Среда, 21.11.2018, 23:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ «ТРЕНЕР - СПОРТСМЕН» В БАДМИНТОНЕ

Ниязов А. Т.,к.полит.н.,доц.Шабалина Ю.В., Ниязова Л.Е.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ «ТРЕНЕР - СПОРТСМЕН» В БАДМИНТОНЕ

Аннотация. Данная работа посвящена проблеме взаимоотношений между тренером и спортсменами. С помощью социологического исследования было определено психологическое состояние в коллективе.

Ключевые слова: взаимоотношения, тренер, спортсмены.

 

Введение. Отношения между тренером и спортсменом играют важную роль, в спортивной деятельности. Бадминтон относится к индивидуальным видам спорта, где это проблема актуализируется и выносится на психологический межличностный уровень. Рассматривая взаимоотношение спортсмена и тренера, важно понимать, что в бадминтоне, в первую очередь важны взаимоотношения, которые способствуют улучшению результатов и прогресса. Чтобы были эффективны результаты спортсмена, должен быть высокий уровень понимания, честности, поддержки, симпатии, благожелательности, отзывчивости, дружелюбия, желания сотрудничать, заботы и уважения друг к другу.

Главную роль в обеспечении психологического сопровождения и результатов спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в современных условиях - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, а так же стрессоустойчивой личности бадминтониста, способного к саморазвитию и использованию культурно-исторического опыта.

Личность тренера важна для спортсмена. Нередко для поддержания дисциплины необходима соответствующая строгость. Но она должна быть основана на утверждение справедливости, быть такой, чтобы вызывать у спортсменов чувства уважение к тренеру, а не страх пред ним. В умении варьировать разными средствами воздействия на ученика так чтобы, в конечном счете, преобладающим у них оказались положительные эмоции: удовольствие, уважение, радость - и состоит искусство педагогического мастерства тренеров. Немало тренеров обладают, так называемыми врожденными способностями к подобному ведению занятий. Но немало и таких тренеров, которые не умеют и не хотят разбираться в психологическом и физическом состоянии своих учеников, сразу, же переходят на грубость, крик и оскорбление.

Цель. Изучить личность тренера, и выявить взаимоотношения между тренером и спортсменами.

Организация и методы исследования. Данное социологическое исследование проведено методом «гнездовой выборки» (опрашивались все респонденты входящие в группу), с 27 февраля по 13 марта в Республике Казахстан, город
Шымкент по улице Аскарова спортивный зал без номера. В исследовании участвовали 1 тренер и 5спортсменов одной команды по бадминтону, возраст 15¬17 лет. Воспитанники занимаются бадминтоном около 5 лет. Группа СС-1. Были использованы такие методы, как анкетирование,«включенное наблюдение».

Результаты исследования и их обсуждения. Спортсменам было предложено пройти социологический опрос методом «гнездовой выборки», выявляющий отношение спортсмена к тренеру: гностическому, эмоциональному и поведенческому компонентам. Данные проведенного нами исследования дают итоговою оценку тренера, представленную командой, по каждому исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю.

Гностический параметр как уровень психологической подготовки тренера, его эмпатию - средняя арифметическая оценка - 5,4 из 8 возможных баллов. Уровень компетентности тренера как специалиста спортсмены оценивают высоко (было предложено указать несколько позиций). Так, 80% респондентов оценивают считают тренера личностью, которая готовит к соревнованиям, планирует тренировочную работу, дает разумные советы, хорошо знает слабости своего воспитанника, как знающего специалиста о проведении и подготовки спортсменов. 50% считают, что тренер не умеет точно предсказать результаты своих учеников, а также тренер не имеет шаблона, по - которому проходят тренировки (это связано со спецификой самого бадминтона). А 30% думают, что тренер не учитывает их индивидуальных особенностей. Вместе с тем, 60% не сомневаются в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет тренер.

Рассмотрев эмоциональный параметру, мы выявили, что спортсмены также дали среднюю оценку тренера - 4,6 из 7 возможных баллов. Так, 80% воспитанников полностью доверяют тренеру, и им нравится работать с тренером, но 20% не хотят делиться с тренером своими мыслями. Респонденты думают, что тренеру не хватает чуткости с людьми, считают 60% респондентов, 30% полагают, что тренер распознает их настроение на предстоящую тренировку. И только 10 % не могут поладить с тренером. На вопрос: «Удовлетворены ли Вы данным тренером?», все же опрошенные довольны тренером - 100%.

Поведенческий параметр показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена. Спортсмены же оценили этот параметр немного выше среднего - 4,2 из 8 возможных баллов. Респонденты считают, что тренер недостаточно требователен к ним, отношения между тренером и воспитанником чисто деловые, но слово тренера для них закон. 80% хотят, чтобы тренер уделял им больше внимание, так же они учитывают оценку проведенной работы ими на тренировке. Меньшая часть спортсменов не считают тренера как справедливого человека (20 %).

Позиция «тренер - спортсмен» в бадминтоне основана, в том числе и на доверии, способности выслушать. Так, большая часть указывает на то, что тренер всегда их выслушивает и дает дельный совет (60%). Тренер наказывает воспитанников за малейший проступок - так думают всего лишь 40%. Остальные либо не исполняют наказания, либо дисциплинированные люди.

Далее спортсменам и тренеру было предложено пройти анкетирование по блоку «Контроль и самооценка уровня профессионального мастерства учителя физической культуры». Был произведен перекрестный опрос тренера и его учеников. По данным опроса учащиеся дали среднюю оценку профессиональных качеств тренера - 14,8 баллов. Самооценка тренера составляет 18 баллов.Исходя из этого, можно увидеть, что у тренера немного завышенная самооценка.

Ю.В. Шабалина в своих работах считает, что важно вести здоровый образ жизни и осуществлять это среди населения [1].По внешнему виду тренер считает себя подтянутым и опрятным, так же и считают его 60% спортсменов. 40% респондентов думают, что тренер собран и деловит. Респонденты считают что тренер сохраняет чувство достоинства в разговоре с начальством. Большинство (60%) видят своего тренера скромным. Остальные же (40%) добавляют, что тренер добр и гуманен. Тренер опытен и выдержан в конфликтных ситуациях, отмечают 60%. А также целеустремлен и настойчив в проведении своей педагогической линии.

В познавательных процессах обладает хорошей памятью на лица - считают 20%, умеет логично мыслить, обладает критичностью мышления - 40%, хорошо распределяет и быстро переключает внимание - 20% и обладает хорошей памятью на фамилии - 20%.

Воспитанники видят своего тренера, как он следит за своим физическим состоянием, т.е. старается выполнять ежедневно физические упражнения 60 %.

По навыкам коммуникабельности было выявлено, что на тренировке тренер любит общаться со своими детьми, комментируя это тем, что нравится профессия учителя физической культуры, понимая ее важность для формирования детей. С таким утверждением согласны 60%, остальные же указывают на тренера, который передает свои знания и умения в школе. На занятиях тренер умеет оперативно применять свои знания, следит за динамикой физического развития своих учеников и стремится к расширению специальных знаний. 40% учащихся воздержались от ответа на выражение «Профессиональные качества тренера». Считая, что у тренера мало опыта и желают, чтобы он совершенствовался, интересовался важностью новинок в стране и за рубежом, делал какие-либо эксперименты на занятиях.

При общении с детьми тренер проявляет педагогический такт, может моментально изменять свой тон: от спокойного к властному, дружелюбному и т.д. Так же утверждают 20% респондентов, а 40% воздержались от своего ответа «умения общаться с учащимся». Остальные 40% указывают, что тренер чаще хвалит учащихся, чем порицает, знает, кого можно поругать, а кого похвалить. В педагогической культуре тренера важно доступно излогать основную мысль [2] .В культуре речи тренер умеет грамотно строить фразы, умеет найти для пояснения образные и жизненные примеры, для выразительной речи умело использует интонацию и тональность, паузу и динамику значения голоса. С таким утверждением согласились 20% испытуемых. 40% считают тренера немногословным, 20% указывают, что тренер не использует местный диалект и остальные 20% отказались от комментариев по культуре речи.

Из наблюдения мы увидели: как происходит отношения между тренером и спортсменом. Спортсмены разделились на два «фронта». Одни из которых стремятся к всестороннему общению с тренером, полностью выполняет его указания, проявляя при этом элементы творчества. Другие же к общению с тренером относятся негативно, указания выполняют формально, проявляется раздражительность, ища доводы к тому, чтобы не исполнить указания.

Тренеру было предложено пройти тест по определению поведенческого типа личности. По результатам теста (28 баллов) тренер относится к поведенческому типу «В». Этот тип отличается отсутствием бурных эмоций, умеренности, дипломатичности, тактичности в отношении с людьми, не конфликтности. Легко адаптируются к обстоятельствам, приспосабливается к новым условиям. Личность с таким типом тщательно взвешивает все возможные альтернативные варианты, и пытаются найти «оптимальный». Как руководители, люди «поведенческого типа».«В» могут стремиться поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, избегать конфликтов, являются прекрасными организаторами.

Не смотря на то, что тренер относится к поведенческому типу «В», внутри тренера еще скрыт потенциал, который необходим этому типу. Это исходит от отношения между тренером и его воспитанниками. По наблюдению заметно, что тренер старается выполнить свою работу, как и планировал.

Выводы. Из полученных данных, мы делаем следующее заключение:

Были рассмотрены и проанализированы психологические особенности взаимоотношений между тренером и спортсменом.

Личность тренера играет важную роль в становление нормального взаимодействия в коллективе.

Взаимоотношения между тренером и спортсменами находится на среднем уровне. Тренер владеет достаточным количеством знаний, методов и средств для проведения занятий.

Спортсмены хотели бы получить больше «эмпатийного» внимания для одобрения результатов своей игры и получения запаса «позитива» на игру. Тренер не всегда может выслушать и поддержать своих игроков в трудный момент.

Межличностные отношения по системе «тренер - спортсмен» в данном исследовании показывает, могут быть развиты далее наиболее высоком психологическом уровне. Тренер нашел подход к части своих воспитанников, другая же часть просто исполняет требования.

Тренер - творец уверен в себе, в своих возможностях, но он должен быть уверен и в реальности своих максималистских устремлений. В своем профессиональном развитии ему необходимо сочетать такие качества, как авторитетность, гибкость, эмпатия, знания в области психологии.

В знаниях о бадминтоне как виде спорта у тренера на высшем уровне, и только решив проблемы с психологической точки зрения, он сможет поднять уровень игроков бадминтонистов на более высокий уровень.

Литература

1. Шабалина Ю.В. Женские советы и формирование здорового образа жизни в период перестройки / Ю.В. Шабалина // Гасырларавазы (Эхо веков). 2013. № 3-4. С. 268-274.
2. Гут А.В., Аппакова-Шогина Н.З., Пайгунова Ю.В. Применение инновационных методов и педагогических технологий в современном высшем образовании. // Проблемы и тенденции развития высшего образовании в России и за рубежом: коллективная монография. - Ульяновск: Зебра , 2016, - С 189.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (29.03.2018)
Просмотров: 167 | Теги: спортсмен, взаимоотношения, Тренер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь