Вторник, 22.08.2017, 02:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

МEЖДУНАРОДНОE ТОТРУДНИЧЕСТВО В БOPЬБE С МEЖДУHAPOДHOЙ ПPEСTУПHOСTЬЮ В УСЛOВИЯХ ГЛOБAЛИЗAЦИИ

Е.Л.Абдулгамидова

МEЖДУНАРОДНОE ТОТРУДНИЧЕСТВО В БOPЬБE С МEЖДУHAPOДHOЙ ПPEСTУПHOСTЬЮ В УСЛOВИЯХ ГЛOБAЛИЗAЦИИ

Рассмотрены проблемы профилактики совершения преступлений на международно-правовой арене; уделено внимание вопросам практики зарубежных государств в области изучения преступности.

Ключевые слова: международная преступность, международные преступления, правовая помощь.

 
Важное явление, определяющее состояние современного мирового сообщества,— это глобализация. Первое из последствий глобализации — существенное ослабление государственной власти.

Однако помимо этого вполне объективного фактора существенному ослаблению государства в новых капиталистических странах способствует и скачкообразный рост коррупции во всей системе органов государственной власти, в том числе и в правоохранительных органах.

Конечно, существенное ослабление государства характерно лишь для тех стран, которые в конце прошлого века пережили смену социально-экономического устройства. В западных странах эффективность деятельности правоохранительных органов не снизилась, однако в то время как преступные сообщества в США, Западной и Восточной Европе, России и Средней Азии действуют энергично и слаженно, сказать то же самое о государственных органах никак нельзя [6. С. 20].

Вместе с тем по формам организации своей деятельности преступные сообщества все больше напоминают крупные корпорации. Особенно это касается таких форм бизнеса, когда преступные сообщества удовлетворяют реально существующий в стране спрос на те товары и услуги, которые государство считает необходимым запретить в интересах общественного блага (например, наркотические вещества, проституцию). В данном случае преступные сообщества берут на себя удовлетворение имеющегося спроса на стихийно возникающем черном рынке и получают огромные доходы, разумеется, не облагаемые никакими налогами.

Такие доходы руководители организованных преступных групп вкладывают в легальные секторы экономики, часто в других государствах, тем самым обеспечивая защиту своих имущественных интересов от любых действий правоохранительных органов. Ведь если последним удастся пресечь тот или иной вид преступной деятельности определенной группировки, ее легальная собственность будет по-прежнему приносить доходы, которые можно будет использовать для возобновления более прибыльной преступной деятельности.

Следующим из последствий глобализации и изменения социально-экономического строя в бывших социалистических странах следует назвать существенное облегчение пересечения государственных границ и вследствие этого понижение ее значения как инструмента контроля и борьбы с правонарушениями [Там же. С. 21].

Это выражается двояким образом. С одной стороны, предельно упрощается или вообще ликвидируется контроль при пересечении государственной границы (например в Шенгенской зоне, созданной государствами — членами Европейского союза). Такие же открытые границы существуют и у РФ с большинством республик бывшего Советского Союза. Однако в то время как государства — члены Европейского союза идут по пути все углубляющейся интеграции и являются ближайшими партнерами и союзниками друг для друга, РФ сохраняет открытые границы с государствами, которые трудно назвать дружественным по отношению к России и которые открыто проводят политику максимально возможного отдаления от России в политической и культурной сферах.

Еще одним следствием глобализации для изменения криминологической ситуации в мире является появление преступлений, прямо связанных с новыми информационными технологиями и повсеместным распространением Интернета.

Благодаря широкому развитию системы банковских карт и электронных платежей реальными стали ситуации, когда преступник находится в одном государстве, потерпевший — в другом, преступные действия совершаются в третьем, а полученный преступный доход оказывается на территории четвертого государства. Очевидно, что власти одного из этих государств не в состоянии в одиночку бороться с подобными преступлениями.

Глобализация мировой экономики и ее теневые стороны резко повысили значение именно международной составляющей в деятельности правоохранительных органов государств [6. С. 22].

Н. О. Мороз констатирует недостаточность имеющихся правовых средств сотрудничества государств в борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий — и именно потому, что они используют лишь традиционные формы оказания правовой помощи [8. С. 28].

Е. Н. Рахманова отмечает, что в условиях глобализации международная преступность получает мощный импульс к развитию [9. С. 370].

Задачами в сфере международного сотрудничества в борьбе с международной преступностью являются:

1) согласование квалификаций преступлений, общественно опасных для многих государств;

2) координация мер по предотвращению таких преступлений;

3) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;

4) обеспечение неотвратимости наказания;

5) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.

Институционное сотрудничество государств происходит в рамках комитетов и комиссий, создаваемых в соответствии с международными договорами; Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений ООН; других международных организаций (Интерпола, Европола).

Задачи Интерпола:

1) координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью;

2) координация международного розыска;

3) борьба с торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономикии высоких технологий, фальшивомонетничеством и подделкой ценных бумаг, преступностью несовершеннолетних;

4) обеспечение общественной безопасности, борьба с терроризмом [10. С. 39].

Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства осуществляется нормами международного и внутригосударственного (национального) права. В рамках сотрудничества между государствами принимаются согласованные решения по унификации уголовного законодательства, разрабатываются меры пресечения преступлений, организуется деятельность по расследованию совершенных преступлений, обеспечению исполнения уголовных наказаний.

Таким образом, под международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства понимается основанное на международном договоре РФ, международном соглашении или на принципе взаимности «сотрудничество государств в борьбе с преступными деяниями, общественная опасность которых требует объединения усилий нескольких государств».

Рост преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее решения. Международно-правовая практика последнего времени показывает, что одной из эффективных форм сотрудничества государств становятся разнообразные международные организации, число которых неуклонно возрастает, равно как и их профессиональная специализация и членский состав. В частности давно изыскиваются пути и средства юридического решения проблемы преступности международными усилиями [Там же. С. 39 — 44].

Вызов мировому сообществу со стороны преступности оказался настолько мощным, что оно не может чувствовать себя удовлетворенным результатами предпринимаемых антикриминальных усилий. Приходится с сожалением констатировать, что «мозговые» штабы транснациональных криминальных и террористических организаций в своих действиях более консолидированы, мобильны, информированы и энергичны. Во многом это объясняется тем, что даже авторитетные международные, межправительственные организации, участвующие в борьбе с преступностью, из-за необходимости соблюдения формальных процедур существенно запаздывают в своих решениях. К тому же далеко не по всем вопросам достигнуто взаимопонимание между официальными властными структурами, многочисленными специализированными общественными организациями.

Региональное сотрудничество в вопросах судебного и уголовного преследования является естественным дополнением усилий по созданию политического и экономического союза, хотя оно связано с рядом деликатных и сложных аспектов национального суверенитета. В этом смысле его можно рассматривать в качестве очередного этапа (или неизбежного результата) более обширных политических и экономических процессов, основанного, тем не менее, на признании того, что полное единообразие внутригосударственного законодательства не является ни реальным, ни желательным. Дело в том, что все системы уголовного правосудия создаются в полном соответствии с конкретными особенностями различных стран. Такое хрупкое равновесие можно нарушать лишь в том случае, если это позволит получить существенные преимущества. Между тем сотрудничество в виде вступления государств в международные организации, борющиеся с преступностью, является признанием необходимости предпринять конкретные шаги в ответ на обострение региональных проблем из-за открытия внутренних границ и развития единого рынка.

Список литeрaтуры

1. Буртный, К. Сoврeмeнный тeррoризм: история вoзникнoвeния, клaссификaция, прaвoвыe oснoвы примeнeния вooружeнных сил в бoрьбe с тeррoризмoм. Зaдaчи вoeннoслужaщих- кoнтрaктникoв пo прoтивoдeйствию угрoзaм тeррoристичeских aктoв / К. Буртный // Ор^нтир. — 2010. — № 1. — С. 7 — 9.
2. Гултев, В. И. Рoль Сoвeтa Еврoпы в мeждунaрoднoй бoрьбe с прeступнoстью / В. И. Гулиeв // Евраз. юрид. журн. — 2010. — № 12. — С. 10—13.
3. Кaлaмкaрян, Р. А. Рoссия в рaмкaх мeждунaрoднoгo сoтрудничeствa в бoрьбe с прeступнoстью / Р. А. Кaлaмкaрян // Грaждaнин и прaвo. — 2015. — № 2. — С. 3—15.
4. Кoстeнкo, Н. И. Рoль Оргaнизaции Объeдинeнных Нaций и эффeктивныe мeры пo бoрьбe с трaнснaциoнaльнoй oргaнизoвaннoй прeступнoстью / Н. И. Кoсeнкo // Гoсудaрствo и прaвo. — 2014. — № 7. — С. 76 — 82.
5. Лoзoвицкaя, Г. П. Нeкoтoрыe мeждунaрoднo-прaвoвыe аспекты бoрьбы с oргaнизoвaннoй прeступнoстью / Г. И. Лoзoвицкaя // «Чeрныe дыры» в рoс. зaкoнoдaтeльствe. — 2004. — № 4. — С. 182—187.
6. Мaрусин, И. С. Трaнснaциoнaльнaя oргaнизoвaннaя прeступнoсть и прoтивoдeйствиe eй с пoмoщью нoвых фoрм мeждунaрoднoгo сoтрудничeствa в сфeрe угoлoвнoгo судoпрoизвoдствa / И. С. Мaрусин // Вeстн. С.-Петерб. ун-та. — 2015. — № 4. — С. 20 — 30.
7. Милинчук, В. В. Влияниe рaзличных тeндeнций глoбaлизaции нa мeждунaрoднoe сoтрудничeствo в сфeрe кoнтрoля нaд прeступнoстью / В. В. Милинчук // Мeждунaр. угoлoв. прaвo и мeждунaр. юстиция. — 2012. — № 1. — С. 3 — 7.
8. Мoрoз, Н. О. Принципы мeждунaрoднoгo сoтрудничeствa в бoрьбe с прeступнoстью в сфeрe высoких тeхнoлoгий / Н. О. Мoрoз // Рoс. юстиция. — 2012. — № 3. — С. 26 — 30.
9. Рaхмaнoвa, Е. Н. Мeждунaрoднaя прeступнoсть как oбъeкт криминoлoгичeскoгo исслeдoвaния / Е. Н. Рaхмaнoвa // Рoс. криминoлoг. взгляд. — 2011. — № 1. — С. 360 — 370.
10. Сухaрeнкo, А. Н. Мeждунaрoднoe сoтрудничeствo Рoссии в бoрьбe с oргaнизoвaннoй прeступнoстью: сoстoяниe и прoблeмы / А. Н. Сухaрeнкo // Прaвo и бeзoпaснoсть. — 2012. — № 2. — С. 39 — 44.

Библиографическое описание: Абдулгамидова, Е. Л. Международное сотрудничество в борьбе с международной преступностью в условиях глобализации / Е. Л. Абдулгамидова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 2. — С. 70 — 73.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (20.07.2017)
Просмотров: 12 | Теги: Мeждунaрoднaя прeступнoсть | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь