Вторник, 06.12.2016, 20:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ

Е.М.Егорова, доктор экономических наук Волгоградский государственный аграрный университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ

Рассматриваются методологические аспекты сбалансированной системы показателей как ведущего стратегического инструмента и основы учетно-информационного обеспечения менеджмента в реализации долгосрочных целей вуза по повышению качества и инновационности образовательного процесса.

Ключевые слова: вуз, сбалансированная система показателей, стратегическое развитие, перспективы развития.

 

Детерминированная институциональная среда, ориентируя вузы на инновационный путь развития и наращивание стратегических конкурентных преимуществ на образовательном рынке, обусловила многогранность и сложность управленческих задач, поиск новых методов управления и разработку адекватных им учетных инструментов и методик.

В настоящее время одним из ведущих стратегических учетно-аналитических инструментов менеджмента вузов должна выступать сбалансированная система показателей (ССП), позволяющая рассматривать их миссию и общую стратегию через систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения этих целей [3, с. 24].
Р. Каплан и Д. Нортон - разработчики концепции ССП - указывают, что «для современных управленческих программ, инициатив и изменений действующая система бухгалтерского учета и отчетности является тисками» [3, с. 11]. Эти системы, «не годятся для управления и оценки деятельности компаний в век информации, которая направлена на создание стоимости, посредством инвестирования в клиентов, поставщиков, работников, производство, технологию и инновационные проекты» [3, с. 12].

Действительно, учет нематериальных активов и неиспользованных возможностей представляется особенно необходимым, поскольку именно эти активы, а не традиционные материальные, являются решающими для успеха вуза в условиях жесткой конкуренции. Имея возможность учесть нематериальные активы и потенциальные возможности, вуз может работать над их увеличением и усовершенствованием [1]. Однако трудности, связанные с точной и достоверной финансовой оценкой нематериальных активов (инновационные возможности, опыт, интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава как основного источника устойчивого создания стоимости образовательных услуг, информационные системы и др.), свидетельствуют о том, что они, в ближайшее время, не найдут своего отражения в бухгалтерском балансе. Именно «противоречие между непреодолимой силой, направленной на создание широких конкурентных возможностей, и неповоротливой моделью финансовой бухгалтерской отчетности» [3, с. 12] актуализирует необходимость внедрения ССП в учетно- управленческую практику вуза «как центральную организационную схему процессов управления» [4, с. 23], ориентированную на повышение качества образования и постоянное улучшение всех бизнес-процессов.

Характеристика базовых понятий ССП представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика базовых понятий ССП

Принципиальные преимущества ССП от других системных методов заключаются в следующем:
- возможность связывания стратегических целей с оперативными действиями, позволяющими реализовать стратегию;
- использование для оценки деятельности нефинансовых показателей (наряду с финансовыми показателями), связанных с нематериальными активами и информацией, что способствует комплексной оценке и возможности их учета и мониторинга в качестве объектов управленческого учета;
- своевременное реагирование на изменения в бизнес-процессах, не соответствующие стратегии, посредством различия показателей измеряющих достигнутые результаты и отображающих процессы по достижению этих результатов.
ССП позволяет скоординировать разрабатываемые цели и мероприятия со стратегическими приоритетами и миссией вуза, помогая решать две ключевые проблемы: эффективно оценивать результаты деятельности вуза; успешно реализовывать стратегию.

Реализация стратегии осуществляется посредством трансформации миссии в конкретные, вполне осязаемые задачи и показатели, представляющие собой баланс между внешними отчетными данными для учредителей, потребителей услуг и др. заинтересованных сторон и внутренними характеристиками наиболее значимых бизнес- процессов, инноваций, роста вуза. Это, по сути, баланс между показателями результатов прошлой деятельности, поддающихся количественному учету и субъективных, в некоторой степени произвольных параметров будущего роста вуза.

Методологические и организационно-методические аспекты построения ССП в вузе представлены в таблице 2.

ССП определена автором как основа управленческой учетно-аналитической системы вуза, как система определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей его стратегического развития.

Основная цель построения ССП в вузе заключается в информационном содействии системе управления вуза в реализации его стратегических целей и задач, посредством построения, оценки и мониторинга разработанной сбалансированной системы финансовых и нефинансовых показателей эффективности деятельности и достижения показателей вуза.

Таблица 2 - Методологические и организационно-методические аспекты ССП как основы учетно-аналитической системы вуза

Базируется ССП вуза на системе принципов, являющихся основанием для определения ее направлений, связей, структуры и уровней:
- научность - предполагает раскрытие сущности стратегической цели и процесса вуза, определяемого показателем, а также применение научно-обоснованных методов для расчета, анализа и мониторинга последнего;
- системность - определяемая как комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи, связана с построением ССП, отражающей и оценивающей разные аспекты функционирования вуза как подсистем единой вузовской системы, а также самого вуза как части системы высшего профессионального образования РФ и части социально- общественной системы;
- комплексность - неразрывно связана с системностью, предполагает, при построении системы показателей всесторонний учет и анализ факторов внешней и внутренней институциональной среды функционирования вуза;
- сбалансированность - предполагает вертикальную и горизонтальную интеграцию между отдельными подсистемами, компонентами, перспективами ССП, обеспечивающую последовательную разработку и реализацию целей на основе причинно- следственных связей;
- каскадирование - связано с распространением, методом «каскада», общих стратегических целей и задач вуза на более низкий организационный уровень, уровень конкретных инициатив и показателей подразделений, групп, «карманных ССП» каждого работника;
- декомпозиция - тесно связана с каскадированием в части проецирования показателей на подразделения организационной структуры вуза, предполагает возможность разложения сложных показателей, ответственности, источников данных, процессов сбора показателей и обратной связи, а также уровня автоматизации этих процессов для каждого показателя на нижние уровни планирования и учета;
- согласованность - предполагает четкую причинно-следственную связь и согласованность всех показателей ССП со стратегическими целями вуза в разных направлениях (перспективах) развития;
- оптимальность - требует оптимального соотношения информационной ценности того или иного показателя и затрат на его получение;
бифуркационность - ввиду развития внешней и внутренней среды функционирования вуза, появляются новые цели и перспективы, а, значит, меняется состав, структура, формат и значение показателей, что позволяет рассматривать ССП с позиций конструктивного и позитивного развития;
- информационная доступность - связана с информированием каждого работника о целях и показателях ССП, с целью повышения его заинтересованности в стратегии вуза и ее реализации.

Важной методологической характеристикой ССП является возможность ее наложения на деятельность конкретного вуза с учетом современных комбинаций его параметров, расширением перспективных проекций и корректировки иерархий, предложенных Р. Капланом и Д. Нортоном.

Цели, перспективы, показатели данной системы формируются, конечно же, в зависимости от мировоззрения и стратегии каждого конкретного вуза.

Представляется, что для вуза, рассматривающего долгосрочной целью повышение качества и инновационности образовательного процесса, в структуре ССП следует выделить пять основных, взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно его характеризующих: 1) общественная значимость; 2) потребители и другие заинтересованные стороны; 3) внутренние бизнес-процессы; 4) инфраструктура и сотрудники; 5) финансы [2, с. 125].

Таким образом, объектом ССП выступают стратегические цели развития вуза и функционирование управленческой системы, определяющей и обеспечивающей тактику их достижения, в разрезе пяти основных аспектов функционирования.


 

Рисунок 1 - Схема стратегической карты целей вуза

 

Особую значимость для вуза имеют перспективы «внутренние бизнес-процессы», «инфраструктура и сотрудники». Они являются движущей силой стратегии, описывающей алгоритм ее претворения в жизнь. Эффективные и последовательные бизнес-процессы определяют, как создать устойчивую потребительскую стоимость. Перспектива «Инфраструктура и сотрудники» представляет собой как раз те, упомянутые ранее, нематериальные активы, которые определяют конкурентоспособность и успех вуза в долгосрочной перспективе: человеческий капитал - знания, умения, навыки и профессионализм всех категорий персонала и особенно профессорско-преподавательского; информационный капитал - информационные системы, сети и технологии, базы данных; организационный капитал - рациональная организационная структура и организационная культура, накопленные компетенции в области управления персоналом, управления знаниями, стиль лидерства и т.п.

 

Развитие персонала, серьезные инвестиции в информационные технологии и системы, а также усовершенствование организационных процедур являются генераторами инноваций и модернизации внутренних бизнес-процессов на пользу потребителям образовательных услуг и общества в целом.

Общественная и финансовая перспективы, а также перспектива «потребители и др. заинтересованные стороны» в ССП - это итоги, которые вуз намерен достичь в будущем.

Для визуализации представления причинно-следственных связей между основными элементами стратегии вуза и ее реализации на основе ССП, детализации системы показателей, иллюстрации динамики стратегического развития, для более четкой фокусировки на основные направления совершенствования бизнес-процессов необходимо формирование стратегических карт.

На рисунке 1 отражена разработанная автором общая схема стратегической карты вуза, демонстрирующая создание вузом потребительской ценности и представляющая собой некий контрольный список стратегических целей и их взаимодействий.
Построение стратегических целей вуза следует осуществлять сверху вниз, от общих целей к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции.


 
Рисунок 2 - Схема трансформации стратегических целей вуза в тактические и оперативные действия подразделений и сотрудников

Таким образом, стратегические цели и приоритеты вуза формулируются в виде целей и оперативных задач бизнес-процессов, подразделений, сотрудников. Т.е. происходит трансформация стратегических целей вуза в тактические и оперативные действия, позволяющие воплотить стратегию (рис. 2). Оперативные задачи подразделений и сотрудников также группируются по определенным в вузе перспективам.

Основная выгода от ССП заключается в том, что все структурные подразделения вуза начинают двигаться в одном направлении, поскольку возникает единое понимание стратегии на всех уровнях управления.

Таблица 3 - Сбалансированная система показателей вуза (фрагмент)    

Поскольку сложность, многообразие и разная направленность внутренних процессов вуза не могут быть охарактеризованы одним универсальным показателем, нами выделены и сгруппированы показатели, сбалансированная совокупность которых позволяет всесторонне оценить развитие вуза и представляет собой необходимый инструментарий формирования информационной базы ее мониторинга, выявления и мобилизации внутренних резервов и достижения, в конечном счете, наиболее конкурентной стратегической позиции (табл. 3).

Показатели следует рассматривать как цепь взаимозависимых составляющих, расположенных в иерархическом порядке следования перспектив (сверху вниз), а не как набор независимых параметров вуза.

При этом ССП раздвигает горизонт целей каждого вуза далеко за рамки финансовых показателей, дополняя систему финансовых учетных параметров, уже свершившегося прошлого, системой нефинансовых учетно-оценочных показателей перспектив развития.

Каждый показатель ССП должен удовлетворять следующим требованиям: адекватность цели; содержательность (должен иметь смысл и быть понятным); измеримость (возможность измерить значение); минимальность (должен состоять из наименьшего числа частных показателей); полнота (должен полно отражать цель и результаты деятельности).

В свою очередь система учетных сбалансированных показателей должна обладать следующими свойствами: отвечать современным требованиям к системам показателей оценки деятельности вуза; учитывать общие тенденции разработки подобных систем и их развитие; способствовать совершенствованию технологии эффективного управления вузом; повышать объективность и значимость решений по функционированию современного вуза.

Показатели перспективы «Общественная значимость» определяют, каким должен быть вуз, чтобы удовлетворять общественным интересам.

Показатели перспективы «Потребители и др. заинтересованные стороны» оценивают степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и научно- исследовательской продукции как источник устойчивого создания потребительской ценности, а также сохранение и расширение их количества.

В категорию «Потребители и др. заинтересованные стороны» мы включаем всю совокупность составляющих деловых, долгосрочных и целенаправленных взаимоотношений вуза во внешней и внутренней среде, все сообщество, заинтересованное в эффективном функционировании вуза: студентов; родителей; выпускников; работодателей; государство; персонал вуза; представителей профессионального сообщества и рынка образовательных услуг; представителей органов власти и т.д.

Показатели перспективы «Внутренние бизнес-процессы», т.е. показатели рациональной организации бизнес-процессов вуза, отражают создание потребительской ценности образовательных услуг.

Показатели перспективы «Инфраструктура/сотрудники» описывают нематериальные активы вуза и их роль в реализации стратегии, определяют, какие сотрудники (особенно профессорско-преподавательский состав), знания, технологии, ресурсы необходимы для обеспечения эффективности основных процессов вуза.

Показатели перспективы «Финансы» отражают, каких значений финансовых показателей должен добиться вуз, чтобы обеспечить финансовую устойчивость и благополучие.

Для каждой цели следует разрабатывать результирующие и формирующие показатели. Результирующие показатели характеризуют степень достижения цели, позволяют проводить итоговый анализ ее достижения. Формирующие показатели отражают усилия, направленные на достижение цели, позволяют осуществлять мониторинг и оперативный анализ отклонений.

Таким образом, на основе ССП вуза, «руководитель имеет возможность определить, как организация работает над созданием стоимости для сегодняшних и будущих клиентов и что следует предпринять для того, чтобы расширить внутренние возможности и увеличить инвестиции в персонал, бизнес-системы и процедуры с целью совершенствования своей деятельности в будущем» [4 с. 14].

Библиографический список

1. Егорова, Е.М. Контуры стратегического управленческого учета в высшем учебном заведении [Текст]/Е.М. Егорова // Экономика образования. - 2010. - № 2. - С. 96-99.
2. Егорова, Е.М. Концепция управленческого учета в вузах [Текст]: монография /Е.М. Егорова. - Волгоград: Волгоградская ГСХА, 2012. - 379 с.
3. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] /Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. - 2-е изд., испр. и доп./ Пер. с англ. М. Павловой. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 320 с.
4. Каплан, Роберт С. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты [Текст]/ /Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 512 с. : ил.
 

Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование № 3 (39), 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (04.04.2016)
Просмотров: 235 | Теги: ВУЗ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016