Понедельник, 05.12.2016, 07:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ШКОЛЬН

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

О.В. Пастюк

В современной науке методология исследования — это система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.

Вместе с тем, по мнению Г.М. Коджаспировой, методология педагогики — это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования [Коджаспирова, 2005, с. 42].

В.А. Сластёнин под методологией понимает систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности [Сластёнин, 2002, с. 80].

По нашему мнению, специфика педагогической деятельности заключается в том, что у педагога нет опыта воспитания конкретного ребенка, следовательно, каждый раз ему приходится строить свою систему воспитания заново.

На основе проведенного теоретического исследования нами были выделены и структурированы следующие методологические принципы партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в образовательно-развивающей среде:

1. Антропологический принцип — системное использование данных всех наук о человеке для построения и осуществления педагогического процесса с учетом целостной природы человека, его возможностей и потребностей.

2. Культурологический принцип — культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе и обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.

Культурологический принцип имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический; технологический; личностно-творческий.

3. Принцип личностного подхода — ориентация в педагогическом процессе начальной

школы, основанном на партнерских взаимоотношениях, на личность ребенка как на цель и

субъект, результат и главный критерий его эффективности и продуктивности.

Учитывая, что основа личностного подхода — уникальность личности каждого ребенка, ее интеллектуальность, нравственная свобода и право на уважение, мы можем говорить о том, что педагог должен: понимать, принимать и признавать ребенка.

Вместе с тем необходимо отметить, что в процессе построения гуманных партнерских взаимоотношений опора делается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности и создание для этого соответствующих условий. Учитель не давит на ребенка своим авторитетом и своими знаниями, а создает определенные условия для его самостоятельного развития.

4. Принцип деятельностного подхода — учитывая, что именно деятельность является

основой, средством и решающим условием развития личности ребенка, педагогический процесс, сформированный на партнерских взаимоотношениях, должен строиться на основе учета ведущего вида деятельности конкретного возраста.

В данном случае крайне важным является то, что в процессе построения партнерских взаимоотношений учителю необходимо организовать жизнедеятельность учащихся своего класса так, чтобы не было разрыва между тем, как детей обучать, а как с ними жить!

5. Принцип системного подхода — в данном случае педагогический процесс в начальной школе, основанный на партнерских взаимоотношениях, рассматривается нами как сложная система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.

6. Принцип информационного подхода — основа партнерских взаимоотношений — субъект-субъектные взаимоотношения взрослого и ребенка, в процессе которых они обмениваются информацией ( в процессе обучения — это учебные знания). Причем следует отметить, что информацию получает не только учащийся от учителя, но и наоборот!

7. Принцип поликультурности — построение обучения и воспитания в начальной школе на основе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправии всех этнических и социальных групп, составляющих ученическое сообщество, на недопустимости дискриминации окружающих по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста.

Немаловажное значение для нашего исследования имеет и термин образовательноразвивающая среда начальной школы.

Большое внимание исследованию психолого-педагогических особенностей формирования образовательной среды относительно взаимодействия личности и образовательной среды уделялось в трудах И.В. Богданова, Дж. Гибсона, Э.Н. Гусинского, В.В. Давыдова, Е.А. Климова, П.Ф. Лесгафта, В.В. Рубцова, Г.П. Щедровицкого, В.А. Ясвина и др.

Вместе с тем историко-педагогический анализ образовательных систем таких выдающихся педагогов, как Я.А. Каменского (догматическая образовательная среда), Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци (безмятежная среда пассивной свободы), Д. Локка и А.С. Макаренко (среда внешнего лоска и карьеры), Я. Корчака (творческая образовательная среда) позволил нам сделать вывод о том, что развитие свободы и активности ребенка в творческой образовательной среде есть суть гуманистической педагогики, а образовательная среда, проектируемая в рамках гуманистической педагогики, должна обеспечивать комплекс условий и возможностей для осознания и реализации каждым ребенком своих личностных потребностей и интересов.

Образовательно-развивающая среда начальной школы не только обеспечивает различные виды активности учащихся, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.

Результаты проведенных нами теоретических и практических исследований показали, что при организации педагогического процесса на основе партнерских взаимоотношений, накопив достаточный опыт общественной жизни, учащиеся начальных классов осознают себя активными участниками жизни школы в целом и отдельного класса в частности, что позволяет им легко адаптироваться в условиях школьного коллектива.

Резюмируя изложенное, мы имеем возможность сделать вывод о том, что равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения — это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту задачей. Только в этом случае к 6—10 годам дети могут самостоятельно сорганизоваться и решить любую (адекватную их возрасту) проблему так, чтобы не было тех, у кого «не получилось», и тех, кто уже давно все сделал.

Библиографический список

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — М., 2005.

2. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М., 2002.

Шулешко Е.Е. Понимание Грамотности. — М., 2001.

Статья опубликована:

Вестник Северо-Восточного   государственного университета. — № 13. Спецвыпуск. — Магадан : Изд-во СВГУ, 2010. — 204 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 63 | Теги: образовательный процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016