Суббота, 03.12.2016, 07:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В.А.Тукиш, Э.А.Чурсина. Вестник Северо-Восточного государственного университета, Магадан 2013. Выпуск 19
 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрыты теоретико-методологические подходы и принципы к содержанию духовно-нравственного воспитания учащихся в образовательных учреждениях г. Магадана и Магаданской области.
 

Ключевые слова: «методологические подходы», «методологические принципы», «духовные ценности», «духовная традиция».

 

 
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, на детей и молодежь. Современное падение нравов есть следствие оскудения традиционной для нашего народа жизни. Трагедия состоит в том, что основы жизнедеятельности народа - духовность и нравственность - разрушены, поэтому в воспитании бессильными становятся и семья, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения.

Каждый человек, рождаясь в этот мир, несет в себе плоть, кровь и дух своего народа. С молоком матери впитывает он свою национальную культуру, осваивает родной язык. Уклад жизни и ценности народа становятся его собственным образом жизни. Мир национальной культуры встречает человека при его переходе от небытия к бытию.

Более ста пятидесяти национальностей сохранило Российское государство за свою тысячелетнюю историю. В Конституции Российской Федерации подчеркнуты многонациональный характер народа России, общность его судьбы на своей земле, исторически сложившееся государственное единство. Объединяют народ и делают его единым жизнь в одной из цивилизаций, существующих в современном мире, в одной общей для всех культуре, освоение одного общего для всех языка.

Народное, или государственное, и цивилизационное воспитание и образование осуществляется в государственной системе образования, или, как мы привыкли говорить, в светской системе образования. Она обеспечивает наряду с изучением основ наук и освоение культуры, нравственных норм и ценностей, общих для всего многонационального народа и сложившихся в процессе его многовекового бытия, а также знакомит с укладом жизни и религиозными воззрениями государствообразующего этноса.

Укрепление нравственных основ всякого государства благотворно влияет не только на духовное состояние народа, но и восстанавливает физическое здоровье нации, возрождает семью, стабилизирует экономическую сферу. Для России оздоровление духовно- нравственного климата более чем актуально. Сегодня оно осознается обществом уже как условие нашего будущего бытия. И это ставит перед государством и перед Русской Православной Церковью общие задачи в деле нравственного и культурного воспитания подрастающего поколения.

На протяжении вот уже нескольких лет в России во многих регионах широкое распространение получило преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов православной культурологической направленности. Этот процесс обусловлен тем, что православная культура является государствообразующей и системообразующей, которой удалось объединить и сохранить все народы и национальности государства Российского. Ни в одной цивилизации мира вы не встретите такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов. Многие из этносов, сохранивших свое бытие в православной цивилизации, не имели даже своей письменности, и ее даровала им православная цивилизация.

Наши дети должны знать, как пробуждалась самобытная русская религиозная философия, как рождалась великая русская литература. Как понять глубину и религиозный смысл отечественной и мировой культуры, воспитываясь и обучаясь вне традиции собственной цивилизации?!

Новые социокультурные условия (открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации светского образования, наметившаяся в последние годы тенденция ориентации российской школы на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования, особенно в практике преподавания социально-гуманитарных дисциплин, исторической и культурной преемственности) способствуют формированию социального заказа родителей и учащихся к изучению основ православной культуры.
Учебные занятия по основам православной культуры призваны, прежде всего, решать важнейшие гуманитарные задачи образования и воспитания, связанные с формированием основ христианского миропонимания, определенных нравственных принципов и поведенческих навыков у учащихся, формирование у всех школьников определенной совокупности гражданских духовных и нравственных ценностей.

К высшим духовным ценностям, по утверждению В.А. Беляевой, относятся: ценность человеческой личности; наличие высокого духовного идеала (идеал Творца); стремление отстаивать свой духовный идеал и следовать ему; жизненная установка на самопожертвование (жертвенность ради другого человека своим временем, интересами, здоровьем и, если необходимо, то и жизнью), на служение общим целям, на служение Творцу, Отечеству и ближним; эстетическое отношение к миру; стремление к красоте и гармонии во всем; следование принципам доброты и гуманизма во всех отношениях с другими людьми; стремление к деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; свобода воли в человеке как познание Истины и следование ей; к нравственным ценностям; чувство долга; самостоятельность в определении собственной позиции, поступках и ответственность за них; искренность в отношениях с людьми; требовательность к себе [1].

Решение этих задач позволит заложить базу высоконравственной культурной личности.

В современной школе делаются попытки построить систему духовно-нравственного воспитания, которая могла бы обеспечивать субъект-субъектные отношения всех участников воспитательного процесса и могла бы быть результативной. Однако размытость в определении понятия «нравственность» и ориентация на создание все больших благ для человека не могут способствовать оптимальному выбору путей и средств нравственного воспитания, поскольку происходит лишь провозглашение общечеловеческих ценностей и нет обращения к душе конкретного человека [1, с. 48].

К. Д. Ушинский категорически заявил, что сущность нравственного воспитания не «в кодексе правил поведения». Задача нравственного воспитания, по его мнению, заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека, а его поведение является произвольным и вытекает из внутренних установок личности: «Создай раньше материал нравственности, потом ее правила» [12, с. 57].

В настоящее время в отечественной теории и практике образования все более широко используется понятие «духовно-нравственное воспитание».

С целью создания функционирующей системы духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях г. Магадана и Магаданской области, построенной на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающей потребностям развития личности ребенка и направленной на развитие его телесного и духовного здоровья, авторами статьи была разработана программа экспериментальной деятельности «Возвращение к истокам: духовно-нравственное развитие учащихся в условиях интеграции православной культуры в учебно- воспитательный процесс общеобразовательного учреждения на 2011-2015 годы» [13].

Программа является документом, призванным определить построение и формирование духовно-нравственного воспитания в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Гимназия (английская)» г. Магадана (директор Т.Н. Шмонина - руководитель высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель Российской Федерации).

Программа опирается на солидный список административных решений, в том числе на уровне законодательных актов: указаний и поручений Президента Российской Федерации. Программа построена на основании теоретических разработок ведущих специалистов России: В.В. Абраменковой, Е.П. Белозерцева, В.А. Беляевой, игумена Георгия (Шестуна), Н.В. Маслова, В.М. Меньшикова , И.В. Метлика, Н.Д. Никандрова, Т.И. Петраковой, Т.В. Скляровой и др.

В программе учтен и активно использован опыт аналогичной работы других регионов: Белгородского, Курского, Смоленского, Липецкого, Воронежского, Хабаровского и др., что позволит педагогам не только конструктивно организовать практическую работу в образовательных учреждениях г. Магадана и Магаданской области, но и избежать ошибок в ее реализации.

Результатом освоения программы является:
1) развитое представление о системе ценностей традиции;
2) навык работы над построением собственной системы ценностей через соотнесение собственного жизненного опыта и опыта традиции;
3) мировоззрение, включающее в себя смыслы и ценности традиции;
4) системная, целостная картина цивилизационного бытия, основанного на религиозной традиции;
5) способы мышления, отвечающие структуре православной традиции и обеспечивающие действительное понимание образов, символов и понятий, на которых она строится;
6) свободное владение необходимой информацией о традициях православия, умение формулировать информационный запрос, быстро находить и оценивать дополнительную информацию по мере потребности.

В целом программа проста и технологична, в силу чего она может использоваться (при соответствующей адаптации) в любом образовательном учреждении Магаданской области.

Образовательный процесс мы рассматриваем как комплексную педагогическую систему, формирующую у личности образ той или иной сферы жизнедеятельности и в то же время преобразующую саму сущность личности, ее интеллектуальную, эмоциональную и духовно-нравственную структуры.

Модель образовательной области «Основы православной культуры» представлена следующими блоками: «Кто мы?»; «Откуда мы?» и «Какие мы?». Ядром содержания предмета «Основы православной культуры» для 1-11-х классов является сквозная тема: «Творец и творение».

На сегодняшний день определились несколько методологических подходов и принципов, на базе которых разработана Программа организации экспериментальной деятельности «Возвращение к истокам: духовно-нравственное развитие учащихся в условиях интеграции православной культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения на 2011-2015 годы» в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Гимназия (английская)» г. Магадана.

Рассмотрим эти подходы и принципы:

1. Культурно-исторический подход, служащий выявлению типологии хронологически разделенных событий и процессов (Э.А. Чурсина).

2. Системный подход, позволяющий сочетать научность с христианским вероучением о цельности и иерархичности духовной, физической и психической природы человека (Э.А. Чурсина).

3. Теоретические положения выдающихся мыслителей и философов (Н.Я. Данилевский, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.Н. Лосский, В.С. Соловьев), классиков педагогической мысли (П. Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.) о генетической связи религии, культуры и педагогики, которая в отечественной духовной традиции выражается во взаимодействии и взаимообогащении светской науки и православного богословия.

4. Концептуальные установки современных ученых (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, М.В. Кларин, В.М. Меньшиков, И.В. Метлик, А.В. Мудрик, С.Э. Наперстни- кова, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.А. Садовничий, Т. В. Склярова, В.А. Сластенин, В.А. Тукиш, Э.А. Чурсина, О.Л. Януш- кявичене и др.), философов (А.Ф. Лосев, М. Мамардашвили), иерархов и богословов Русской Православной Церкви (Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II (А.М. Ридигер), архимадрит Иоанн (Эконом- цев), митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Верейский Евгений, епископ Зиновий Элистинский и Калмыцкий (А.А. Корзинкин), игумен Георгий (Шестун), иеромонах Киприан (Ященко), протоиереи  Владимир Воробьев, Борис Пивоваров, А.И. Осипов и др.) относительно взаимовлияния светской и христианской педагогики.

5. Идеи современной науки о диалогическом отношении к культурному духовному наследию прошлого (В. В. Бибихин, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.А. Ситаров, Т.А. Флоренская, В.Д. Шадриков и др.).

6. Педагогические традиции Русской Православной Церкви, сформировавшиеся на основе Священного Писания Ветхого и Нового Заветов (В.А. Тукиш).

7. Идеи и воззрения Святых Отцов и Учителей Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, и др.), русских святителей (Тихон Задонский, Феофан Затворник (Вы- шенский), Филарет (Дроздов) митрополит Московский, Иннокентий (Вениаминов) митрополит Московский и их многочисленных последователей).

8. Краеведческий подход. Чаще всего такие исследователи ограничиваются историей православия в конкретном крае и не претендуют на изучение всей православной культуры (М.В. Захарченко, игумен Георгий (Шестун).

9. Церковный подход. Разработчики данного направления исходили из того, что только церковная культура и является православной. Вся православная культура была сведена к культуре церковной и ею ограничена (М.В. Захарченко, игумен Георгий (Шестун).

10. Церковно-этический подход. Это направление близко к предыдущему, но уделяет больше внимания аксиологической стороне православия, его ценностной и нравственной основе. Разработчиков данного направления уже тревожит слово «культура» в названии предмета, и поэтому мы можем наблюдать некоторые вкрапления, довольно безосновательные и несистематические, из области культурологи в программы и учебные пособия. Этот подход унаследовал от предыдущего ту же ограниченность и такую же критику в свой адрес (М.В. Захарченко, игумен Георгий (Шестун).

11. Конфессиональный, или религиоведческий, подход. Используется некий взгляд извне, претендующий на объективное рассмотрение положения православия и православной культуры в мире и особенно в мире других религий и ценностных ориентаций. Этот подход наиболее далек от православной культуры и более близок предметам «Религии мира» или «Сектоведение» (М.В. Захарченко, игумен Георгий (Шестун).

12. Культурологический подход. Данный подход наиболее перспективный, но на сегодняшний день, как это ни странно звучит, менее всего разработанный. Но и в этом направлении уже заметна некая ограниченность. Православная культура рассматривается только как культура православия, или культура людей православных. Это вызывает критику со стороны тех, кто видит ценности православия и в произведениях, созданных неправославными людьми, иноверцами или авторами, не пришедшими пока к Богу (М.В. Захарченко, игумен Георгий (Шестун), В.А. Тукиш, Э.А. Чурсина).

13. Цивилизационный подход. Следует рассматривать православную культуру как культуру православной цивилизации, или можно ее назвать духовно-нравственной культурой православной цивилизации (ДНК Православной цивилизации) (М.В. Захарченко, игумен Георгий (Шестун).

В содержании образования должны быть представлены следующие традиции православной культуры:
- традиции церкви;
- традиции культуры;
- традиции государственного и гражданского служения;
- народные традиции;
- традиции семьи.

Цивилизационный подход позволяет представить все эти традиции в органической взаимосвязи, как они существуют в реальности.

Цивилизационный подход как методологическая основа определяет принципы формирования содержания образования, структуру образовательной программы, характер ее содержательных единиц и связей между ними.

Принципы формирования содержания образования:
1) принцип соответствия канону право - славной культуры, который определяет взаимосвязь всех структурных единиц;
2) принцип типологического соответствия, на основе которого в православной традиции соотносится духовный, нравственный, жизненный опыт различного уровня - опыт народа, опыт исторической личности, персональный опыт;
3) принцип историчности (направленность на раскрытие смысла исторических событий и связи времен);
4) принцип природосообразности (соответствие возрастным психологическим особенностям ребенка);
5) принцип культуросообразности (соответствие социокультурному опыту ребенка, запросу семьи и возможностям современной культуры);
6) принцип интегративности (соответствие текущей образовательной программе и ее межпредметным связям);
7) принцип дополнительности (дополнение существующей в современной школе системы понятий новыми понятиями, в том числе и методологического значения);
8) принцип персонификации (раскрытие духовных принципов и нравственных идей на примере жизненного пути личности);
9) принцип персоналистичности (адресность материала, обеспечение связи текстовых сообщений с порождающим и воспринимающим субъектом);
10) принцип личностно-ориентированного диалога как ведущий педагогический принцип, позволяющий актуализировать жизненный опыт учащихся и включать его в содержание образования, делая предметом педагогического внимания путь человека в традиции;
11) принцип научности (соответствие современному уровню развития науки).

Цивилизационный подход определяет:
1) пространственно-временные границы материала, представленного в программе по предмету «Православная культура»;
2) сферы социокультурной жизни, представляемые в материале для изучения;
3) взаимосвязь содержательных единиц образовательной программы.

Указанные пространственно-временные границы охватывают:
1) Ветхозаветное Предание, как его недатированную часть, так и датированную, начиная со времени праотцев (2500 лет до н. э., Ближний Восток, Египет, Аравийский полуостров);
2) хронотоп преобразования Античной цивилизации в Христианскую - Средиземноморский ареал I-IV вв. н. э., включая предысторию - генезис ключевых форм античной культуры и государственности (с VI в. до н. э.);
3) хронотоп Византийской (ромейской) империи во взаимодействии с окружающими цивилизациями (запад Евразии, ареал Средиземноморья, IV-XV вв.);
4) хронотоп истории России и всех стран, исторический генезис которых тесно связан с православной традицией;
5) хронотоп современной «планеты православия», отражающий генезис православной миссии в мире [3; 7; 8].

Учебный материал представляет следующие сферы:
1. Священное Писание и Священное Предание.
2. История и культура Православной Церкви.
3. История и культура православных народов.
4. Реалии современного жизненного мира учащихся.

Методологическими принципами выступают:
- принцип системности предполагает системный анализ знаний о сущности человека, его духовно-нравственном воспитании и развитии, рассмотрения сущности образовательного процесса, ориентированного на духовно-нравственное воспитание и становление личности учащихся;
- принцип целостности ориентирует на комплексное рассмотрение процесса духовно-нравственного становления учащихся в условиях функционирования и взаимосвязи процесса обучения (субъект-субъектных отношений учителя и ученика);
- принцип аксиологического подхода в отборе системных знаний учащихся и их структурировании, в своей основе должен быть ориентирован относительно главных ценностей светской и православной культур в той иерархии, где главенствующими являются духовные ценности;
- принцип взаимосвязи познавательной и преобразующей учебной деятельности учащихся в области духовных и нравственных ценностей светской и православных культур предполагает стимулирование самопознания и овладения личностью приемами рефлексии в целях самоуправления и достижения задач самореализации на уровне внутреннего чувствования самодвижения в своем собственном развитии;
- принцип преемственности в организации образовательного процесса, ориентированного на духовно-нравственное воспитание, возможно реализовать при условии взаимосвязи процессов воспитания и самовоспитания в учебной, внеучебной и практической деятельности учащихся.

Таким образом, методологической основой образовательного процесса, ориентированного на духовно-нравственное воспитание и развитие личности учащегося, служат концептуальные положения в светской и православной культурах, в их взаимосвязи относительно высших ценностей бытия и формирования высокодуховной, высоконравственной личности.

Библиографический список

1. Беляева В. А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 339 с.
2. Георгий (Шестун), игумен. Введение в традицию как цель образования / игумен Георгий (Шестун), М.В. Захарченко // Знаменские чтения. 2000-2004 : сб. материалов / под ред. М.В. Захарченко. - СПб. : СПбАППО, 2006. - С. 41-51.
3. Георгий (Шестун), игумен. Православная культура - культура православной цивилизации // Сб. пленарных докл. XV Междунар. Рождеств. образоват. чтений. - М., 2007. - С. 240-246.
4. Георгий (Шестун), игумен. Православная традиция духовно-нравственного становления человека // Вест. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. Сер. 4, Педагогика. Психология. - Москва, 2007. - Вып. 1. - С. 7-26.
5. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2006. - 176 с.
6. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2001. - 208 с.
7. Захарченко М.В. Христианство : духовная традиция в истории и культуре. - СПб. : СПбГУПМ, 2001. - 356 с.
8. Захарченко М.В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации : монография. - СПб. : СПбГУПМ, 2002. - 228 с.
9. Метлик И.В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной российской школе // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 51-61.
10. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995. - 17 с.
11. Тукиш В. А. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М. - 2006. - 16 с.
12. Ушинский К.Д. и русская школа / под ред. Е.П. Белозерцева. - М. : Роман-газета, 1994. - 86 с.
13. Чурсина Э.А. Возвращение к истокам: духовно- нравственное развитие учащихся в условиях интеграции православной культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения на 2011-2015 годы. Программа экспериментальной деятельности в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Гимназия (английская)» г. Магадана : учеб.-метод. пособие / Э.А. Чурсина, В.А. Тукиш, Т.Н. Шмонина. - Магадан : СВГУ, 2012. - 123 с.
14. Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики / Э. А. Чурсина : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2001. - 18 с.
15. Чурсина Э.А. Православная педагогика как воспитательная система : учеб. пособие. - Магадан : Изд-во СВГУ, 2007. - 112 с.
16. Шестун Евгений, протоиерей. Педагогика русской цивилизации: докл. на пленарном заседании Приморских образоват. чтений // Приморские образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия : сб. тезисов и докладов. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. - С. 13-20.
17. Шестун Е.В. Трехуровневая модель культурно-образовательного пространства // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Спец. выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». - Самара, 2006. - № 1. - С. 111-120.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (19.10.2016)
Просмотров: 31 | Теги: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016