Четверг, 19.10.2017, 23:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

КРАМАРЕНКО И.А.,
кандидат экономических наук, профессор (Калининградский
филиал АНОО ВПО «Международный славянский институт»)


МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ


Любые  экономические  системы  как
развитых,  так  и  развивающихся  стран,  де-
мократических или тоталитарных в большей
или меньшей степени содержат в себе неко-
торую  часть,  функционирующую  вне  рамок
законодательства.
Сегодня  в  теневом  секторе  в  мире
создается  как  минимум  8  трлн.  долларов
добавленной  стоимости  ежегодно,  не  по-
падая  в  бухгалтерские  отчеты  предприятий
и в официальную статистику как отдельных
государств, так и международных организа-
ций. Таким образом, по своим размерам гло-
бальная  теневая  экономика  сопоставима  с
экономикой США - страны, имеющей самый
крупный ВВП в мире.
Теневая  экономика  является  одной
из  укоренившихся  проблем  для  российско-
го  общества,  государства,  экономики.  Если
доля нелегального сектора в ВВП западных
стран официально оценивается в 5-10%, то
в России - в 23% и более. Эта величина со-
поставима с уровнем «теневой экономики» в
странах Латинской Америки - 60-65% ВВП и
показателем 40%, признанным критическим,
при  котором  влияние  теневых  факторов  на
хозяйственную  жизнь  становится  настоль-
ко ощутимым, что ставит под угрозу нацио-
нальную безопасность страны.
В  условиях  экономического  кризиса
внимание общества к теневой экономике не-
сколько снижается. Между тем ее воздействие
на российскую действительность возрастает,
имеет крупные масштабы и приводит к разно-
образным негативным последствиям [2].
Влияние  теневой  экономики  затраги-
вает  все  стадии  процессов  производства  и
перераспределения  ресурсов,  нарушает  це-
лостность  экономических  систем,  сокраща-
ет  доходы  бюджетов  всех  уровней.  Теневая
экономическая деятельность сопровождается
не только масштабным выводом ресурсов из
официального оборота, но и искажением ста-
тистической, финансовой, налоговой отчетно-
сти, снижением транспарентности экономики.
Компенсационная  функция  теневой
экономики частично сглаживает негативные
последствия  непродуманных  решений  вла-
стей, в частности, поглощает излишки пред-
ложения  рабочей  силы,  позволяет  функци-
онировать  предприятиям,  которым  грозит
закрытие,  снабжает  дешевой  продукцией
потребителей с низкими доходами.
В  период  усиления  кризисных  эконо-
мических  явлений  начинает  превалировать
деструктивная функция теневой экономики,
а компенсационное влияние снижается. Это
еще  раз  подтверждает,  что  разработка  на-
учно обоснованных мер по противодействию
теневой  экономике  является  актуальной  и
практически значимой задачей в современ-
ных условиях.
На  сегодняшний  день  отсутствует
комплексный  подход  к  противодействию
теневой  экономике,  ведется  борьба  только
с  отдельными  ее  проявлениями,  меропри-
ятия  проводятся  без  учета  национальной  и
региональной специфики. Очевидно, что со-
кращение  объема  теневого  оборота  хотя  и
является важной задачей, но не может быть
осуществлено  любыми  средствами.  Усиле-
ние административного давления на бизнес,
расширение  полномочий  ведомств,  контро-
лирующих  хозяйственную  деятельность,
способно  существенно  снизить  эффектив-
ность  экономики.  Требуется  оказание  из-
бирательных  регулирующих  воздействий
на  хозяйствующие  субъекты.  Кроме  того,
важно обратить внимание на индикативную
функцию  теневой  экономики,  состоящую  в
демонстрации  несовершенства  отдельных
механизмов  государственного  регулирова-
ния экономики [3].
Решение  этих  задач  можно  осуще-
ствить только на основе всестороннего ана-
лиза взаимовлияния теневой и официальной
экономики,  разработки  методического  аппа-
рата,  обеспечивающего  оценку  масштаба
теневой экономики по видам экономической
деятельности,  преимущественных  способов
перевода ресурсов в теневой оборот, влияния
теневой экономики на сферы жизнедеятель-
ности.  Только  сбалансированный  комплекс
научно  обоснованных  экономических,  поли-
тических, правовых и административных мер
может обеспечить сокращение теневого обо-
рота  и  на  этой  основе  дать  позитивный  им-
пульс устойчивому развитию экономики.
Теневая экономика - это неконтролиру-
емый обществом сектор общественного вос-
производства в ходе производства, распреде-
ления, обмена и потребления экономических
благ  и  предпринимательских  способностей,
скрываемых  от  органов  государственного
управления  и  контроля  экономических  от-
ношений  между  хозяйствующими  субъек-
тами  по  использованию  государственной,
негосударственной  и  криминально  нажитой
собственностью  в  целях  извлечения  сверх-
доходов (сверхприбыли) для удовлетворения
личных и групповых потребностей небольшой
части населения страны.
Теневая  экономика  на  основе  ста-
тистического  подхода  исследуется  в  трёх
формах  (рис.  1):  1)  Неучитываемая  (не-
официальная)  экономика.  Сюда  входят
все  легально  разрешенные  виды  эконо-
мической деятельности, в рамках которых
имеют место неучитываемые официальной
статистикой  производство  услуг,  товаров,
сокрытие  этой  деятельности  от  налого-
обложения;  2)  Фиктивная  экономика.  Это
приписки,  хищения,  спекулятивные  сделки,
взяточничество и всякого рода мошенниче-
ства,  связанные  с  получением  и  передачей
денег; 3) Подпольная (скрываемая) экономи-
ка. Под ней понимаются запрещенные зако-
ном виды экономической деятельности.
Нами  выделяются  и  анализируются
два основных типа подпольной (скрываемой)
теневой экономики - криминальная и некри-
минальная (вынужденная нелегальная) эко-
номика (табл. 1).
В целом масштабы теневой экономики
зависят от состояния экономики и способно-
сти общества контролировать производство,
распределение, обмен и потребление эконо-
мических  благ,  использование  предприни-
мательских способностей.
Изучая  теневую  экономику,  следует
учитывать две функции, выполняемые ею в
обществе,  имеющие  противоположный  ха-
рактер [1].
1.  Стабилизирующая  (регулятивная).
Для  некоторых  социальных  групп  и  слоев
общества теневая экономика выступает ста-
билизирующим фактором. Во-первых, с точ-
ки  зрения  экономических  агентов,  теневая
экономика позволяет хозяйствовать эффек-

тивнее,  поскольку  экономит  на  налоговых
изъятиях. Уклонение от налогов, по данным
обследований,  дает  возможность  предпри-
ятию  увеличить  чистую  прибыль  в  среднем
в  1,37  раза.  Тем  самым  такое  предприятие
получает  серьезное  конкурентное  преиму-
щество  по  сравнению  с  теми,  кто  работает
в  чисто  легальном  секторе,  поскольку  по-
зволяет снизить отпускные цены. Во-вторых,
теневая экономика расширяет возможность
дополнительных заработков для занятых на
официально  зарегистрированных  промыш-
ленных предприятиях. По оценкам, теневая
деятельность  на  рабочем  месте  позволяет
увеличить  доходы  работников  в  среднем
на  13%.  Около  20%  трудоспособных  росси-
ян имеют вторую, официально не учтенную
работу  (в  основном  в  посреднической  дея-
тельности, розничной торговле и челночном
бизнесе). С учетом этого реальная картина
доходов  российских  граждан  значительно
отличается от официальных данных.
2.  Дестабилизирующая.  Необходимо
учитывать  отрицательный,  деструктивный
характер  теневой  экономической  деятель-
ности,  подрывающей  основы  социального
благополучия  больших  групп  населения.
Во-первых,  теневая  экономика  вытесняет
официальные  механизмы  налогообложения.
Из общей суммы доходов, получаемых в ле-
гальном  бизнесе,  на  выплачиваемые  госу-
дарству  налоги  приходится  25%,  тогда  как
выплаты  «крышам»  и  чиновникам  -  20%  ,  а
на плату за обналичивание - 5%. Во-вторых,
теневая  деятельность  дезорганизует  произ-
водственный процесс в легальной экономике,
ослабляет трудовую дисциплину, мотивацию
работников, приводит во многих случаях к их
деквалификации.  В-третьих,  теневая  эконо-
мика порождает многочисленные конфликты,
часть которых может быть разрешена только
с применением насилия. В-четвертых, жизнь
по двойному стандарту уже давно не воспри-
нимается  многими  россиянами  как  неглас-
ная, но, тем не менее, общепринятая норма. А
отнюдь не как «отклоняющееся поведение».
В качестве особенности теневого рын-
ка  нами  отмечается  наличие  двух  кривых
предложения (рис.2).
При этом чем правее отстоит теневая
кривая  предложения  от  официальной,  тем
более данный рынок склонен к теневой ор-
ганизации бизнеса. Степень усиления тене-
вой мотивации предпринимательства прямо
соответствует  величине  «разрыва»  между
кривыми.  Ущерб  государству,  нанесенный
функционированием  теневой  экономики,
можно условно разделить на два вида.
Черный прямоугольник на рис.2 пока-
зывает прямые реальные потери налоговых
поступлений из-за действия теневых струк-
тур.  Это  область  убытков  легальных  пред-
приятий.  Заштрихованный  прямоугольник
указывает  на  объем  потенциального  недо-
получения  бюджетом  налоговых  платежей.
Здесь  отражены  объемы  теневого  произ-
водства,  количество  которого  превышает
объемы легального, а цена ниже, и налоги с
которых не уплачены. Именно на эту область
нацелено большинство программ по легали-
зации теневого бизнеса.
Все рассматриваемые методы измере-
ния и оценки масштабов теневой экономики
можно объединить в три группы: статистиче-
ские методы, используемые на макроуровне;
методы  открытой  проверки  и  специальные
экономико-правовые  методы,  используемые
на микроуровне.
Структура  российской  теневой  эко-
номики включает элементы различной при-
роды: как связанные с реальным производ-
ством  нормальных  товаров  и  услуг,  так  и
перераспределительного характера; как от-
носительно  легко  выявляемые,  так  и  с  тру-
дом поддающиеся измерению и оценке.
Тенденции  роста  за  последние  три
года  среди  теневых  операций  в  сфере  ле-
гальной экономики имеют: а) хозяйственные
операции (технологические, производствен-
ные,  трудовые,  маркетинговые,  сбытовые,
операции  по  материально-техническому
обеспечению, торговые и ряд других); б) фи-
нансовые операции (расчетные, кредитные,
фондовые,  валютные,  страховые);  в)  учет-
ные операции, связанные с осуществлением
бухгалтерского,  управленческого,  статисти-
ческого учета экономической деятельности.
Сегодня  особенности  и  уникальность
российской теневой экономики связана с та-
кими чертами, как уход от налогов, бегство
капитала  за  рубеж,  двойная  бухгалтерия,
челночная  и  бартерная  торговля,  скрытая
безработица, коррупция, рейдерство.
Чтобы противодействовать теневой кри-
минальной деятельности, государству необхо-
димо отказаться от принятой теории и практики
реформирования  экономики  и  общественных
структур, что возможно путем коренного их пе-
ресмотра в рамках рыночных отношений либо
внесения  существенной  корректировки  в  тео-
рию и практику реформирования при соблюде-
нии идеи движения к рынку. При игнорировании
этого вывода в последующие годы произойдет
дальнейшее  расширение  теневых  отношений
со всеми вытекающими негативными послед-
ствиями для общества, государства и граждан.
Затягивание  решения  центральных  за-
дач  противодействия  теневой  криминальной
экономике  и  современной  организованной
преступности предоставляет им возможность
выиграть время, развиться, совершенствовать
структуру и управление, методы, формы, спо-
собы ухода от контроля государства и обще-
ства,  накапливать  криминальный  опыт,  при-
умножать финансовую и материальную базу,
создавать  предприятия,  масштабно  «отмы-
вать» преступно нажитые доходы, расширять
международные преступные связи, усиливать
давление на население, общество и государ-
ство, втягиваться в легитимные сферы и т.п.
Библиографический список:
1. Агарков Г.А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / под
ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. 295 с.
2. Заводиленко К.А. Современные инструменты и методы ликвидации теневой экономики
в России // ЭПОС. №4 (30). 2008.
3. Степичева О.А. Механизмы государственного регулирования теневых экономических отно-
шений в России / О.А. Степичева, Р.М. Енгалычев // Федеральное агентство по образованию, Там-
бовский госуниверситет им. Г.Р. Державина, Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.






 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 767 | Теги: государственное регулирование эконо, теневая экономика, экономический кризис, финансовый сектор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь