Понедельник, 15.10.2018, 18:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Техника. Технические науки

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТОВ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

А.Г.Финоченко

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТОВ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

В данной статье рассматриваются методы и виды ремонтов и обслуживания связанные с техническим воздействием на транспорт, а также карьерную, горную и дорожно-строительную технику в зависимости от материально-технического обеспечения предприятия и организации труда с учетом эксплуатации техники в различных условиях.

Ключевые слова: техническое обслуживание, ремонт, виды, методы, способы восстановления, организация технологического процесса. производство, АТП.

 

В дорожно-строительных организациях применяются три основных метода технического обслуживания и текущего ремонта машин: поточный - с выполнением работ в стационарных мастерских или профилакториях с оборудованием, расположенным по принципу потока; тупиковый - с выполнением работ в стационарных мастерских или профилакториях с оборудованием, расположенным по принципу тупика; индивидуальный - с выполнением работ в условиях строительного объекта (на месте работы машин) и использованием заранее отремонтированных в заводских условиях агрегатов, узлов и сборочных единиц.

В зависимости от числа и уровня специализации постов на которых осуществляется технологический процесс технического обслуживания, различают следующие методы его организации:

Тупиковый (на универсальных постах):
При тупиковом методе технического обслуживания автомобилей все работы выполняют на однотипных универсальных постах, за исключением уборочно-моечных, которые выполняют на постах, расположенных отдельно, в специальных помещениях или на открытых площадках. При обслуживании автомобилей на универсальных постах время пребывания автомобилей на них может быть различным. Это позволяет обслуживать на одном и том же посту автомобили разных марок и одновременно выполнять работы по текущему ремонту, потребность в которых выявлена при техническом обслуживании, что является важным положительным свойством тупикового метода технического обслуживания.

Операционно-постовой (на специализированных постах):
Операционно-постовой метод обслуживания применяется только для ТО-2. Сущность этого метода в том, что комплекс работ ТО-2 расчленяется на отдельные элементы (по операциям), которые выполняются за несколько заездов автомобиля на специально оборудованные посты.

Небольшой объем работ, выполняемых за один заезд автомобиля, и применение специализированного оборудования позволяет производить ТО-2 в межсменное время без снятия автомобиля с эксплуатации, что обеспечивает значительное повышение коэффициента технической готовности парка.

Специализация постов создает условия для механизации работ и лучшего использования оборудования, повышает производительность труда рабочих, улучшает контроль за качеством обслуживания.

Поточный (на поточных линиях):
Поточный метод технического обслуживания автомобилей является наиболее прогрессивным и в наибольшей степени соответствует условиям обслуживания автомобилей в крупных автотранспортных предприятиях с большим количеством автомобилей.

Ввиду различного объема и характера работ поточные линии организуют раздельно для каждого вида обслуживания.
Применение поточного метода обслуживания автомобилей обеспечивает:
- ритмичность протекания производственного процесса;
- возможность применения более производительного специализированного оборудования, а также механизации и автоматизации работ;
- повышение производительности труда и качества обслуживания благодаря механизации работ и специализации рабочих;
- лучшее использование производственных площадей;
- улучшение условий труда и техники безопасности.

Агрегатно-зональный:
Сущность агрегатно-зонального метода технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, разработанного Саратовским политехническим институтом, состоит в том, что в автотранспортном предприятии организуется несколько специализированных по агрегатам и системам автомобилей зон ТО-2 и текущего ремонта.
Сложность организации производства и нерациональное использование производственных площадей послужило причиной того, что агрегатно-зональный метод не получил широкого применения.

В отдельных случаях применяются также комплексный и комплексно-поточный методы технического обслуживания.
Наряду с этим можно также выделить общие виды ремонтов и технического обслуживания относящиеся как к автотранспорту, так и другим отраслям, где присутствует подвижная техника.

Полное техническое обслуживание дорожно-строительной техники включает:
- ежедневное обслуживание (ЕО) - комплекс каждодневных операций по обслуживанию техники, рекомендуемых производителем в соответствии с техническими параметрами;
- техническое обслуживание (ТО) - комплекс планово-предупредительных мероприятий, рекомендуемых производителем в соответствии с техническими параметрами и инструкциями по применению его продукции, сокращающих поломки и обеспечивающие нормативный срок эксплуатации;
- текущий ремонт (ТР) - комплекс плановых мероприятий, направленных на восстановление изношенных и вышедших из строя узлов и агрегатов;
- сезонное обслуживание (СО) - комплекс плановых мероприятий, проводимых в связи с изменением времени года;
- ремонт - комплекс операций по устранению неисправностей, замена изношенных деталей, узлов и агрегатов в целях приведения техники в работоспособное состояние;
- работы по замене шин.

Техническая готовность - суммарное время наработки на отказ техники, которое определяется сложением продолжительности всех последовательных временных интервалов за период, в течение которых техника была готова к работе, вне зависимости от фактического использования ее рабочего потенциала.

Качество ТО и ТР, проводимых на автотранспортных предприятиях (АТП), характеризуется технической готовностью парка на предприятии и обусловлено:
- отношением руководства предприятия к задачам обслуживания техники;
- объемом выделяемых ресурсов на приобретение запасных частей;
- уровнем организации материально- технического снабжения;
- уровнем квалификации обслуживающего персонала;
- оснащенностью АТП специальным технологическим оборудованием и инструментом для ТО и ТР, а также, что немаловажно, производственными площадями.

Продолжительная и надежная работа дорожно-строительной техники возможна только при условии систематического и качественного проведения мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту.

Ремонт дорожно-строительной техники - одна из наиболее трудоемких совокупностей операций на предприятиях, от этого зависит эффективность работы всего парка техники. Поэтому на практике серьезное внимание уделяется научной организации системы технического обслуживания и ремонта техники. Существуют различные подходы к классификации методов технического обслуживания техники и оборудования.

Обслуживание техники после выхода из строя:
В этом случае машины эксплуатируются до выхода их из строя. В основном это касается дешевого резервного наличия запчастей, когда замена детали, узла или агрегата дешевле, чем затраты на его ремонт или восстановление. Такой метод называется - агрегатный. В отсутствии резервирования на время ремонта производственный процесс приходиться останавливать.

Обслуживание оборудования по регламенту:
В этом случае обслуживание производится в соответствии с рекомендациями завода изготовителя через определенные сроки - по временному интервалу, наработки в мото-часах или пробегу, независимо от технического состояния оборудования. А так же может производиться посезонно в зависимости от сложных или тяжелых условий эксплуатации техники и климата. Такой вид обслуживания обычно называется планово- предупредительным (ППР).

Если периодичность обслуживания определяется методами статистического анализа, то в соответствии с регламентирующими документами период между обслуживания- ми обычно составляет время, в течение которого не менее 98 % оборудования работает без отказов. При обслуживании по регламенту, казалось бы, не теряется, по крайней мере, возможность воспользоваться гарантией завода изготовителя. Но оказывается, что не менее 50 % из числа всех технических обслуживаний по регламенту выполняются без фактической их необходимости. Кроме того, для многих машин обслуживание и ремонт по регламенту не снижает частоту выхода их из строя. На это может влиять и качество запасных частей и квалификация рабочего и обслуживающего персонала и непосредственно грамотная эксплуатация.

Более того, надежность работы техники после технического обслуживания, если обслуживание предусматривает разборку механизма или замену деталей, часто снижается, иногда временно, до момента их приработки, а иногда это снижение надежности обусловлено появлением отсутствовавших до обслуживания дефектов монтажа.

Обслуживание по фактическому техническому состоянию:
При этом виде обслуживания состояние машин контролируется или периодически (при отсутствии дефектов), или в зависимости от результатов статистических данных по отказам, неисправностям, а также параметра технического состояния (наработка на отказ).

Проведение технического обслуживания в этом случае производится только тогда, когда это необходимо в связи с наступлением высокой вероятности отказа техники. Тем самым не нарушается работа исправного механизма из-за вмешательства человека и уменьшаются простои.

Выделяют следующие системы организации технического обслуживания и ремонта дорожно-строительной техники:

Послеосмотровой ремонт.
Система послеосмотровых ремонтов основывается на визуальных осмотрах оборудования или экспертной диагностике, проводимых регулярно в удобное для этого время. По результатам осмотров наиболее изношенных узлов, требующих первоочередной замены или восстановления, составляется дефектная ведомость, и проводятся плановые ремонты. Объемы ремонтов зависят от фактического состояния техники. Техника поддерживается в работоспособном состоянии за счет проведения текущих ремонтов различного объема и продолжительности. Преимущество такой системы - наилучшее использование ресурса деталей и наименьшие трудозатраты на ремонт. Недостаток системы состоит в затруднении планирования ремонтов, своевременной оценки потребности в запасных частях, а в связи с этим осложняется и организация работы ремонтных служб. При такой системе ремонта нельзя заранее определить время остановки техники на ремонт, его объем и продолжительность. Кроме того, объем, вид и качество ремонта зависят от уровня квалификации лиц, проводящих осмотр.

Периодический ремонт.
Система периодических ремонтов основана по принципу планирования при проведении диагностики и ремонта техники в строго установленные сроки в зависимости от режима работы оборудования, сложности его конструкции и методов восстановления. При этом заранее не планируется замена деталей и сборочных единиц. Их замена производится по мере необходимости, устанавливаемой при дефектовке. При такой организации, как и при послеосмотровых ремонтах, невозможно планировать объемы ремонтных работ и своевременно выявлять потребность в запасных частях, что затрудняет распределение рабочей силы и ремонтного оборудования во времени и осложняет в целом организацию работы ремонтной службы. Достоинство системы - выполнение ремонта по фактическому состоянию техники, наибольшее использование ресурса деталей и, в связи с этим, меньший расход запчастей. Приведенные выше системы организации ремонтов отличаются гибкостью. Их применяют для оборудования и техники, работающего при переменных нагрузках.

Стандартный ремонт.
Система стандартных ремонтов основана на обязательной замене определенной части деталей и сборочных единиц в строго установленные сроки. При этом планируют ремонты заранее с известным перечнем работ. В таком случае принудительно заменяются все детали и сборочные единицы, несмотря на то, выработали ли они свой ресурс. Как исключение, могут не заменяться детали, которые гарантируют нормальную работу оборудования до следующего ремонта.

Достоинство системы - высокая надежность работы техники, возможность планирования ремонтов по срокам и объемам, обеспечение стабильности работы ремонтной службы. Недостаток - высокая стоимость ремонта из-за повышенного расхода запасных частей и завышенного объема ремонтных работ.

Систему стандартных ремонтов рационально применять для оборудования, имеющего резервирование, например, для насосов водоотлива, вентиляторов главного проветривания, компрессоров, шахтных подъемных установок и др., отказ которого влечет за собой тяжелые последствия.

Библиографический список

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// stroy-technics.ru/article/metody-tekhnicheskogo- obsluzhivaniya (дата обращения: 28.09.17).
2. Анистратов К.Ю. Построение технического сервиса карьерной техники ПО «БелАЗ» / К.Ю. Анистратов, И.Ф. Бондарев // Горная Промышленность. - 2001. - № 6.
3. Официальный сайт журнала Горная промышленность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: классификатор http://mining-media.ru/ru/article/ogr/ 90-stati/karernaya-tekhnika-ekskavatory-buldozery/ 1811 -postroenie-tekhnicheskogo-servisa-karernoj- tekhniki-po-belaz (дата обращения: 24.09.2017).
4. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / М-во автомоб. транспорта РСФСР - М. : Транспорт, 1986. - 72 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета / Сев.-Вост. гос. ун-т. ; [редкол.: Р.П. Корсун (гл. ред.) и др.]. - Магадан, 2017. - Вып. 28.

Категория: Техника. Технические науки | Добавил: x5443x (16.02.2018)
Просмотров: 673 | Теги: техническое обслуживание, ремонт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь