Понедельник, 10.12.2018, 21:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Методологические предпосылки разработки модели формирования физической культуры младших школьников на основе идеалов и ценностей мирового олимпийского

С.М.Ахметов, Ю.К.Чернышенко, В.А.Баландин

Методологические предпосылки разработки модели формирования физической культуры младших школьников на основе идеалов и ценностей мирового олимпийского движения

Аннотация. В статье на основе многолетних исследований представлена характеристика методологических предпосылок разработки и основы содержания модели процесса формирования физической культуры младших школьников на основе идеалов и ценностей мирового олимпийского движения, прошедшей апробацию в младших классах общеобразовательных учреждений Краснодарского края.

Ключевые слова: личностная физическая культура,учащиеся младших классов общеобразовательных учреждений, идеалы и ценности мирового олимпийского движения.

 

Органами управления образования Российской Федерации уделяется большое внимание развитию системы физического воспитания, функционирующей в различных общеобразовательных учреждениях. Существенный интерес к проблеме формирования и развития физической культуры младших школьников во многом обеспечен развитием сети учебных заведений нового типа (лицеев, прогимназий, гимназий), учебный процесс которых характеризуется повышенной сложностью по сравнению с традиционными учебно-воспитательными программами.

Результаты ряда проведенных исследований свидетельствуют о том, что организация и содержание процесса обучения и воспитания в данных учебных заведениях зачастую негативно влияют на различные личностные характеристики учащихся (В. А. Баландин, 2001; Е. В. Демидова, 2004; Т. Е. Виленская, 2012). В последние годы появилось значительное количество исследований, авторы которых сформулировали предметные практические рекомендации, способствующие нивелированию сложившейся ситуации средствами физической культуры и спорта (К. Д. Чермит, 2008; В. В. Крамская, 2010; К. Ю. Чернышенко, 2012). В то же время одной из тенденций в развитии государственного образования в Российской Федерации является усиление внимания разработчиков основных законодательных актов и программно-нормативных документов к проблемам физического воспитания школьников, что подтверждается включением в состав итоговых экзаменов испытаний по физической культуре.

Российские ученые достаточно быстро реагируют на новые тенденции и вызовы, определяющие социально важные векторы развития общего полного среднего образования. В этой связи необходимо отметить, что завоевание г. Сочи статуса столицы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр способствовало бурному развитию научных исследований, в которых олимпийские идеалы и ценности использовались в контексте повышения качества и эффективности процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений (А. П. Аванесов, 2009; Н. В. Скирда, 2009) .

Вышеизложенное явилось основанием для разработки методологических подходов к обоснованию модели совершенствования процесса формирования личностной физической культуры детей младшего школьного возраста на основе идеалов и ценностей олимпийского движения.

В основе этих подходов лежит актологическая концепция понимания сущности процесса физического воспитания. В соответствии с ее фундаментальными положениями от других видов воспитания оно отличается не базовыми проективными установками, а составом используемых специфических средств и методов физкультурно-спортивной деятельности (Г. Г. Наталов, 1998; Ю. К. Чернышенко, 1998) .

На подготовительном этапе разработки данной модели была проведена большая аналитическая работа по отбору фундаментальных теорий, содержащих основные положения формирования личности индивида средствами физкультурно-спортивной деятельности и олимпийского образования. На их основе была сформирована идеология экспериментальной модели, базирующаяся на следующих основаниях:

1. Организация развивающей физкультурно-спортивной среды, которая вызывала бы возникновение внутренних потребностей детей в двигательной активности с целью ее всестороннего познания.

2. Системное и систематическое использование средств физической культуры и спорта с целью формирования личности детей младшего школьного возраста и развитие интеллектуальных, мотивационных, морально-нравственных, эмоционально-волевых и других качественных их характеристик.

3. Обязательный учет половых и возрастных особенностей школьников в процессе обучения и воспитания.

4. Фундаментальные положения когнитивной теории формирования мотивов и потребностей детей к физкультурно-спортивной деятельности, основополагающим принципом которой является обязательное параллельное развитие интеллектуального и мотивационного потенциала детей младшего школьного возраста.

5. Основные положения теории кинезиологии человека в части закономерностей естественного и стимулируемого развития его кинезиологического потенциала, организации элементарной физической активности детей младшего школьного возраста, а также целей, принципов и стратегий управления данным процессом.

6. Базовые положения теории конверсии основных закономерностей реализации высоких спортивных технологий применительно к задачам физкультурного воспитания учащихся младших классов общеобразовательных учреждений.

К основным фундаментальным особенностям разработанной модели формирования физической культуры младших школьников на основе идеалов и ценностей мирового олимпийского движения относятся:

Во-первых, комплексный ее характер, подтвержденный ее соответствием следующим принципиальным критериям:
— гармонии ее архитектоники и структуры целостного педагогического процесса, включающего определенный состав проективных установок, перечень используемых средств и технологических подходов, а также методики оценивания достижений учащихся в ходе физического воспитания;
— комплексному влиянию на физические, эмоционально-волевые, функциональные качества, а также интеллектуальную и мотивационную сферы детей.

Во-вторых, сопряженное решение в ходе реализации экспериментальной модели задач по формированию базовых компонентов личностной физической культуры школьников:
— интеллектуального, отражающего состав необходимых для освоения учащимися теоретических знаний по основным закономерностям физической культуры и спорта и олимпийского движения;
— социально-психологического, обусловливающего необходимость формирования у младших школьников стойкой позитивной мотивации к повышению уровня личностной физической культуры;
— собственно-биологического, характеризующего уровень развития физического, двигательного, психического, эмоционально-волевого, морально-нравственного потенциала детей.

В-третьих, соответствие сущностных характеристик основных блоков экспериментальной модели фундаментальным положениям законодательства Российской Федерации, а также используемых теорий в части соответствия требованиям:
— приоритета личности ребенка в ходе выбора средств, методов, видов и форм учебно-воспитательного процесса;
— исключения из системы педагогических воздействий возможностей возникновения условий, способствующих отрицательному влиянию на физическое, психическое и социальное здоровье школьников;
— спортизации процесса физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных учреждений;
— соответствия всех видов теоретической и практической подготовки учащихся закономерностям онтогенетического развития детей;
— системной индивидуализации всех видов и форм учебно-воспитательного процесса;
— учета основных закономерностей и принципов стимулируемого и естественного формирования и развития кинезиологического потенциала младших школьников.

Для оценки эффективности разработанной модели были организованы формирующие педагогические эксперименты, результаты которых позволяют сформулировать следующие заключения:

1. Разработанная модель обладает полифункциональным характером, сутью которого является системное влияние на формирование и развитие трех основных компонентов личностной физической культуры учащихся младших классов общеобразовательных учреждений: интеллектуального, социально-психологического и собственно-биологического.

2. Педагогические воздействия в рамках организации экспериментальной модели обеспечивают природосообразное и индивидуально приемлемое развитие показателей, входящих в состав базовых компонентов личностной физической культуры учащихся, в том числе:
— уровень теоретической подготовленности, дифференцированной по проблематике, связанной с основными закономерностями физической культуры и спорта, а также мирового олимпийского движения;
— мотивы и потребности учащихся к физкультурно- спортивной деятельности на основе органичного сочетания традиционных и инновационных форм и видов физкультурного воспитания.

3. Эффективное комплексирование двигательной и творческой деятельности детей, основанной на физ- культурно-спортивной тематике.

4. Разработанная методика количественной оценки уровня развития общей личностной физической культуры и ее компонентов у учащихся младших классов общеобразовательных учреждений способствует повышению качества контрольно-учетных функций профессиональной деятельности педагогов.

В связи с заявленной опорой идеологии разработанной модели на идеалы и ценности мирового олимпийского движения была проведена проверка соответствия ее базовых положений содержанию Олимпийской хартии Международного олимпийского комитета (МОК). Общепризнано, что Олимпийская хартия является основным законом, регламентирующим основополагающие принципы и ценности олимпизма (Олимпийская хартия, 2007) .

Проведенная аналитическая работа позволила установить следующее соответствие системообразующих положений Хартии и экспериментальной модели:

1. Основные целевые установки экспериментальной модели в значительной мере согласуются с положениями, представленными в разделе Хартии «Основополагающие принципы олимпизма» в аспекте:
— первого принципа, позиционирующего олимпизм как философию жизни, объединяющую в единое целое тело, волю и разум;
— второго принципа в контексте использования средств спорта в целях гармоничного развития человека;
— четвертого принципа, обусловливающего недопустимость дискриминации человека по любому основанию;
— шестого принципа, декларирующего обязательную реализацию правил «Фэйр Плей», как непременного условия присоединения к олимпийскому движению.

Целевые позиции экспериментальной модели также соответствуют содержанию ряда задачам деятельности МОК, к основным из которых относятся:
— воспитание молодежи на основе системного использования средств спортивной деятельности с обязательным подчинением правилам честной игры;
— противодействие любой форме дискриминации, включая ее расовые, половые и конфессиональные особенности;
— гендерное равенство участников олимпийского движения;
— защита здоровья спортсменов и отказ от любых средств, наносящих ему вред;
— признание ответственности организаторов и участников олимпийского движения за охрану окружающей среды и соблюдение экологических принципов;
— нивелирование границ между спортом, культурой и образованием.

2. Содержание основных модулей экспериментальной модели и глав и разделов Олимпийской хартии установлено и по другим аспектам:
— целесообразность включения в программу крупнейших международных спортивных мероприятий культурной составляющей (глава 5, п. 40 Олимпийской хартии);
— обязательное соблюдение правил «Фэйр Плей» и соответствующее им поведение (глава 3, п. 41 Олимпийской хартии);
— отсутствие ограничений для участников соревнований по возрастному принципу (глава 5, п. 43);
— возможность определения победителей как в индивидуальных, так и в командных соревнованиях (глава 5, п. 47);
— системное увеличение количества видов соревновательной деятельности и систематическое ее разнообразие (глава 5, п. 48);
— систематическое освещение результатов соревновательной деятельности в средствах массовой информации (глава 3, п. 51) .

Следует констатировать, что проведенный сравнительный анализ позволяет сделать вывод о соответствии идеологии разработанной экспериментальной модели физкультурной подготовки младших школьников на основе идеалов и ценностей мирового олимпийского движения основным положениям Олимпийской хартии.

Таким образом, проведенные многолетние исследования позволили разработать оригинальную модель процесса формирования личностной физической культуры учащихся младших классов общеобразовательных учреждений на основе идеалов и ценностей мирового олимпийского движения.

Литература:

1. Аванесов, А. П. Образовательная стратегия оргкомитета «Сочи 2014» / А. П. Аванесов // На пути к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи. — Краснодар, 2009.— 8 с.
2. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин. — Краснодар, 2001. — 48 с.
3. Виленская, Т. Е. Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации (на примере процесса физического воспитания младших школьников): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Т. Е. Виленская. — Краснодар, 2012.— 558 с.
4. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Демидова.— Краснодар: КГУФКСТ, 2004. — 48 с.
5. Крамская, В. В. Предупреждение развития начальных проявлений хронической усталости у детей младшего школьного возраста средствами физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Крамская. — Краснодар, 2010.— 23 с.
6. Наталов, Г. Г. Примерная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): диссертация в виде научного доклада ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Г. Г. Наталов. — Краснодар, 1998. — 105 с.
7. Олимпийская хартия: пер. с англ. — М.: Советский спорт, 2007.— 96 с.
8. Скирда, Н. В. Система олимпийского образования оргкомитета «Сочи 2014» / Н. В. Скирда // На пути к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи. — Краснодар, 2009.— 8 с.
9. Чермит, К. Д. Базовая физическая культура личности: определение понятия / К. Д. Чермит, Н. А. Цеева // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2008.— № 3.— С. 6-9.
10. Чернышенко К. Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / К. Ю. Чернышенко.— Краснодар, 2012.— 24 с.
11. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко.— Краснодар, 1998.— 52 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (11.05.2018)
Просмотров: 73 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь