и спорта утверждают, что им нужны знания о миротворческой функции олимпийского спорта.

Из полученных результатов можно сделать выводы:

1. В результате анализа выявлено, что в учебных программах вузов по дисциплинам (модулях): «Элективный курс физической культуры» имеется лишь упоминание о миротворческой функции олимпийского спорта, отсутствует информация о ней в учебниках и учебных пособиях.

2. У студентов зафиксирован низкий уровень знаний о миротворческой функции олимпийского спорта и идеологии олимпийского движения в целом. Всего 16,1 % студентов ЧелГУ считают, что знают идеологию Пьера де Кубертена достаточно хорошо.

3. По данным анкетирования студентов вуза выявлены основные причины низкого уровня знаний о миротворческой функции олимпийского спорта: отсутствие интереса к изучению истории олимпизма; недостаток времени на изучение истории олимпийского спорта; перегруженность другими предметами. В то же время установлено, что 84 % студентов 2-3-х курсов считают, что им необходимо знать об олимпийских играх, функциях олимпийского спорта и получать углублённую информацию об этом.

4. В результате анкетирования установлено, что все специалисты в области физической культуры и спорта утверждают, что студентам необходимо получать знания о миротворческой функции олимпийского спорта для их профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Ахромова, А. Г. Антитеррористическая подготовка волонтёров к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 года / А. Г. Ахромова, В. Н. Завгородний // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. — 2013. — № 1. — С. 11-13.
2. Гусакова, В. С. Олимпиада - 80 — новый этап в развитии мирового олимпийского движения / В. С. Гусакова // Современность как предмет исследования : материалы III республик. с междунар. участием науч. конф., 19-20 марта 2010 г. — Малаховка, 2010. — С. 133-147.
3. Гусакова, В. С. Взгляды современного российского студенчества на миротворческую функцию олимпийского спорта / В. С. Гусакова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 2012. — № 1. — С. 2-5.
4. Гусакова, В. С. Миротворческая функция олимпийского спорта в образовательном процессе студентов вузов физической культуры / В. С. Гусакова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 3. — С. 48.
5. Гусакова, В. С. Место политики в реализации миротворческой функции олимпийского спорта / В. С. Гусакова // Спорт, олимпизм, олимпийский край: навстречу XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским играм 2014 г. в городе Сочи : материалы II Всерос. заоч. науч.-практ. конф., Москва, Краснодар, Сочи, 22-23 мая 2012 г. — Краснодар : ЦНТИ, 2012. — С. 41-46.
6. Гусева, Е. П. Паралимпийские игры как одно из направлений социальной политики Российской Федерации / Е. П. Гусева, В. Д. Иванов // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.- практ. конф. : в 2 ч. — М., 2015. — Ч. 2. — С. 8-12.
7. Даниловский, Г. А. Ретроспективный анализ участия южноуральских спортсменов в Олимпийских играх / Г. А. Даниловский // Теория и практика физ. культуры. — 2007. — № 10. — С. 53-56.
8. Журавель, В. П. Олимпийские игры — объект для террористов / В. П. Журавель // Обозреватель- Observer. — 2011. — № 4 (255). — С. 60-64.
9. Иванов, В. Д. Челябинск олимпийский: спортсмены из Челябинской области — участники и победители Олимпийских игр / В. Д. Иванов, Е. А. Виха- рева, Н. Е. Зарецкая // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 2. — С. 136141.
10. Ишмуллина, О. Особенности формирования имиджа Олимпийских игр на примере зимних Олимпийских игр в Ванкувере-2010 / О. Ишмуллина // Рекламный вектор - 2010: эффективные решения : сб. материалов IV межвуз. науч.-практ. конф. — 2010. — С. 144-146.
11. Каратаев, М. В. Анализ геополитического фактора террористической угрозы олимпийским играм в Сочи / М. В. Каратаев // Национал. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 34. — С. 44-54.
12. Комаров, С. Н. Пьер де Кубертен и возрождение Олимпийских игр / С. Н. Комаров // Соврем. проблемы сервиса и туризма. — 2008. — № 3. — С. 4-6.
13. Латов, Ю. В. Проблемы правоохранительного обеспечения Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. // Ю. В. Латов, В. В. Агеев, В. М. Есипов // Вестн. экон. безопасности. — 2009. — № 6. — С. 12-17.
14. Олимпийские игры и информационные войны («Черкесский вопрос» накануне зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи) : сб. ст. / отв. ред. Э. А. Попов. — Ростов н/Д. : Ростиздат, 2012.
15. Суворова, М. В. Реализация стратегии «Мирного возвышения» (на примере XXIX летних Олимпийских игр в Пекине) / М. В. Суворова // Ист., фи- лос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. — 2010. — № 2. — С. 84-89.
16. Фомин, Ю. А. Роль президентов МОК на этапе становления олимпийского движения в реализации миротворческой функции спорта / Ю. А. Фомин, В. С. Гусакова // Современность как предмет исследования : материалы III республик. с междунар. участием науч. конф., 19-20 марта 2010 г. — Малаховка, 2010. — С. 42-47.
17. Хасанова, Л. Р. Паралимпийское движение: особенности развития и правового регулирования в Российской Федерации / Л. Р. Хасанова, В. Д. Иванов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 79-82.
18. Чиглинцев, Е. А. Возрождение Олимпийских игр как социально-педагогический проект Пьера де Кубертена / Е. А. Чиглинцев // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. : Гуманитар. науки. — 2008. — Т. 150, № 3. — С. 256-260.

Для цитирования: Салькова, Н. А. Миротворческие функции олимпийского спорта: осведомлённость студентов / Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 89-94.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (18.09.2017)
Просмотров: 30 | Теги: олимпийский спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь