Понедельник, 11.12.2017, 22:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

Е.В.Кунц, доктор юридических наук, профессор

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

Рассматриваются особенности причин межнациональных и религиозных конфликтов в РФ и ряде зарубежных стран. На основе анализа результатов криминологического исследования предлагаются конкретные меры по противодействию данным конфликтам.

Ключевые слова: межнациональный конфликт,религиозный конфликт, причины, противодействие,совре- менное состояние, последствия, национальные меньшинства.

 
В мировой истории известны различные подходы к урегулированию межнациональных и религиозных конфликтов. Наиболее часто встречаются на практике структурный, функциональный, поведенческий подходы [2. С. 10—12].

Первые десятилетия XXI столетия потрясли мир небывалым всплеском конфликтов различного рода. Религиозные конфликты в буквальном смысле слова полыхают по всему миру — в Европе, на Ближнем Востоке, в Америке. Последствия таких конфликтов плачевны не только для жителей тех стран, где они фиксируются — под угрозу поставлены мировой общественный порядок, территориальная целостность, суверенитет государств, национальная, экономическая безопасность, жизнь человека, группы национальных меньшинств. Растет внутренняя и внешняя миграция в странах, которые до сегодняшнего дня считались достаточно благополучными. Последствия этого носят материальный характер, вызывают необратимые духовные, нравственные, социальные изменения. Люди остаются без жилья, элементарных условий существования, констатируется рост числа столкновений на почве несовпадения в национальных вопросах государств, религиозных аспектах.

Мир без насилия невозможен, любое развитие влечет противоречия. Основной путь их преодоления — предупреждение или урегулирование социальных проблем и конфликтов ненасильственными, нерепрессивными, политическими методами. Организация Объединенных Наций остается единственной универсальной международной организацией, которая призвана поддерживать мир во всем мире. «И в этом смысле у нее нет никакой альтернативы сегодня»,— отметил Президент РФ В. Путин. От действий террористов страдают миллионы людей. «И перед всеми нами стоит задача — объединить усилия в борьбе с этим общим злом» [3].

Одним из значимых явлений конца прошлого столетия стало распространение исламского фундаменталистского политического движения, которое характеризуется как течение, способное влиять на развитие общества, используя религиозные нормы. Представители Алжира, Египта, Индонезии долгие годы ведут войны в разных частях земного шара. Число экстремистов, исповедующих ислам, растет с каждым годом.

Вызывает серьезные опасения и несовпадение интересов католиков и протестантов, что позволяет судить о наличии конфликта в Западной Европе. Данные противоречия связаны в первую очередь с этническими и идеологическими проблемами.

Исламская революция в Иране стала одной из самых неожиданных среди побед исламского фундаментализма. Именно она изменила привычное течение истории государства.

Самым затяжным религиозным конфликтом прошлого столетия можно назвать войну за святую землю Палестины. Отличает его от всех других затяжных конфликтов предмет спора — Иерусалим, его статус. Столкновения по его поводу происходят несколько десятилетий. До сегодняшнего дня стороны конфликта не могут найти решение данного вопроса.

Политические конфликты в Судане уступают по масштабу и времени конфликтам религиозным. Власти Судана поддерживают интересы мусульманской части страны, которая составляет большинство ее населения.

Конфликт между Индией и Пакистаном характеризуется столкновением двух различных конфессий — индуизма и ислама. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80 % населения страны, однако в отдельных штатах большинство составляют приверженцы других религий. В штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство. В результате длительного противостояния погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Как показывает мировой опыт, разрешение религиозных конфликтов, которые имеют в своей основе конфессиональные или этнические причины, может длиться десятилетиями или даже столетиями.

Взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям (например, конфликт между сербами и хорватами). Размах и сила этой вражды поражают правосознание нормального человека.

Огромное влияние на рост межнациональных конфликтов оказывают экстремистские организации, секты. Несмотря на наличие правовой базы, которая определяет экстремистскую организацию, экстремистские материалы, их деятельность направлена на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ — политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных действий либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, заменяющего государственную должность РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей перечисленных деяний, являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг .

В криминологической науке устоялось достаточно прочное мнение о том, что любое правонарушение порождено не какой-то одной причиной, а их определенной совокупностью, комплексом. Эта совокупность складывается из ряда факторов, процессов, явлений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности. В нашем конкретном случае, исходя из устоявшегося тезиса, необходимо учитывать все явления и процессы общественного развития, способствующие возникновению конфликтов на какой-либо почве.

Причины конфликтов на почве межнациональных и религиозных отношений следует искать и раскрывать путем анализа обострения социальных противоречий, опираясь на статистические данные, а также использовать показатели личности субъектов. Причины конфликтов следует искать как в наследии прошлого, так и в объективных закономерностях любого исторического периода, а также в серьезных просчетах социальной, правовой, экономической реформ.

Прежде всего необходимо выявить противоречия общественного развития общества, поскольку на конкретном индивидуальном уровне действия любого социального противоречия выражаются в обострении противоречий между личными и общественными интересами. Многие ученые справедливо считают, что выявлять причины конфликтного поведения необходимо на социальном уровне.

Рассматривая социальный уровень, необходимо обратить внимание на изучение причин, вызывающих конфликтное поведение на уровне всего общества, где имеют место общие тенденции, социальные процессы, которые создают условия для возникновения негативных эксцессов и определяют социальные аспекты межнациональных и религиозных конфликтов на всех других уровнях. Факторы социального уровня включают в себя социальные явления и процессы, которые непосредственно определяют сами конфликты как социальное явление либо создают тот негативный фон, который формирует условия для их существования и развития.

Нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что на возникновение и развитие межнациональных и религиозных конфликтов оказывает влияние политика государства. Результаты проводимых психологических исследований позволяют утверждать, что когда люди сталкиваются с чем-то непонятным для них, они стараются любыми способами найти ответ на это. Если им
не удается получить информацию в средствах массовой информации, люди объясняют вновь возникшую ситуацию по-своему, зачастую пользуясь слухами. Психологи доказали, что интенсивность эмоции растет пропорционально количеству лиц, одновременно ее переживающих.

Несмотря на то что Россия является правовым, демократическим, федеративным, многонациональным государством, сказать, что у нас нет межнациональных и религиозных конфликтов, было бы неправильно. Религиозные конфликты сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Возникновение новых религиозных течений, таких как, например, протестантство, явились результатом длительных кровопролитных религиозных войн. На современном этапе мирового развития вмешательство государств на религиозной основе носит несколько иной характер, нежели в былые времена, в период агрессивного столкновения интересов государств и вооруженного вторжения одного государства на территорию другого с целью насаждения своей религии.

В РФ отсутствует государственный орган, который занимался бы изучением деятельности религиозных объединений, целью которого являлось бы принятие правовых актов, направленных на противодействие религиозному экстремизму для создания модели защиты и обеспечения духовной безопасности страны, поскольку вопрос относится к повышенной степени деликатности и важности. Проблемы, имеющиеся в данной области, сводятся к отсутствию закона, который запрещал бы незаконную миссионерскую деятельность. Отсутствие государственного органа по делам религий, органа, выполняющего аналитические функции, без статистических данных которого, невозможно вообще говорить о каких-то проблемах и, естественно, вести речь о профилактике. Необходим закон о религиоведческой экспертизе. На практике наблюдаются недостаточный уровень подготовки экспертов, привлекаемых в уголовное судопроизводство, снижение уровня религиозной и правовой культуры населения. Нет признания факта существования религиозных организаций, деятельность которых построена на основании причинения вреда здоровью гражданам.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод в ст. 10 определяет, что каждый имеет право выражать свое мнение. Оно включает в себя свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод налагает обязанности ответственности, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета беспристрастного правосудия .

Автор исследования склоняется к тому, что истоки конфликта — это его исторические, экономические, социальные, конфессиональные предпосылки, поскольку «биография» конфликта включает в себя и его историю, и фон, на котором он прогрессировал. Сторонами, участвующими в конфликте, обычно выступают личности, отдельные группы или большие сообщества. Уровень социальной сложности конфликта определяется фактическим вычислением реальных сил и участников.

Позиции и отношения сторон бывают как формальными, так и неформальными, общими и частными. В конечном же итоге их отношение к конфликту выражается в том, хотят ли, стремятся ли стороны разрешить конфликт, желают ли они его решить самостоятельно или рассчитывают на внешние факторы воздействия, каковы их надежды и обещания.

Перспективы на ближайшие годы в части обострения межнациональных и религиозных конфликтов не вызывают оптимизма. Как показывает 2015 г., конфликты обостряются практически во всех странах мира, а это свидетельствует о росте количества преступлений на межнациональной, религиозной, межэтнической почве, все большее число людей становятся чувствительными к национальным и религиозным идеям. По-новому формируются цели. Если они будут выбраны правильно, общество ждут процветание и прогресс, если нет, то мир обречен на возникновение новых условий для агрессивных националистических и религиозных проявлений. Успех в этом деле зависит от интеграции сил в международном сообществе и от внутренней политики отдельных государств.

Всплеск межнациональных и религиозных конфликтов практически во всех странах, включая РФ, стал достаточно традиционным и «модным» процессом. Применительно к РФ это во многом объясняется распадом СССР, унаследованными извращениями национальной политики и достаточно длительным нежеланием решать вопросы национально-территориального устройства. Идеологические интересы, соперничество за власть, «узаконенные» привилегии на протяжении длительного времени, эгоистические интересы, через которые практически всегда продвигается национальная идея, неизбежно ведут к конфликтам на почве межнациональных и религиозных разногласий. Хочется особо обратить внимание на то обстоятельство, что начавшиеся еще в тот период конфликты, до сих пор имеют место в ряде стран бывшего СССР.

Как подтверждается результатами криминологических исследований , неблагополучие межнациональных и религиозных отношений чаще всего отражается в пропаганде, которая распространяется в средствах массовой информации либо по информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе в сети Интернет.

Достаточно длительное время отсутствовала ясная государственная политика в национальных вопросах, население не информировали должным образом об имеющихся проблемах в этой сфере общественных отношений. Общество требовало должного реагирования со стороны правоохранительных органов на все эти процессы. Рост количества обращений и жалоб еще раз подтверждал наличие проблемы. Проблемы, по которым правоохранительными органами не предпринимались меры, можно условно разделить на две группы. Первая — отсутствие должной законодательной базы, вторая — недооценка общественной опасности и социальных последствий подобного рода деяний, страх связываться с лицами и определенными группами, выступающими определенным образом, а в ряде случаев активное с ними сотрудничество.

Эпоха гласности способствовала выходу наружу скрытой напряженности, накапливавшейся в течение длительного времени. Вместе с тем деформации общественного развития, ставшие возможными в условиях социалистического общества, негативно сказались на межнациональных отношениях [4. С. 208].

Академик В. В. Бартольд подчеркивал еще в 1914 г., что исламские лозунги используются «большей частью только как средство для достижения вполне определенных политических целей» [1. C. 402].

Закономерность, выявленная в ходе изучения межэтнических конфликтов, состоит в том, что противостоящие группы не хотят видеть друг в друге будущих партнеров. Обе стороны конфликта приводят доказательства своей правоты в прошлом. Неперспективный взгляд на взаимоотношения характерен для обеих сторон [6. С. 327 — 328].

Взрыв национального самосознания народов и мощнейшие тенденции религиозного оживления выявили самые разнообразные аспекты влияния религиозных тенденций на отношения между представителями различных наций, народностей. Именно это и показало возможность использования данных установок для возбуждения и поддержания межнациональных и религиозных конфликтов. Совокупность данных обстоятельств и выявила неизбежность создания 7 июня 2012 г. Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ. Кроме того, было предложено создать специальное агентство, которое будет заниматься созданием положительного информационного фона в сфере межнациональных отношений. Агентство должно создавать положительную повестку дня для средств массовой информации, контролировать толерантность в прессе, пропагандировать межнациональное согласие в обществе. Освещение данного достаточно проблемного вопроса необходимо вести деликатно и профессионально, с уважением ко всем народам РФ.

Можно с уверенностью констатировать, что любая религия дает основу для утверждения в сознании людей образа недруга. Она формирует и создает благоприятную почву для выявления отрицательных компонентов в действиях и поведении противоположной стороны. Следует присоединиться к позиции Л. Н. Митрохина, который справедливо отмечает, что «те или иные конфликты, имеющие вполне прозаическое земное происхождение, религия способна возводить в ранг космических, от века бытийствующих столкновений, формулировать их в обобщенном, абсолютном виде, затрудняющем какой-либо компромисс» [5. С. 3].

В последнее время в РФ было много громких расследований преступлений, в которых просматривалась националистическая составляющая. Такие уголовные дела достаточно сложны для рассмотрения, так как там всегда масса нюансов и полутонов. Кроме того, преступления на межнациональной и религиозной почве практически всегда резонансные, что порой затрудняет ход расследования, поскольку необходимо выявить наличие конфликта, затем констатировать само преступление.

Проблемы в отечественном уголовном законодательстве, действительно, есть. Можно сказать о наличии определенного правового вакуума в области массовых информационных коммуникаций. В большой степени это нивелирует меры, которые способствуют активной, агрессивной деятельности, направленной на национальную и религиозную нетерпимость.

Давая оценку современному положению дел в межнациональной и религиозной политике современной России, можно сделать вывод, что настало время говорить о необходимости вернуть доверие граждан институтам государства, которое на сегодняшний день пока не может решить вопросы отдельного народа, отдельной нации, отдельной религии. Иногда это даже вопросы охраны жизни граждан от насилия и произвола. Как следствие, люди прибегают к защите различных религиозных организаций, которые очень часто в своей деятельности подменяют настоящие цели и задачи.

В современных условиях максимальное сближение наций возможно только при одновременном контакте с представителями государственных органов. Эти отношения должны быть равноправными и, естественно, добровольными, а также выгодными для всех сторон.

 
Список литературы

1. Бартольд, В. Панисламизм / В. Бартольд // Бартольд В. Сочинения : в 9 т. Т. 6. — М., 1966. — С. 402.
2. Голубовский, В. Ю. Правовые основы регулирования межнациональных и религиозных отношений (на примере стран Европы) / В. Ю. Голубовский, Е. В. Кунц // Парадигма современной науки глазами молодых : материалы Х Междунар. конф., посвящ. 25-летию независимости Республики Казахстан и 15-летию Костан. фил. Челяб. гос. ун-та, г. Костанай, 12 апр. 2016 г. — Костанай, 2016. — С. 10 — 15.
3. Коалиция против зла. Владимир Путин дал интервью американскому журналисту Чарли Ро- узу [Электронный ресурс] // Российская газета : федер. вып. № 6788 (217). — URL: http://www. rg.ru/2015/09/27/putin-site.html (дата обращения: 22.06.2016).
4. Марданов, Р. Этноконфессиональные конфликты в регионах распространения ислама: причины и особенности / Р. Марданов // Этнические и региональные конфликты в Евразии : в 3 кн. Кн. 1 / под общ. ред. А. Малашенко, Б. Коппитерса, Д. Тренина. — М. : Весь мир, 1997. — 500 с.
5. Митрохин, Л. Н. Религия и нация / Л. Н. Митрохин // Наука и религия. — 1989. — № 3. — С. 3.
6. Шихирев, П. Психологические факторы в межнациональных отношениях / П. Шихирев // Через перестройку — к новому облику социализма : теоретические и методологические проблемы общественных наук. — М., 1989. — С. 327 — 328.

Библиографическое описание: Кунц, Е. В. Межнациональные и религиозные конфликты и особенности их проявления / Е. В. Кунц // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 2. — С. 56 — 61.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (19.07.2017)
Просмотров: 484 | Теги: межнациональный конфликт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь