Вторник, 22.01.2019, 09:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Методы оценки уровня психофизической подготовленности в спортивном туризме

В.Ю.Сморчков

Методы оценки уровня психофизической подготовленности в спортивном туризме

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы выявления уровня психофизической подготовленности в спортивном туризме. Также представлено собственное определение понятию «психофизическая подготовленность». Изложены результаты исследования уровня психофизической подготовленности в спортивном туризме на коротких пешеходных дистанциях в закрытых помещениях (залинг).

Ключевые слова: спортивный туризм, психофизическая подготовленность, залинг.

 

В спортивном туризме уровень психофизической подготовленности имеет высокую значимость, так как большая часть маршрутов и дистанций проводится в условиях далеко не оптимальных, которые близки к экстремальным. Так основываясь на результатах исследований 2013-2014 г. проводимых в горном туризме, нами выявлено, что 10% маршрута первой категории сложности проходит в условиях дискомфорта, для 2 категории сложности это цифра начинается с 15%.

Отсутствие ранее описанных в научно-методической литературе программ психофизической подготовки туристов, а также неопределенность методик проверки уровня психофизической подготовленности подтверждает актуальность данной научной проблемы.
Поэтому целью данного исследования является выявление методов оценки уровня психофизической подготовленности в спортивном туризме.

Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

Результаты работы их обсуждение. Согласно нашему определению психофизическую подготовку туриста нужно понимать, как единый целенаправленный процесс совершенствования психических (психологических) и физических качеств, направленный на достижение необходимого уровня готовности к соревновательной или походной туристской деятельности [1,2]. Соответственно результатом процесса психофизической подготовки туриста будет его психофизическая подготовленность к маршрутам или дистанциям.

В рамках процесса психофизической подготовки личность туриста можно рассматривать как систему взаимодействия его психики и физиологии.

Таким образом, базовые компоненты для психофизической подготовки могут быть определены как: состояние здоровья спортсмена, уровень физического развития и функциональных возможностей его организма, а также уровень психофизической готовности к занятиям, данным видом спорта на момент начала тренировочного процесса [3].

Рассмотрим все компоненты составляющие основу для психофизической подготовки в спортивном туризме.

Состояние и устойчивость физиологических систем организма (компонент 1) Основными физиологическими системами организма человека является костная, мышечная, система крови, система дыхания, пищеварительная система, нервно-гуморальная система и др. Все системы образуют единый организм. Важнейшим физиологическим показателем является адаптация организма к внешним условиям среды пребывания (погодные условия, высота, высокие физические и психические нагрузки на маршрутах и туристских дистанциях). К адаптации можно также отнести предстартовую подготовку туристов к дистанциям, в рамках которой происходит коррекция психофизиологического состояния спортсмена методами психологической настройки.

Основными критериями, по которым может оцениваться компонент (1) являются морфологические показатели; состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма; биохимический и иммунологический статус организма; состояние системы регуляции функций; уровень функциональных резервов кардиореспираторной системы. Измерение этих показателей производится в лабораторных условиях и требует специального оборудования. Ярким примером является измерение морфологических показателей на мониторе состава тела Танита. Данный прибор нами уже применялся для изучения оздоровительной эффективности горных походов. На основе полученных показателей было выявлено достоверное снижение жировой ткани после совершениях горных походов 1 и 2 категории сложности. В дальнейшем используя данный метод мы планируем определить модельные морфологические характеристики спортсменов-туристов высокой квалификации.

Физическое развитие и функциональные возможности организма (компонент 2) отражается в уровне общефизической подготовленности спортсмена. Уровень общефизической подготовленности туриста определяется на основе измерения основных физических качеств: выносливость, быстрота, сила, ловкость (гибкость), координационные способности, которое может быть проверено на основе выполнения установленных нормативов. Функциональные возможности туриста спортсмена на практики могут быть определены методами врачебно-педагогического наблюдения: динамометрия; пульсометрия (ортостатическая проба, клино- статическая проба), вестибулярная проба, проба Штанге, проба Генче, проба Руфье, Гарвардский степ-тест.

Уровень развития двигательных способностей (компонент 3) или состояние психомоторных процессов, по нашему мнению, является основополагающим элементом в структуре психофизической подготовленности. К наиболее важным психомоторным способностям в спортивном туризме относят: пространственная точность движений, быстрота целостного двигательного действия, временная точность движений, силовая точность движений, скорость реакции [3].

Скорость реакции например проявляется в быстроте противодействия ожидаемому или неожидаемому событию с негативными, как правило, последствиями. Пример. Элемент самозадержания при срыве

Основными критериями оценки данного компонента в структуре психофизической подготовленности являются определение типологических реакций организма; выявление характера регуляции психофизиологических процессов и анализ тенденций изменений психофизических функций организма. Измерение представленных критериев можно осуществлять многими методами одним из которых является Теппинг-тест. Определение типа темперамента является основополагающем, так как от него зависят:

скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);

пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения; темп и ритм деятельности;

интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Психологические возможности (компонент 4) организма спортсмена оцениваются на основе определения следующих критериев: интеллектуальные способности, социально-психологические качества, в.т.ч. эффективность внутригрупповых взаимодействий; характерологические черты. Все эти показатели отражают состояние высшей нервной деятельности организма спортсмена. Существует множество психологических методик направленных на изучение свойств личности. В исследовании туристов нами ранее применялся метод социометрического анализа и методика Фидлера для изучения атмосферы туристской группы.

Психофизические резервы в спортивном туризме могут определяться на основе анализа и измерения следующих критериев: зрение, зрительно-моторная реакция, слухо-моторная реакция, устойчивость систем организма и познавательных функций мозга [4].

В рамках изучения данной проблематики нами было проведено фрагментарное исследование компонентов психофизической подготовленности туристов- спортсменов на коротких пешеходных дистанциях в закрытых помещениях (залинг).

Исследование проводилось во время соревнований по залингу 12-13 декабря 2015 года на базе 35 школы города Казани. В исследование приняли участие 99 спортсменов. По половозрастному составу (женский пол — 67,7%, мужской — 32,3%), в возрасте 10-12 лет (11,1% исследуемых), 13-15 лет (55,6%), 16-19 лет (25,3%) и возрастной категории старше 20 лет (8,1%).

В исследование приняли участие испытуемые различной спортивной квалификации: без спортивного разряда 40,4% (40 человек); с юношескими разрядами 18,2% (18 человек); 3 взрослый 22,2% (22 человека); 2 взрослый разряд 7,1% (7 человек); 1 разряд 8,1% (8 человек) и 4 человека со званием кандидата в мастера спорта.

Наиболее активное участие в исследование приняли спортсмены, выступающие за Казань (34 человека) и другие регионы Татарстана (61 человек), а также удалось обследовать всех гостей (4 человека) из Удмуртии и Мари Эл. Всего в исследование приняли участие спортсмены из 20 команд выступающих за разные туристские клубы, спортивные детско-юношеские школы, средние образовательные школы, секции спортивного туризма и организации дополнительного образования детей. Наибольшее количество испытуемых представляло следующие организации: ДДЮТиЭ Простор, г. Казань (31,3% испытуемых); НЧИ КФУ Эдельвейс, г. Набережные Челны (11,1%); Мечтатель — Гимназия № 2, г. Набережные Челны (10,1%); МБОУ СОШ № 13, Бугуль- ма (8,1%).

Определение психофизического состояния туристов на коротких дистанциях происходило по следующей методике:

предстартовая субъективная оценка физической подготовленности спортсмена (по 5-ти балльной шкале), для объективизации которой проводится наблюдение за физической составляющей выступления спортсмена;

анализ предстартового психологического состояния спортсмена, которое проводится на основе выявления трех компонентов: анализ предстартовых мыслей или установок (получаем на основе опроса); определение предстартового психологического состояния путем выбора его состояния из трех предлагаемых компонентов (боевая готовность, предстартовая апатия, предстартовая лихорадка); анализ методов психологической настройки и правильность их подбора исходя из предстартового психического состояния спортсмена;

субъективная оценка результата выступления спортсмена (по 5-ти балльной шкале), которая проводится уже после финиша. В этом случае для объективизации результата оценки используется тест Люшера, который в совокупности с классом спортсмена, его предстартовым психическим состоянием и результатом выступления позволяет определить истинные причины полученного спортивного результата.

Первый блок. Результаты самооценки физической подготовленности доказывает, что 68,3% испытуемых находились в хорошей физической форме, удовлетворительное физическая форма выявлена у 29,6% испытуемых.

Объективизация результатов самооценки (на основе наблюдения за выступлением спортсменов) показывает, что в отличном физической форме находились 15,2% спортсменов, что меньше на 1,1% результатов самооценки перед стартом; в хорошей форме находилось 41,4%, что меньше результатов самооценки на 9,6%; удовлетворительное физическая форма выявлена у 41,4% спортсменов, что больше на 10,8% результатов самооценки; выявлено также два человека с неудовлетворительным состоянием физической подготовленности.

В результате анализа предстартовых мыслей и установок получены следующие данные: 46,5% испытуемых имели мобилизационные мысли; 33,4% испытуемых имели положительные мысли по поводу исхода соревнований; отрицательные предстартовые мысли и установки определены у 18,1% испытуемых, они носят явно пессимистический характер на счет результатов выступления.

В результате анализа предстартового психологического состояния выявлено, что 62,6% испытуемых находились в состояние боевой готовности, 29,3% были в состояние предстартовой лихорадки и остальные 8,1% находились в состояние предстартовой апатии.
Нами определено, что 74,7% испытуемых используют методы психологической настройки. Из них 67,4% пользуются только одним методом, а 7,6% двумя и более.

Из наиболее часто применяемых методов психологической настройки стоит выделить дыхательные упражнения, который используется в 40,5% случаев, переключение внимания в 36,5% случаев и музыка в 27% случаев. Наиболее редко используется самомассаж в 2% случаев. В результате наблюдения за участниками нами определено, что такие методы как дыхательные упражнения и музыка часто применяются с ошибками.

Использование одного метода также значительно снижает возможную эффективность предстартовой психологической настройки. Это утверждение подтверждает проведенная объективизация результатов психологической подготовленности (результат опроса до старта и тест Люшера после финиша, совместно с результатами наблюдения). Выявлено, что 46,5% испытуемых имели нестабильное психологическое состояние, 41,4% находились в хорошем психологическом состояние и 12,1% были в отличном психологическом состоянии.

Третий блок. Самооценка результатов выступления показывает, что 14,1% испытуемых считают результат отличным, 32,3% — хорошим, 30,3% — удовлетворительным; 17,2% — плохим и 6,1% — очень плохим. Также эмпирическим путем нами определено процентное соотношение зависимости результата выступления на коротких пешеходных дистанциях (залинг) от физической и психической подготовленности спортсмена. Выявлено что результат выступления в залинге зависит на 45,05% от физической подготовленности и на 54,94% от психологической подготовленности спортсмена.

Таким образом, нами выделены основные компоненты психофизической подготовленности. Также определены основные методы оценки уровня психофизической подготовленности по основным компонентам. Представлены результаты исследования уровня психофизической подготовленности туристов на коротких пешеходных дистанциях в закрытых помещениях (залинг).

Литература:

  1.  Сморчков, В. Ю. Управление процессом психофизической подготовки в спортивном туризме / В. Ю. Сморчков // Проблемы и инновации спортивного менеджмента в России: материалы I-ой всерос. науч. практ. конф., г. Казань, 4-5 июня 2015 г.— Казань.: — С. 122-127.
  2.  Сморчков, В. Ю. Теоретико-эмпирический анализ структурных компонентов психофизической подготовки в спортивном туризме / В. Ю. Сморчков, Г. Н. Голубева // Современные проблемы науки и образования. — 2015.— № 2 — Режим доступа: www.science-education.ru/129-22470 (дата обращения: 27.11.2015).
  3.  Сырвачева, И. С. Квалиметрия инновационных технологии обучения и физического воспитания студентов (на примере обучения таможенным специальностям): автореф. дис. ... докт. пед.: 13.00.08 / Сырвачева Ирина Сергеевна. — Малаховка, 2009.— 46 с.
  4.  Тюленьков, С. Ю. Технология преподавания физической культуры в вузах / С. Ю. Тюленьков, С. Н. Зуев, Л. М. Крылов // Теория и практика физической культуры.— 2001 — № 5.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (15.12.2018)
Просмотров: 23 | Теги: Спортивный туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь