Пятница, 02.12.2016, 22:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

МЕТОДОЛОГИЯ ФАСИЛИТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

МЕТОДОЛОГИЯ ФАСИЛИТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

А.М.Рябков

Формирование демократического общества – длительный процесс, требующий целенаправленной работы. Еще М.Монтень утверждал, что демократии можно и нужно учить. Очевидно, что этот процесс инициируется в образовательной  среде. Основная линия научения – интенсивно происходящее усвоение моделей поведения, взаимодействия и отношений в этой среде. Она подразумевается для трансляции этих моделей. Однако для достижения цели – формирование демократического общества – образовательный процесс должен быть построен на принципах, средствах и приемах обучения, отличных от упрочившихся авторитарных. Мы считаем, что основополагающим в образовательной среде, формирующей демократическое общество, должен стать принцип фасилитации.

В 1965 году в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Р. Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало новому направлению социально-психологических исследований. Фасилитация в самом широком смысле толкования понятия – это «облегчение», помощь группе или отдельному человеку в организации собственной деятельности. Быстрее всего оно прижилось в психологии, в субкультуре психологов-консультантов и тренеров, организующих тренинговые процессы в различных сферах обучения персонала.

В настоящее время выделяют фасилитацию социальную и педагогическую. Под первой понимают повышение скорости или продуктивности деятельности инди­вида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, пред­ставления и т. п.) другого чело­века (или группы людей), выступа­ющего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данно­го индивида[1]. Она изучается только в русле психологии. Под второй – усиление продуктивности образова­ния (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет их особого стиля общения и личности педаго­га[2].

Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-х годах XX в. К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии.  В отечественной психологии количество работ, посвященных педагогической фасилитации, не так велико (Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина [2000]). Изучая педагогическую фасилитацию, авторы устанавливают особенности и психотехнологии ее развития. Большинство исследований выполнено в русле педагогики (Р.С. Димухаметов [2006], Е.Ю. Борисенко [2006], Л.Н. Куликова, Е.Г. Врублевская [1999]). Так, Е.Ю. Борисенко изучает вопросы внедрения избранных форм и методов работы по фасилитации становления экзистенциальной направленности личности учащихся с акцентом на  развитие слабоуспевающих школьников. В исследованиях Л.Н. Куликовой и  Е.Г. Врублевской изучается фасилитирующее общение как вид педагогического взаимодействия, в ходе и в результате которого при определенных условиях осуществляется осознанное, интенсивное и продуктивное саморазвитие субъектов взаимодействия. Ими выделены основные педагогические условия, обеспечивающие развитие способности педагога к фасилитирующему общению. В работах Р.С. Димухаметова дается теоретико-методологическое обоснование и представлены результаты успешной апробации концепции фасилитации в системе повышения квалификации педагогических кадров. Суть разработанной им технологии фасилитации заключается в инициировании потенциальных возможностей педагога в са­моактуализации посредством реализации ведущей роли деятельности, развитии сознания, независимости, свободы выбора в воспроизводстве новых знаний, само­развитии личности.

Навыки фасилитации постепенно становятся объективной составляющей работы педагога со студентами. Они предполагают формирование у педагогов новых установок, новых представлений о своей роли и миссии в процессе обучения ученика. Эта роль должна трактоваться не как прямая «перекачка» знаний, имеющихся у педагога, в головы его учеников, а как создание условий для усвоения этих знаний путем исследования, применения, порождения или проживания знаний учащимися в процессе их самостоятельной учебной деятельности.

Освоить и применить навыки фасилитации в работе со студентами большинству сегодняшних педагогов очень непросто. Необходима умелая организация групповой работы. Фасилитатор облегчает процесс обсуждения в группе и контролирует ход совместной деятельности. Вместе с группой он устанавливает ряд правил и процедур, выполнение которых затем контролирует ради продвижения группы от этапа постановки проблем к этапу их решения. Благодаря наличию фасилитатора группа может работать в более комфортных условиях: он позволяет ей оставаться в рамках поставленных целей, помогает услышать каждого, сохранить объективность и тактичность в обсуждении, не застрять на мелочах и деталях. В целом, фасилитатор помогает группе начать работать единой командой с учетом поставленной цели, точки зрения и степени активности каждого учащегося.

При фасилитации обучения преподаватель получает возмож­ность использовать не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимых профессиональных знаний, формируют умение рассуждать, искать новые гра­ни проблем в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» со студентами и не бояться при этом быть обвиненным в «незнании основ», которые анализируют­ся в ходе курса и часто подвергаются сомнению. Таким образом, он остается исследова­телем и не теряет своего лица как ученый, не надевает на себя маску педагога-догматика, дающего однозначные отве­ты на все без исключения вопросы учебной программы. Все это вместе взятое создает условия для повышения интереса и познавательной активности студентов, оптимизирует процесс развития их профессионального самосознания.

Таким образом, позиция фасилитатора отличается от классической позиции педагога. Главная задача фасилитатора – донести до студента мысль о том, что основной результат процесса учения в вузе – это способность к интенсивному процессу грамотного поиска знаний. Опора на процесс изменения, более чем на статическое знание, является единственным, что имеет значимый смысл в качестве цели образования в современном мире. Фасилитация значимого учения основана на позиционных особенностях личностных отношений, которые устанавливаются между фасилитатором и учеником.

Суть педагогической фасилитации в профессиональном обучении состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за студентами исполнительской части совместной деятельности и тем самым пе­рейти от формирования исполнительского типа личности спе­циалиста к подготовке активного, способного на самостоятельный анализ и принятие нестандартных решений выпуск­ника. Все потребности и мотивы деятельности формируются не в исполнительской, а в ориентировочной части совместной деятельности. В связи с этим задача преподавателя – включить студен­тов в совместную ориентировку, разделить с ними ряд управ­ленческих функций в целях создания условий для формиро­вания глубокого интереса к предмету и познавательной пот­ребности, реальных содержательных мотивов учения.

Мы считаем, что педагогическая фасилитация — это качественно более высокий и соответствующий современным запросам практи­ки уровень обучения профессионалов. Практически студент усваивает ровно столько, сколько у него возникло вопросов, т. е. насколько он был активен в процессе обучения. Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желае­мого эффекта, если студенты по тем или иным причинам ос­тались пассивными слушателями, которые лишь присутству­ют на лекции и машинально записывают ее содержание. Каж­дый из них берет от занятий ровно столько материала, сколь­ко проявлено им активности при его восприятии.

Обобщение результатов педагогических и психологических исследований позволило сделать вывод о том, что реализация концепции педагогической фасилитации предполагает создание ряда условий. Это значимость учения для студентов; конгруэнтность преподавателя; сформированность и владение навыками фасилитатора, психологическая безопасность и психологическая свобода студентов и преподавателей. Рассмотрим каждое из названных условий.

Только значимое учение является наиболее продуктивным, так как процесс учения – это не простое усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта студента, связанного со всей его личностью.

Конгруэнтность преподавателя предпо­лагает, что он должен быть именно таким, какой он есть на самом деле. Конгруэнтный преподаватель осознает свое отношение к другим людям вообще и студентам, с которыми он работает, в частности. Он рефлексирует, понимает и принимает свои настоящие чувства по отношению к ним и ситуации, в которой они взаимодействуют. Это позволяет ему быть откровенным в отношениях со студентами.

Психологическая безопасность достигается в процессе фасилитации за счет признания безусловной ценности индивида и создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание. Преподаватель, стремящийся создать условия для развития, всегда способствует творчеству, если он чувствует, что данный индивид ценен сам по себе во всех своих проявлениях, независимо от его состояния и поведения в настоящем.

Психологическая свобода предполагает развитие творчества студентов и способствует их самовыражению. Фасилитация предполагает возможность свобо­ды вы­ражать сокровенные мысли, чувства и состояния. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий и значений, что является частью творчества[3].

Соблюдение данных условий в целях организации фасилитации в процессе обучения способствует формированию и развитию таких качеств, как самостоятельность, познавательная активность, направленность на овладение профессией. Эти качества играют важную роль в становлении будущих специалистов. Среди навыков фасилитации можно выделить такие как, позитивное реагирование на любой сигнал, идущий от группы, от ее участников, поощрение индивидуальных высказываний студентов, получение обратной связи от студентов. Какой бы вопрос, какая бы реакция ни возникли на ту или иную ситуацию в группе, преподаватель должен принимать их уважительно. Наличие той или иной реакции студента означает его включенность, то есть открывает перспективы для работы. Любая реплика или вопрос должны быть выслушаны, при необходимости — переформулированы в положительном ключе. После чего преподаватель может задать вопросы студенту или собственными словами развить мысль, им высказанную.

Рассмотрим, как поощрение индивидуальных высказываний студентов способствует процессу обучения, построенному по принципу фасилитации.

Во-первых, речь идет о поддержке каждого учащегося, пожелавшего высказаться. Иначе говоря, он не должен сожалеть, что рискнул раскрыться перед другими и заявить свою позицию. В ряде случаев преподаватель не просто поддерживает уже высказавшегося студента, но и стимулирует тех учащихся, которые занимали продолжительное время пассивную позицию. Во-вторых, преподаватель поощряет именно индивидуализированные высказывания, когда обучаемый формулирует мнение как свое собственное, а не как истину в последней инстанции.

Преподаватель-фасилитатор повышает групповую эффективность, прежде всего, за счет улучшения процесса совместной работы в группах «преподаватель-студент» и «студент-студент». При этом мы имеем в виду формы и способы взаимодействия внутри группы: как члены группы разговаривают друг с другом, как они находят общее понимание проблем, как принимают решения и разрешают конфликты.

Таким образом, к достоинствам концепции педагогической фасилитации можно отнести такие особенности, как обращение к личному опыту участников, активность участников, сочетание теории и практики, взаимообогащение опыта участников, возможность использовать новый опыт, легкость восприятия и усвоения, творчество участников, многообразие точек зрения.

Очевидно, что для решения сложных вопросов, которые накопились в образовательном пространстве в настоящее время, нужны новые подходы к процессу обучения. Одним из таких подходов и является педагогическая фасилитация. Педагогическая фасилитация – это не только индивидуализация обучения, это комплексный подход. Фасилитация предполагает не только изменение характера обучения, но и самого обучающего, а также целей и способов обучения, что в конечном итоге формирует у участников образовательной среды способность к проявлению свободы и самостоятельности. В целом такой подход в образовании нацелен на становление личности как основы демократического общества в России.

_________________________

1. Психология. Словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.: Издательство политической литературы, 1990.

2. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального об­разования // Повышение академического уровня учебных заведений на осно­ве новых образовательных технологий: Тез. докл. 6-й научн.-практ. конф., 7-11 дек. 1998г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. С.106-108.

3. Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения. // Открытое образование.–1993.–№5-6.–С. 8-12.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (08.02.2016)
Просмотров: 160 | Теги: демократическое общество, ФАСИЛИТАЦИЯ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016