Пятница, 09.12.2016, 16:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МИНИ-ВОЛЕЙБОЛ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ВУЗЕ

А.В.Родин, "Физическая культура и спорт северо-запада России". Вып. 1

МИНИ-ВОЛЕЙБОЛ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ВУЗЕ

Среди великого многообразия видов спорта в студенческом обществе особое место занимают игровые виды спорта, которые являются мощным средством социализации молодежи. Рассматривая спортивные игры как универсальное средство социализации студента, необходимо отметить, что существуют различия в характере воздействия на личность контактных и бесконтактных видов спортивных игр. По мнению Ф. Лебедя (2005), бесконтактные игры по своей сути несут более высокую социальную ценность, так как в них отсутствует непосредственное контактное взаимодействие субъектов (игроков) игровой деятельности, что положительно сказывается на общем эмоциональном фоне отдельного игрока и команды в целом.

Среди бесконтактных видов спорта в вузе особое распространение получил волейбол. Цель игры - это действия субъектов игровой деятельности, основная задача которых состоит в том, чтобы направить мяч через сетку для достижения поверхности игрового пространства на стороне соперника и в то же время не допустить, чтобы мяч, направленный со стороны соперника, приземлился в пределах собственного игрового пространства (А. В. Беляев, М. В. Савин; 2000). Сформулированная цель несет в себе огромную информационную и развивающую ценность для студента, позволяя вырабатывать социально-психологические взаимодействия внутри малой спортивной группы.

Исследованиями Йохана Хейзинга (1992) установлено, что в современном мире отмечается существенное падение социально- культурного потенциала молодежи, утрачиваются и сглаживаются человеческие ценности, накопленные предшествующими поколениями. Успешно решить эту проблему можно при помощи организации и проведения соревнований по мини-волейболу (4x4).

Необходимо отметить, что малые формы волейбола имеют ряд социокультурных преимуществ по сравнению с традиционными формами игры, так как они позволяют установить тесный контакт по обмену ценностями внутри малой группы.

Известно, что свои возможности человек в полной мере реализует в соревновательной деятельности, где от него требуется срочная мобилизация всех физических и духовных сил с целью достижения высокого спортивного результата.

Соревнования по мини-волейболу в различных вузах нашей страны приобретают большую популярность, что обусловлено рядом взаимосвязанных причин:
во-первых, эффективно реализуется проблема популяризации волейбола и его разновидностей в студенческой среде вузов физкультурного и нефизкультурного профиля;
во-вторых, с помощью мини-волейбола успешно решаются задачи повышения уровня здоровья студентов;
в-третьих, в процессе соревнований совершенствуются физические и духовные способности молодежи;
в-четвертых, формируются познавательные интересы, которые способствуют развитию творчества и созданию новых ценностей у студентов;
в-пятых, появляется возможность определения самых сильных студенческих команд по мини-волейболу в вузах.

Перечисленные причины позволяют констатировать, что в общественную жизнь вузов Российской Федерации необходимо широко внедрять различные малые формы спортивных игр и, в частности, соревнования по этим видам, которые позволяют эффективно управлять студенческой молодежью и приобщать их к активной жизненной позиции.
 
Первой попыткой столь грандиозного проекта послужили соревнования, организованные кафедрой теории и методики спортивных игр Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Первоначально мы ставили своей задачей привлечение некоторых групп студентов к участию в соревновательной деятельности с целью дальнейшей популяризации малых форм волейбола. Однако административные мероприятия по организации соревнований показали, что особой популяризации и позиционирования вида спорта не требовалось, что проявилось в большом количестве заявленных команд - 18 команд.

Объяснение этому мы связываем с тем, что изначально каждый студент, поступивший в стены профилирующего вуза, пытается раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности посредством общественной жизни.

По итогам организационной части было сформировано две группы команд - профессионалы и любители. Изначально мы ставили своей целью формирование двух групп для бескомпромиссной и равноценной борьбы в двух группах. Группу любителей составили 11 команд различных неспециализированных кафедр СГАФКСТ. 7 команд профессионалов представляли группы специализации кафедры теории и методики спортивных игр СГАФКСТ.

Соревнования проводились с 10 ноября по 10 декабря 2009г. по круговой системе. В результате проведения соревнований было сыграно более 70 игр, имеющих своей целью приобщение студентов к духу соревновательной борьбы, общению и обмену социокультурными ценностями, связующим и объединяющим звеном которой послужил мини-волейбол.

В результате проведения соревнований нам удалось создать атмосферу праздника, так как соревнования проходили в форме первенства.

Неоспоримую ценность данные соревнования представляли и для судейской коллегии, в состав которой вошли студенты 3-4 курсов специализации теории и методики спортивных игр СГАФКСТ. В результате студенты приобрели навыки судейства соревнований.

По итогам были определены победители и призеры соревнований по мини- волейболу.

Среди команд любителей итоги выглядели следующим образом:
1-е место - команда «Азимут», специализация «теория и методика лыжного спорта». 

2-е «теория
место - команда «Терек», специализация и методика легкой атлетики».

 

3-е место - команда «Физкульт Привет», специализация безопасности жизнедеятельности.

Среди команд профессионалов итоговое положение команд выглядело следующим образом:
1-е место - команда «Голд», 3, 5-й курс специализации «волейбол».



2-е место - команда «Буревестник-2», 4-й курс специализации «волейбол».
 

3-е место - команда «Буревестник», 1-й курс специализации теории и методики физической культуры и спорта и 1-й курс специализации волейбола.

По итогам соревнований команды были награждены медалями, грамотами и поощрительными подарками с волейбольной символикой.

По окончании соревнований было высказано предложение о проведении постоянных ежегодных первенств СГАФКСТ по мини-волейболу для совершенствования профессиональных навыков и обмену социально-психологическими ценностями.

Учитывая вышесказанное, можно резюмировать, что волейбол и его разновидности являются мощным и эффективным средством социализации студентов посредством спортивной деятельности, позволяющим с помощью соревнований приобретать такие качества и навыки, которые помогают быстрее адаптироваться к сложным условиям общественной деятельности и взаимодействию в различных слоях и группах общества.

Литературы:
1. Волейбол: Учебник / Под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - М.: Физическое образование и наука, 2000. - 360 с.
2. Лебедь Ф. Формула игры: общая теория спортивных игр, обучение и тренировка. - Волгоград: Изд- во ВолГУ, 2005. - 392 с.
3. Хейзинга Йохан. Человек играющий. - М.: «Прогресс-Академия», 1992.

"Физическая культура и спорт северо-запада России". Вып. 1

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (27.10.2016)
Просмотров: 27 | Теги: МИНИ-ВОЛЕЙБОЛ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016