Вторник, 23.07.2019, 09:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К СТРЕССОВЫМ УСЛОВИЯМ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ И СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГ

С.М.Струганов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки Восточно-Сибирского института МВД России
Д.А.Лапин, преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К СТРЕССОВЫМ УСЛОВИЯМ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ И СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Адаптация, стрессоустойчивость, дезадаптация, психоэмоциональная устойчивость, физические средства, кардионагрузка, оперативно-служебные ситуации.

Изучению адаптации человека к стрессовым условиям в последнее десятилетие уделяют большое внимание не только военные врачи, психологи, социологи, но и специалисты физической подготовки. Многочисленные исследования, проведенные ведущими специалистами в области адаптивной физической культуры и спорта показывают, что выполнение физических упражнений со специальной направленностью являются эффективным средством повышения адаптации сотрудников к реабилитации и подготовки их к действиям в условиях экстремальной обстановки. Основная цель специальной физической подготовки заключается в формировании у сотрудников силовых структур «заблаговременной» адаптации к реальным, практическим условиям профессиональной деятельности.

 
Во все времена в различных политических обстановках государству требуются люди, которые смогут неукоснительно выполнить поставленные перед ними служебные задачи. Главная обязанность по выполнению таких задач возлагается на сотрудников силовых структур. Однако сотрудники не рождаются профессионалами, а становятся ими при выполнении задания, от которого может зависеть жизнь и благополучие самого сотрудника или других людей. В большинстве случаев они испытывают состояние стресса. Организм человека реагирует на стресс по-разному. Для одного человека стресс будет являться своеобразным катализатором, в то же время у другого он может перерасти в панику и острый стрессовый синдром, сопровождающийся постепенной деформацией психики. Для того чтобы развитие событий не пошло по второму сценарию, сотрудникам силовых структур необходимо уметь адаптироваться к различным экстремальным ситуациям, которые возникают при выполнении служебных и оперативно-боевых задач, а также развивать личную стрессоустойчивость.

Изучению адаптации человека к стрессовым условиям в последнее десятилетие уделяют большое внимание не только военные врачи, психологи, социологи, но и специалисты физической подготовки. Это связано, в частности, с увеличением числа экстремальных ситуаций природного, техногенного характера, а также формированием «горячих точек» в различных регионах планеты. Они оказывают экстремальное воздействие на психику человека, вызывают стрессовые расстройства, которые протекают в виде затяжных или отсроченных реакций на ситуации, связанные с серьезной угрозой для жизни и здоровья. Риск формирования затяжной реакции может минимизироваться развитой способностью человека к долгосрочной адаптации.

Профессиональная деятельность сотрудников силовых структур постоянно связана с решением оперативно-служебных или служебно-боевых задач, выполнять которые приходится в экстремальных условиях и в нестандартных ситуациях. Рядом исследований доказано, что максимальный вред здоровью человека наносят экстремальные условия, связанные с боевыми действиями и проявлением психоэмоционального и психологического напряжения. Повышение уровня психического и психологического напряжения может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей человека: от небольшого мимолетного волнения до сильного шокирующего и парализующего страха [2, с. 63]. Поэтому в экстремальной боевой обстановке каждый сотрудник в зависимости от своей подготовленности и индивидуальных возможностей по-своему решает задачи, поставленные перед ним. Также нельзя забывать о соблюдении требований личной безопасности во время противоборства с противником, когда сотрудник должен не только выполнить задание, но выжить и выйти из ситуации с наименьшими потерями для своего здоровья. По данным зарубежных авторов, лишь 25% сотрудников силовых структур в боевой обстановке способны адекватно ее оценивать и сознательно применять физическую силу, табельное оружие, специальные или подручные средства. Остальных можно разделить на две категории:

1) находящиеся в сильном возбуждении;

2) шокированные и подавленные страхом.

Первые, как правило, осуществляют бесполезные, а порой нелепые действия и поступки. Вторые при возникающей или создавшейся опасности цепенеют, оказываются под влиянием страха, который сковывает и парализует их двигательные действия и мышление. Естественно, что у 25% сотрудников (тех, кто адекватно оценивает реальную экстремальную обстановку) вероятность сохранить свои здоровье и жизнь, а также здоровье и жизнь окружающих его людей значительно выше, чем у других 75%, которые менее подготовлены к данным нестандартным ситуациям служебной деятельности. Именно этой - наибольшей - категории сотрудников необходима квалифицированная профессиональная помощь для повышения их стрес- соустойчивости.

В исследованиях С.В. Романчука отмечено, что участие сотрудников в любых служебно-боевых действиях и операциях следует рассматривать как деятельность в стрессовой обстановке, которая предполагает действия преимущественно поражающего характера. При выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач у порядка 80% сотрудников силовых структур наблюдаются выраженные признаки астенизации и дезадапта- ционных расстройств. Результаты научных исследований позволяют утверждать, что у неподготовленных к условиям служебно-боевых ситуаций молодых сотрудников риск возникновения дезадап- тационных состояний значительно выше, чем у их профессионально подготовленных коллег.

Многочисленные исследования, проведенные ведущими специалистами в области адаптивной физической культуры и спорта, показывают, что выполнение физических упражнений со специальной направленностью является эффективным средством повышения адаптации сотрудников и подготовки их к действиям в условиях экстремальной обстановки.

Предварительная адаптация к непривычным условиям внешней среды может достигаться путем моделирования различных ситуаций. Одним из приоритетных направлений в преподавании является внедрение инновационных форм и технологий обучения с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающегося (в условиях, максимально приближенных к обстановке оперативно-служебной деятельности) [3, с. 150]. Их следует реализовывать в процессе профессиональной и физической подготовки сотрудников во время учебных сборов, в период обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях силовых структур. Важным условием в данном случае является руководство опытных инструкторов по профессиональной подготовке и преподавателей по физической, тактико-специальной и огневой подготовке. Для наибольшей эффективности обучения занятия необходимо проводить на специализированных полигонах и по специально разработанным методикам, которые отражали бы особенности влияния необычных условий внешней среды на организм человека и показатели учебно- боевой подготовленности сотрудников к реальным условиям.

Изучение особенностей психофизиологического состояния и поведенческих реакций сотрудников силовых структур, выполняющих оперативно-служебные и служебно-боевые задачи в Афганистане, Чечне, Закавказье, Приднестровье, Югославии, Северном Кавказе и т.д., позволили определить закономерности в динамике адаптации их организма к экстремальным условиям профессиональной деятельности. Во время проведения этих исследований были выявлены три основных периода психофизического состояния человека:

1) начальный;

2) период относительной нормализации функциональных возможностей организма и высокой работоспособности;

3) заключительный.

Начальный период характеризуется общими адаптационными перестройками, проходящими в организме человека в процессе воздействия на него неблагоприятных факторов (экологических, социально-психологических и др.) во время служебной деятельности в экстремальных условиях. В этот период для человека характерно временное снижение функциональных возможностей организма и уровня работоспособности, что следует относить к началу дезадаптационных проявлений или их частичному трансформированию в стойкие нарушения. В этот период повышается уровень тревожности, ухудшается самочувствие и настроение, отмечаются жалобы на состояние здоровья. Вместе с тем снижается устойчивость к нагрузкам и ухудшается производительность выполнения профессиональных действий, происходит увеличение на этом фоне количества ошибок. Длительность начального периода составляет от 2 до 8 недель в зависимости от уровня профессиональной подготовленности сотрудника, индивидуальных особенностей организма, конкретных условий профессиональной деятельности по выполнению поставленных задач и качества медико-психологической помощи.

Во втором периоде большинство сотрудников (67,2%) отмечают относительную нормализацию функциональных возможностей организма и формирование нового динамического стереотипа при выполнении профессиональных задач. Это связано с тем, что человек адаптируется к непривычным для начального периода экстремальным условиям существования, коллективного взаимодействия и образования нового уровня устойчивой фазы функционирования регуляторных систем организма. Именно во втором периоде адаптации к экстремальной деятельности сотрудники силовых структур наиболее толерантны к профессиональным и физическим нагрузкам.

Заключительный период характеризуется развитием выраженных дезадаптационных нарушений и понижением уровня работоспособности. В основном это связано с усталостью и плохим самочувствием, которое прослеживается у 31,1% сотрудников из-за недовосстановления организма после больших стрессовых и физических нагрузок. Начинают появляться жалобы на состояние здоровья (27,9% сотрудников), отмечается ощутимое ухудшение нервно-психической устойчивости (36,4%), снижение эффективности при выполнении оперативно-служебных и служено-боевых задач в профессиональной деятельности (27,9%).

Проводя анализ периодов адаптации, следует заметить, что продолжительность их в основном зависит от:

- исходного уровня функционального состояния организма и индивидуальных особенностей сотрудника;

- условий и сложности поставленных оперативно-служебных и служено-боевых задач.

Например, выраженные дезадаптационные проявления у сотрудников, осуществлявших сложную и напряженную профессиональную деятельность в экстремальных ситуациях с большим риском для здоровья и жизни, развивались уже через 3-6 месяцев пребывания в данных условиях. Поэтому длительное пребывание в таких условиях может быть причиной развития посттравматического стрессового расстройства или острого стресса, изучению которого в последнее время уделяется большое внимание.

Исследования показали, что у 17% ветеранов - участников боевых действия в Афганистане прослеживается состояние, которое классифицируется как послетравматический стрессовый синдром. Для данной группы характерно повышение уровня тревожности, депрессии, алкогольной зависимости. Высокий уровень выраженности таких признаков наблюдается у 22% сотрудников, участвовавших в боевых действиях на территории Чеченской Республики.

Анализируя вышесказанное, можно отметить, что особое внимание в психологической подготовке сотрудников силовых структур следует уделять преодолению моральных и физических перегрузок, последствий длительного стресса, страха и паники, возникающих в оперативно-служебных и служебно-боевых ситуациях, укреплению межличностных отношений и сплоченности внутри коллектива, повышению роли руководства среди личного состава. Успешная реализация этих задач возможна только при правильном формировании содержания и организации физической, тактико-специальной и огневой подготовки.

В разное время существовали различные взгляды на проблемы специальной направленности физической подготовки. В конце 1950 годов она рассматривалась как средство овладения сотрудниками профессиональными навыками и умениями. В 1960-1970 годы акцент в специализации физической подготовки делался на боевую подготовку сотрудников всех силовых структур. В последние годы намечается тенденция адаптации сотрудников к действиям в экстремальных и непривычных условиях средствами физической подготовки.

Основная цель специальной физической подготовки заключается в формировании у сотрудников силовых структур «заблаговременной» адаптации к реальным условиям профессиональной деятельности. Следует отметить, что адаптацию необходимо начинать не во время выполнения оперативно-служебных задач и не в момент возникновения экстремальной ситуации, а гораздо раньше, еще при обучении курсантов и слушателей в образовательных организациях Министерства внутренних дел и Министерства обороны России. Важно понимать, что необходимо подбирать такие физические и специальные упражнения, которые будут направлены на развитие стрессоустойчивости организма сотрудника. При развитии стрессоустойчивости следует учитывать личностные и индивидуальные качества обучающихся, которые могут способствовать наиболее безболезненному переносу физических, эмоциональных, психологических, психофизических и других нагрузок возникающих в процессе профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. Подготовка в этом направлении будет способствовать не только эффективному решению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, но и сохранению здоровья, а возможно, и жизни как самого сотрудника, так и гражданского населения.

Необходимые качества личности развиваются не только благодаря умственной работе человека над собой, но и посредством регулярных систематизированных занятий физической подготовкой. В ходе занятий улучшаются показатели выносливости, скорости, силы, а также формируются моральные качества, такие как воля, терпение и целеустремленность.

Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции, отрицательное влияние преступной среды, члены которой руководствуются совершенно иными ценностями, нормами и иде- 124 алами, повышенная нервно-психологическая нагрузка, которая возникает из-за переживания за результаты своей работы - все эти факторы определяют высокие требования к личностным качествам сотрудника, а также к уровню развития его стрессоустойчивости. Именно поэтому сотрудники полиции, а также сотрудники любых других силовых структур должны развивать в себе устойчивость к воздействию негативных факторов профессиональной деятельности. Сотрудник должен помнить, что в его задачи входит не только обеспечение общественного порядка и безопасности населения, но и сохранение его собственного психического и физического состояния.

Е.В. Василенко справедливо отмечает, что «сотрудники ОВД испытывают воздействие стрессо- генных факторов двойного порядка: стрессоры повседневной напряженной профессиональной деятельности и стрессоры экстремальных ситуаций, которые создают значительные трудности в решении профессиональных задач, что сказывается на успешности действий и требуют от сотрудников высокой профессиональной устойчивости, особой психологической подготовленности, умения конструктивно действовать в сложных условиях» [1, с. 136].

Методику развития стрессоустойчивости можно разделить на две группы: медико-психологические и физические средства. Что касается медико- психологических методов и способов подготовки сотрудников, следует отметить, что их существует огромное количество, причем оно постоянно увеличивается путем сочетания различных методов. Особенность этой группы методов заключается в том, что на каждом последующем этапе подготовки допустимо использовать одну и ту же методику, но только в том случае, если она направлена на сохранение и восстановление психического равновесия личного состава. Полное отсутствие либо частичное оказание медико-психологической помощи сотрудникам может стать причиной развития тяжелых и трудноизлечимых вторичных осложнений в виде негативных соматогенных реакций и различных нарушений физического состояния организма (нарушения работы сердца и сосудов, инфаркты и инсульты, нервные срывы, истерика, различные депрессивные состояния), а также появления у сотрудников пагубных привычек, в том числе алкоголизма, табакозависимости и наркомании.

Группу физических методик развития стрес- соустойчивости и устранения уже приобретенных негативных последствий воздействия стресса составляют простые, но в то же время эффективные физические упражнения. Самым простым и доступным каждому средством снятия стресса с помощью физической нагрузки являются беговые упражнения и различные кардионагрузки. Небольшая пробежка (от 30 минут) поможет привести мысли в порядок, снять раздражение и эмоциональное напряжение.

Еще одним способом борьбы со стрессом, который требует более расширенных знаний, чем использование беговых упражнений, является мышечная релаксация. Ее можно практиковать с помощью занятий йогой либо осуществлять простым попеременным напряжением и расслаблением мышц. Мышечная релаксация помогает сотруднику почувствовать разницу между напряженным и расслабленным состоянием организма, учит управлять этим состоянием. Не следует также забывать о таком эффективном физическом средстве снятия стресса, как участие в командных спортивных играх, которые носят соревновательный характер (футбол, волейбол, баскетбол). Во время таких игр происходит тренировка большинства групп мышц, возникают положительные эмоции, снимающие негативное влияние стресса.

Развитие психоэмоциональной устойчивости также может достигаться путем приобретения опыта принятия волевых решений в искусственно созданной экстремальной ситуации. При укреплении устойчивости следует использовать следующие средства физической подготовки:

- упражнения, создающие различные стрессовые или экстремальные ситуации и требующие напряжения всего организма и задействования всех морально-психологических сил (упражнения с временным или пространственным ограничением, введение элемента неожиданности, риска, действия после выполнения каких-либо кардиоупраж- нений и т.д.);

- упражнения, требующие выполнения поставленной задачи в непривычных условиях: бег по пересеченной местности, с горы, по сложному маршруту, полоса препятствий;

- упражнения, требующие высокого уровня координации (специальные подготовительные упражнения на ковре, условно-целевые спарринги, игры на открытом воздухе).

Профессиональные навыки формируются лишь при творческом подходе, когда сотруднику предоставляется свобода выбора. Проблемная подача материала в данном формате способствует тому, что сотрудник самостоятельно выбирает двигательные действия, адаптирует их к профессии. Важно координировать сознание, мышление и внимание сотрудника, ставя перед ним соответствующие задачи. Найденный таким образом прием или действие приобретут целевую значимость, следовательно, сотрудник станет более устойчивыми к неблагоприятным условиям.

Проведенный в Калининградском филиале СПбУ МВД России эксперимент показывает, что у обучаемых наблюдается закрепление навыков реализации положений ситуационной подготовки и сокращение латентного периода при попадании в экстремальные ситуации служебно-професси- ональной деятельности. Обучаемые в процессе реализации решения в ситуации служебно-про- фессиональной деятельности недостаточно психологически устойчивы и уверены в правильности принятого решения (отсутствие достаточного переноса и закрепления положительного навыка (опыта) тактической подготовки), что соответствующим образом сказывается на их действиях [4, с. 170]. Оценка правильности решения присутствует еще в те моменты, когда обучаемый уже приступил к его реализации, и это, естественно, не может не сказаться на качестве исполняемой техники боевого приема и реализации поставленной задачи. Проводящему занятие нужно иметь это в виду и давать соответствующую оценку действиям, нацеливая сотрудников на необходимость полной мобилизации на исполнение принятого решения. Данная методика позволяет моделировать множество реальных ситуаций без их копирования, с некоторым упрощением, что облегчает процесс приобретения необходимых навыков и умений.

Подводя итоги, необходимо отметить, что специальная физическая подготовка может оказать существенное влияние на подготовку сотрудников для профессиональной деятельности не только тем, что она формирует определенные двигательные навыки, но и тем, что помогает развитию актуальных двигательных качеств и психофизиологических функций, которым принадлежит ведущая роль в формировании динамического двигательного стереотипа, лежащего в основе того или иного движения. Иными словами, решается задача создания непосредственных предпосылок для быстрейшего овладения теми или иными видами двигательных действий.
Физическая подготовка обладает огромными возможностями развития профессионально важных качеств с целью поддержания физической готовности сотрудников. Однако вопрос ее организации требует дальнейшего изучения и научного обоснования. При этом все компоненты физической подготовки должны способствовать достижению единой цели, то есть обеспечению высокой профессиональной подготовленности сотрудников силовых структур.

Ввиду значимости заявленной темы представляется необходимым внести изменения в программу физической подготовки в силовых структурах, пересмотрев блоки, связанные с усовершенствованием методики обучения боевым приемам борьбы, на основе заданий, моделирующих условия служебно-оперативной деятельности сотрудников и связанных с их адаптацией к стрессовым условиям оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

В настоящее время для сохранения своей активности и высокой работоспособности любой специалист должен следить за своим здоровьем, как физическим, так и психическим. Особенно это касается сотрудников силовых структур, так как их профессиональная деятельность изначально подразумевает повышенные психофизические нагрузки. Для эффективного противостояния этим нагрузкам им необходимо развивать в себе морально-волевые качества, которые способствуют формированию высокого уровня стрессоустойчивости и способствуют заблаговременной адаптации к выполнению оперативно-служебных и служебно- боевых задач. ¦

 
Библиографический список:

1. Василенко Е.В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям: Дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. Ставрополь, 2008. 229 с.
2. Андреев А.А., Росадюк В.С., Струганов С.М. Инновационные взгляды на повышение профессионально- прикладных качеств курсантов и слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых структур // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. № 3 (78). С. 63-71.
3. Чушанков Ю.А., Лапин Д.А. Использование активных форм обучения на занятиях по физической подготовке // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (43). С. 150-153.
4. Лапин Д.А., Чушанков Ю.А. Моделирование служебно-боевых ситуаций на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Сборник материалов 1-й всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 2014. 170 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (48) 2017.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (09.07.2019)
Просмотров: 16 | Теги: стрессоустойчивость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь