Среда, 07.12.2016, 23:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

В.М.Степанян

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

В статье рассматривается профессиональный стресс менеджера, его основные источники, факторы возникновения и методы его профилактики, возможные на двух уровнях (индивидуальном и организационном).

Ключевые слова: стресс, источники стресса, факторы стресса, методы профилактики, последствия стресса, менеджеры.
 

Начиная с последних десятилетий XX века, в повседневной жизни все чаще и чаще стало мелькать слово «стресс». Человек реагирует на стресс психическим и физическим напряжением, мобилизацией энергии. Это и есть проявление стресса, подготовка организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным рефлексом.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток-«убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемости среди студентов резко падает.

В информационном, быстро меняющемся современном обществе, причин, вызывающих стрессовую ситуацию, становится все больше и больше. Сегодня стресс воздействует на человека в течение дня, начиная с утра до самого вечера и даже во время сна. Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем внимания на него, в то время как длительное влияние отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Стресс стал нашим ежедневный «попутчиком», поэтому с ним надо считаться. Особенно значима эта тема для управленцев, в связи с тем, что стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом [2].

Деятельность менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение. Руководители всех уровней страдают от стрессов чаще, чем рядовые сотрудники, так как они не несут ответственность не

 
Рис. 1. Взаимосвязь эффективности деятельности и уровня стресса при решении задач разного типа сложности

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть главных источников стресса работников управленческого профиля [3]:

1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д.);
2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т. д.);
3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т. д.);
4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный карьерный рост, страх перед увольнением и т. д.);
5) факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги и т. д.);
6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение, и т. д.).

Борьба со стрессом начинается с выявления и устранения факторов, его вызывающих.
только за себя, но и за действия других людей, их труд носит преимущественно интеллектуальную составляющую и носит многопрофильный характер (рисунок 1).

Выделим основные факторы стресса в организации, проранжировав их в порядке значимости:

• сокращение штатов;
• неблагоприятный микроклимат в коллективе;
• несправедливая заработная плата;
• контроль «в области затылка»;
• строгая система наказаний и штрафов;
• плохие условия труда.

Бороться со стрессом возможно на двух уровнях.

1. На индивидуальном, используя такие средства как:
• самоменеджмент, т.е. умение грамотно и эффективно распределять свое время;
• налаживание эффективных и надежных отношений с руководителем и коллективом;
• систематические занятия спортом или физическими упражнениями;
• овладение методами релаксации, саморегуляции, аутогенной тренировки, прослушивания функциональной музыки.

2. На уровне организации, используя такие средства как:
• введение справедливой системы оплаты труда;
• улучшение условий труда;
• совершенствование системы коммуникаций и распространения информации. Сообщение персоналу о признаках профессионального стресса и факторах риска является одним из способов его профилактики. Самый доступный метод информирования - создания во внутрифирменном издании или на информационном стенде раздела, в котором регулярно печатать статьи о стрессах и мерах его профилактики. А для работников «группы риска» можно проводить информационные лекции и семинары;
• создание в организации атмосферы взаимной поддержки. Во многих случаях профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в компании, что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия. В качестве профилактики очень эффективны тренинги по командообразо- ванию, занятия по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту;
• смягчение конфликтов и уточнение организационных ролей;
• планирование карьеры сотрудников, что способствует повышению мотивации труда и дает уверенность в завтрашнем дне;
• социальная поддержка в организации, направленная на удовлетворение основных потребностей работников;
• физкультурные паузы, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и т.п.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально- психологические особенности людей. Те меры, которые будут позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. К примеру, для одних работников оптимальным является разнообразие труда, а для других важно постоянство и привычные формы работы [1].

Руководителю не следует жалеть средств, усилий и времени, потраченных на профилактику стресса, так как последствия нерешенного стресса могут быть поистине ужасны и выражаться в:
• абсентеизме (беспричинное отсутствие на работе);
• ошибках в работе и снижение производительности труда;
• ухудшении микроклимата в коллективе;
• апатии, снижении сопротивляемости болезням;
• девиантном поведении (алкоголизм, наркомания, суицид).

Таким образом, ключевая роль в управлении стрессами должна отводиться контролю их уровня, который осуществляется путем отслеживания проявлений характерных признаков стресса. Современный менеджер должен владеть технологиями управления стрессом, так как это является условием его эффективной деятельности.

Литература

1. Орлова, Ю.А. Научно-методические основы повышения качества подготовки менеджеров для сферы туризма в условиях физкультурного вуза: монография / Ю.А. Орлова, Е.В. Беликова, В.М. Степанян, С.Р. Селиванова. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2014. - 182 с.
2. Степанян, В.М. Сформированность навыка здорового образа жизни у студентов - будущих менеджеров, обучающихся в физкультурном вузе / В.М. Степанян // Вестник евразийской академии административных наук. - 2014. - №2 (27). - С. 82-89.
3. Тынянкин, О.А. Технология оптимизации структуры физической подготовленности студентов - спортивных менеджеров на основе дифференцированного мониторинга физической подготовленности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / О. А. Тынянкин. - Волгоград, 2014.- 186 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (13) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.05.2016)
Просмотров: 119 | Теги: стресс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016