Воскресенье, 04.12.2016, 17:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

Международный терроризм в условиях глобализации с точки зрения механизма государственного управления

Т.Шептунова*

 

Международный терроризм в условиях глобализации с точки зрения

механизма государственного управления

 

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, учитывая то, что:

признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также равных и неотъемлемых их прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества; необходимо создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений, а также будут свободны от страха и нужды;

принимая во внимание то, что:

охрана прав человека должна обеспечиваться властью закона для того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения; необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин, а также решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства.

Генеральная Ассамблея ООН провозглашает Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

На основе этой декларации была разработана Конституция Российской Федерации ― закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации; политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Прекрасная преамбула! И практически все мы знаем текст само̀й Конституции РФ, но чаще в части наших прав. Однако, к сожалению, существует и темная сторона этого мира. И нам всем хочется хоть малую долю этой стороны просто вырезать из жизни, не замечать. Тем не менее, это невозможно, а потому я предлагаю рассмотреть одну из главнейших проблем человечества ― международный терроризм.

Существуют определенные правила ведения глобализационной войны ― войны цивилизованного мира. Но, к сожалению, на сегодняшний день не все государства, которые готовы к боевым действиям, придерживаются данных правил. Конечно, понятно, что на войне все методы хороши, но опять же, когда речь идет о безопасности и правах мирных граждан, а также суверенитете страны, то должен быть ответ на данное военное действие, которому правильней будет дать определение «террористический акт». В этом ракурсе мне хотелось бы рассмотреть Российскую Федерацию.

Для ликвидации предпосылок угрозы террористического акта необходимо выработать четкий стратегический план работы и разработок институтов безопасности. И таков план уже существует ― это Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Это новейший, оптимальный концепт безопасности Российской Федерации. Стратегия определяет важнейшие задачи в сфере социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Но эта стратегия не показывает нам поэтапный ход реализации основных задач. Хотелось бы рассмотреть возможные коррективы и более подробное продвижение по данной программе.

Итак, начнем с коррективов. Первое ― это, на мой взгляд, необходимо предотвратить предпосылки террористического акта, т.е. разработать такую концепцию, которая реально сориентирует государство, попавшее под угрозу террора. Например, предусмотреть для ликвидации предпосылок террористических акций использование вооруженных формирований.

Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов. На данный момент на развитие военной промышленности выделяют средства в размере трех процентов от годового ВВП. На мой взгляд, необходимо увеличить эту цифру, как минимум, до пяти процентов для достижения стратегических целей национальной обороны, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры. Вооруженным силам необходимо выделять технику и снабжать специальными средствами для ликвидации самой возможности совершения террористического преступления.

Существует разработанная модель антитеррористических действий, которую необходимо постоянно совершенствовать и оптимизировать. Это ― ведение разведки; анализ и оценка вероятной угрозы совершения террористического акта, обеспечение безопасности военнослужащих и гражданских служащих, охрана разработок оружия и военной техники, и, самое главное, распределение юридической ответственности за антитеррористические действия между органами и должностными лицами, отвечающими за безопасность граждан и суверенитет страны.

Немаловажная роль в антитеррористической деятельности принадлежит и средствам массовой информации (далее – СМИ), так как этот сегмент имеет одну из самых важнейших сторон. Например, когда террористический акт уже свершился, необходимо ликвидировать все утечки информации с места происшествия, так как это может пойти на пользу террористам. Если произошел захват заложников, то СМИ не должны владеть информацией о планах действий силовых структур. Чем меньше будут СМИ оповещать мир о способах и методах совершения террористических актов и захватов, тем меньше будет жертв. В этом ракурсе средства массовой информации можно сравнить с кислородом для стремительного развития раковой опухоли. Статья 205.1 УК РФ предусматривает ответственность за содействие террористической деятельности. Часть 1 данной статьи предусматривает конкретные способы содействия террористической деятельности: склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма. С большой вероятностью средства массовой информации могут воспользоваться гражданами для реализации террористического акта. Например, в преподнесенной ими информации могут содержаться объявления для вербовки террористов. Таким образом, средства массовой информации вполне могут нести ответственность по указанной статье.

Обратившись к Закону РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 25.12.2008) «О средствах массовой информации»[1], мы прочтём следующее: «к злоупотреблениям правами журналиста относятся: нарушение режима распространения сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации; использование прав журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями».

Уголовная ответственность может быть возложена на журналистов за клевету, нарушение равноправия граждан, нарушение неприкосновенности частной жизни, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. В качестве примера применения этой нормы на практике см. решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ № 7(118) от 6 марта 1997 г.

В действиях журналистов могут также содержаться некоторые составы административных правонарушений, например, предусмотренных ст. 5.26 КоАП РФ (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях), ст. 13.11 (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)), ст. 13.14 (разглашение информации с ограниченным доступом), ст. 17.13 (разглашение сведений о мерах безопасности) и др.

На данный момент террористам удалось создать систему управления информационными потоками в России, а потому необходимо разработать ряд мероприятий, направленных на отграничение средств массовой информации от террористов. Например, можно внести дополнения в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие уголовную ответственность за определенного рода освещения террористических сенсаций средствами массовой информации.

Конечно, это самые общие, может быть, и не фундаментальные предложения, но именно ими стоит руководствоваться при выработке стандартов демократической политики. Безусловно, утверждение таких стандартов не означает унификацию и обезличивание. Наоборот, согласованные критерии, согласованные подходы к вопросам государственного строительства помогут сохранить всё многообразие политических культур, управленческих моделей и социальных традиций, представлений о будущем. А высшим органам государственной власти необходимо, на мой взгляд, выстроить более четкую оптимальную стратегию управления правоохранительными органами, включая силовые структуры.

Проведя определённые исследования, я считаю, что в современной России (при сложившейся международной обстановке) необходимо: модернизировать и стремительно развивать правоохранительные органы и службы безопасности, такие, как МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФАПСИ, ФСО России, ГРУ и иные государственные профильные органы; создать новые институты безопасности России; усовершенствовать законодательные акты по вопросам применения войск в антитеррористических действиях; ограничить средства массовой информации в освещении готовящихся, либо уже совершившихся террористических актов путём усиления их ответственности; срочно создать информационный антитеррористический «спецназ»; усилить пограничный и таможенный контроль на границах Российской Федерации.

Только после проведения данных мероприятий суверенитет нашей страны будет нетронутым.

 

* Шептунова Татьяна - студентка юридического факультета НОУ ВПО «Московская гуманитарно-техническая академия», научный руководитель – заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент Г.А.Прокопович.

[1] Российская газета, 1992, 8 февраля.

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (01.01.2013)
Просмотров: 401 | Теги: глобализации, международный, управления, Генеральная Ассамблея ООН, условиях, прав, механизма, государственного, безопасность, терроризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016