Вторник, 20.08.2019, 04:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

Авдиенко В.Б., заслуженный тренер СССР и России Всероссийская федерация плавания, Волгоградская региональная общественная организация «Спортивный клуб по плаванию «Волга», г. Волгоград

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

Обосновывается необходимость построения вертикальной системы подготовки пловцов, начиная с создания полноценного резерва сборной команды Российской Федерации. Отмечается, что эта система может быть реализована при решении организационной и методической проблем тренировки в плавании. Излагаются основные положения методологического обеспечения авторской системы тренировки в плавании: учёт биологических закономерностей развития адаптированности организма к физическим нагрузкам, использование экстенсивных аэробных нагрузок в период полового созревания организма, акцентированное развитие силовой выносливости, планомерное наращивание мощности движителей и параллельное снижение активного гидродинамического сопротивления.

Ключевые слова: пловцы, тренировка пловцов, спортивный резерв, плавательные центры, методологические основы, закономерности развития адаптированности, аэробные нагрузки, гидродинамическое сопротивление.


В настоящее время весьма остро проявилась необходимость выстраивания четкой вертикали подготовки спортсменов в отечественном плавании, основой которой должна явиться планомерная, качественная и постоянная работа по созданию полноценного резерва. Многолетняя статистика ведущих плавательных стран мира свидетельствует о том, что основной костяк сборных команд на Олимпийских играх составляют победители и призеры юниорских чемпионатов Европы и мира предыдущих лет.

В этой связи крайне актуализируется подготовка как ближнего, так и дальнего резерва национальной сборной команды России по плаванию. Эта цель может быть достигнута только при параллельном решении организационных и методических задач выстраивания системы подготовки пловцов.

В организационном плане, как нам представляется и уже неоднократно нами отмечалось, наиболее перспективной моделью является организация специализированных учебно-тренировочных центров, которых по всей стране должно быть не менее 5-6. Прототипом таких центров в полной мере можно считать учебно-тренировочный центр

Всероссийской федерации плавания, уже несколько лет функционирующий на базе Волгоградского спортивного плавательного комплекса «Искра».

В настоящее время этот центр является единственным и уникальным учреждением, который в полной мере можно считать моделью межрегиональных центров по подготовке дальнего и ближнего резерва для сборной команды страны.

Основными задачами, которые решаются в центре, являются:

• Отбор наиболее перспективных спортсменов, соответствующих на начальном тренировочном этапе подготовки параметрам модельных характеристик пловцов мирового уровня.

• Проведение централизованной подготовки в форме учебно-тренировочных мероприятий (УТМ) перспективных юных пловцов, входящих в ТОП 20 (15) лучших в мире/Европе в своих возрастных группах, для участия в Европейском юношеском олимпийском фестивале и юниорских первенствах Европы и чемпионатах мира, юношеских Олимпийских играх.

• Оказание методической помощи личным тренерам в многолетнем и оперативном планировании подготовки спортсменов.

Что касается методического аспекта работы, то, по нашему мнению, наиболее целесообразно использовать методические подходы, разработанные нами, которые в своё время обеспечили волгоградским пловцам и нашей стране только на Олимпийских играх 23 медали, 10 из которых золотые, а на чемпионатах мира - 132 медали, 52 из которых - высшей пробы. Следует отметить, что методика тренировки, реализуемая в Волгоградском учебно-тренировочном центре Всероссийской федерации плавания, не потеряла своей актуальности, она постоянно развивается, оптимизируется и приносит весомые плоды, о чём свидетельствуют успехи российских юных пловцов в последние годы на международной арене, большинство которых прошли и проходят подготовку в Волгоградском центре.

Методика, которая реализуется в центре, основана на ряде общебиологических и физиологических закономерностей развития адаптированности к физическим нагрузкам и повышения специальной работоспособности спортсменов. Она обеспечивает постоянный рост физических кондиций и спортивных результатов пловцов, предотвращает срыв адаптации и функционирует на основе здоровьесберегающих принципов.

Основным биологическим базисом методики подготовки пловцов выступает представление о поэтапном и последовательном развитии определенных физиологических механизмов и функциональных свойств организма, лежащих в основе развития адаптированности к физическим нагрузкам и повышения функциональных возможностей организма [2, 7, 13].

Спортивный результат обеспечивается одними и теми же системами организма и подвергается влиянию одних и тех же факторов, роль этих систем и факторов различна в зависимости от спортивной специализации, возраста и целого ряда других факторов [2, 6, 12, 13].

Темп их многолетнего функционального совершенствования и моменты ускоренного развития могут быть различными.

Такая гетерохронность перестроек в процессе адаптации вызывается различными факторами:

- первостепенной важностью различных функциональных систем в обеспечении специфической направленности долговременной адаптации;

- различной их реактивностью (или адаптационной инертностью);

- изменением роли той или иной функциональной системы на различных этапах становления спортивного мастерства [1].

Установлено, что в ходе многолетней тренировки повышение уровня специальной работоспособности и спортивного результата спортсмена характеризуется линейной связью со спортивным результатом. Динамика же разных функциональных показателей обнаруживает различные тенденции [2].

Для одних функциональных показателей, оказывающих существенное влияние на повышение спортивных достижений лишь на начальном этапе тренировки, характерен замедляющийся темп прироста. Для ряда других показателей типичен ускоренный прирост на среднем уровне мастерства, и затем некоторое его замедление. Третья группа функциональных показателей обнаруживает прирост и имеет высокую корреляцию со спортивным результатом на этапе высшего мастерства. Еще одна часть функциональных показателей повышается относительно равномерно и незначительно, как следствие целостной приспособительной реакции организма [2, 6, 12, 13].

В процессе многолетней адаптации происходит повышение уровня работоспособности, сопровождающееся снижением удельного веса развития мощности и подвижности на фоне повышения уровня устойчивости, экономичности и степени реализации возможностей функциональных систем [7, 13].

Было показано, что на начальном этапе многолетней адаптации физическая работоспособность в основном обусловливается высоким уровнем факторов, образующих категорию «морфофункциональной мощности».

На промежуточном этапе (спортивного совершенствования или углубленной специализации), наряду с факторами категории «мощности» в обеспечении физической работоспособности, достоверное значение приобретают факторы «мобилизации» или «предельной мощности функционирования». В это же время подключаются и факторы «экономичности».

На заключительном этапе многолетней подготовки, этапе высшего спортивного мастерства, ведущее значение уже имеют факторы «экономичности» при сохранении высокого уровня значимости факторов «мобилизации» [12, 13].

Таким образом, методика тренировки пловцов, разработанная нами, в сжатом виде сводится к следующим ключевым положениям:

Первое - основная тренировочная работа на стадиях препубертата и пубертата заключается в выполнении экстенсивных аэробных нагрузок и овладении оптимальной техникой плавания.

Это обусловливает некоторое замедление полового созревания и способствует благоприятному соматическому росту и функциональному развитию. В основе этого лежат процессы, которые, по мнению А.Р. Воронцова (2009) [4], в полной мере объясняются теорией «гормональных ножниц» и сводятся к следующему:

- Экстенсивная аэробная тренировка подавляет активность гонад и способствует повышению секреции гормонов стресса, включающих гормон роста.

- В течение продолжительных периодов стресса организм снижает общий расход энергии с целью сохранить достаточно энергии для борьбы со стрессом, для роста и развития.

- Репродуктивная система «отключается» от снабжения кислородом и нутриентами.

- Эти гормональные изменения могут замедлять процессы матурации у детей, находящихся на препубертатной и пубертатной стадиях индивидуального развития.

- Замедленное созревание приводит к удлинению периода соматического роста и более высокому уровню функционального развития.

Кроме того, как показали результаты исследований B.O. Eriksson (1972) [16], аэробная тренировка умеренной интенсивности до и в начале пубертата является наиболее эффективным стимулятором роста и функционального развития внутренних органов и организма в целом, и её эффект выражается в достижении больших размеров сердца, легких, диаметров крупнейших кровеносных сосудов, чем при тренировке в более поздних возрастах. Она гармонизирует работу опорно-двигательной, сердечнососудистой и дыхательной систем.

Объемная дистанционная тренировка умеренной интенсивности обеспечивает планомерное увеличение объема полостей сердца и формирование периферических сосудистых реакций, связанных с распределением кровотока в процессе работы.

Следует особо остановиться на развитии именно периферического кровообращения, капиллярной сети, которая выступает важнейшим условием нормального снабжения мышц кислородом и питательными веществами (нутриентами), необходимыми для синтеза протеина. Именно в капиллярах происходит диффузия кислорода и растворённых в крови веществ в тканевые клетки и обратно. В быстрых мышечных волокнах на каждый кубический миллиметр приходится 300-400 капилляров, плотность капилляров в медленных мышечных волокнах в среднем в 3 раза больше.

Поскольку причиной запуска процесса создания капиллярной сети является недостаточность в снабжении мышц кислородом, интенсивность и длительность выполнения упражнения должны быть такими, чтобы мышцы постоянно испытывали кислородное голодание. Тогда как при выполнении непродолжительной и интенсивной нагрузки, когда энергообеспечение преимущественно идёт без участия кислорода, стимулы для создания дополнительных капилляров в мышечных волокнах отсутствуют. Исходя из этого, длительность работы должна быть такой, чтобы аэробный механизм ре- синтеза АТФ успевал выйти на уровень своей максимальной мощности и поддерживался на этом уровне как можно дольше.

Периферические сосудистые реакции носят стойкий локальный, дифференцированный характер и более четко отражают специфику адаптации организма к работе на выносливость, чем такие показатели, как пульс, МПК, ударный объем крови [8], и являются необходимой предпосылкой к скоростной работе [5, 15].

В то же время следует отметить, что преждевременная интенсификация скоростной дистанционной работы, временно повышая спортивный результат, ведет к перенапряжению функции сердечно-сосудистой системы, создает предпосылки к дистрофии миокарда [5, 8], что в целом нарушает планомерность тренировочного процесса. Именно недостаточный объем аэробной тренировки, отсутствие эффективной техники плавания и преждевременная работа гликолитической направленности является причиной того, что юные чемпионы «исчезают» в старших возрастах [17].

Второе - обеспечение роста спортивных результатов за счет постоянного повышения уровня физических качеств, прежде всего акцентированно-силовой выносливости и скоростно-силовых возможностей на всех дистанциях.

Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений.

Силовая выносливость является сложным, комплексным физическим качеством и определяется как уровнем развития вегетативных функций, обеспечивающих необходимый кислородный режим организма, так и состоянием нервно-мышечного аппарата. При работе с околопредельными мышечными усилиями уровень ее развития определяется преимущественно максимальной силой. С уменьшением величины рабочих усилий возрастает роль факторов вегетативного обеспечения. Границей перехода работы с преимущественным преобладанием «силового» или «вегетативного» факторов в спортивной практике принято считать нагрузку с усилием в 30% от индивидуального максимума.

Вследствие этого развитие силовой выносливости должно вестись комплексно, на основе параллельного совершенствования вегетативных систем и силовых способностей. Основным методом развития силовой выносливости является метод повторных усилий с реализацией различных методических приемов. Однако сложность развития этого двигательного качества заключается еще и в возможном отрицательном взаимодействии эффектов тренировочных упражнений, направленных на совершенствование факторов, обеспечивающих проявление данного качества.

Выделяют два основных методических подхода при аналитическом совершенствовании силовой выносливости.

Первый подход заключается в совершенствовании фосфагенной системы энергообеспечения за счет увеличения мощности анаэробного алактатного процесса, расширения анаэробной алактатной емкости (увеличения объема внутримышечных источников энергии), повышения эффективности реализации имеющегося энергетического потенциала путем совершенствования техники рабочих движений.

Второй подход к развитию силовой выносливости при мышечной работе в условиях анаэробного гликолиза заключается в совершенствовании механизмов компенсации неблагоприятных ацидотических сдвигов за счет увеличения буферной емкости крови, повышения окислительных возможностей организма, то есть его аэробной мощности.

Третье - недопущение состояния перетренированности и срыва адаптации. Спортсмен высокой квалификации постоянно балансирует на грани между оптимальным уровнем тренировки и перетренированностью [11]. Известно, что на «пике спортивной формы» заболеваемость у спортсменов увеличивается в несколько раз. Срыв адаптации и состояние перетренированности приводят к нарушению всего плана подготовки пловца.

Четвертое, наиболее важное, - планомерное наращивание мощности движителей и параллельное снижение активного гидродинамического сопротивления.

Основной целью тренировки в плавании является достижение как можно большей скорости. В настоящее время имеется два подхода к решению этой задачи:

1. Увеличение скорости за счёт наращивания мощности движущих сил (этот подход до недавних пор был основным в тренировке пловцов США и других стран, да и у нас в стране).

2. Увеличение скорости за счет снижения гидродинамического сопротивления (этот подход характерен для отечественной школы плавания, инициатором которого явились В.Б. Авдиенко и С.В. Колмогоров).

Оба этих подхода важны, но, по нашему мнению, наиболее перспективен именно второй.

Следует отметить, что простое увеличение развиваемой тотальной продвигающей силы движителей пловца в цикле плавательных движений любым из спортивных способов не приводит к увеличению максимальной скорости плавания. Как правило, это приводит к увеличению активного гидродинамического сопротивления у конкретного спортсмена. Как показывает анализ существующей тренерской практики, именно на это и ориентировано подавляющее большинство индивидуальных тренировочных программ спортсменов.

Вместе с тем, повышение скорости плавания может быть достигнуто путем использования оптимальных, а не максимальных значений продвигающей силы движителей пловца. Оптимальные по величине и траектории приложения динамические характеристики работы движителей закономерно приводят к снижению активного гидродинамического сопротивления без ущерба для конечного результата - достижения максимальной скорости плавания.

В нашей методике предусматривается достижение оптимального баланса наращивания мощности движителей пловца и снижения активного гидродинамического сопротивления посредством технологии, включающей три основных и взаимосвязанных компонента: тренировочных упражнений, тренировочных категорий и специальных технических устройств.

Вышеизложенное касается многолетней спортивной подготовки пловцов. Вместе с этим, есть все основания полагать, что аналогичные закономерности развития функциональных возможностей и специальной физической работоспособности характерны и для макроциклов, являющихся основными структурными образованиями, в течение которых осуществляется повышение функционального потенциала до более высокого уровня [14].

Конкретным критерием практической эффективности решения этой задачи является такая организация тренировочного процесса, которая обеспечивает возможность реализации текущего адаптационного резерва организма и выхода его на новый, более высокий уровень функциональных возможностей [3].

По мнению ряда специалистов, повышение эффективности специальной физической и функциональной подготовки, в основном в подготовительном периоде, может быть достигнуто за счет более рациональной организации тренирующих воздействий, учитывающих физиологические закономерности развития адаптации к физическим нагрузкам, определенную этапность и последовательность мобилизации физиологических резервов организма, и совершенствования функциональных свойств организма [2, 6, 7, 12].

Исходя из этого, мы полагаем, что на разных этапах тренировочного макроцикла квалифицированных пловцов методика повышения функциональных возможностей должна предусматривать последовательное воздействие на параметры функциональной мощности, затем функциональной мобилизации, устойчивости и экономизации.

Решение данных задач должно осуществляться в рамках методики оптимальной по структуре и содержанию тренирующих воздействий, учитывающей физиологические закономерности повышения функциональных возможностей организма, предусматривающей интенсификацию тренировки посредством повышения анаэробных возможностей на базе высокого уровня развития аэробной выносливости [9, 10, 12, 13]. Взаимосвязь нагрузок различной преимущественной направленности предполагает рациональное сочетание их во времени, обеспечивающее достижение требуемого кумулятивного тренировочного эффекта [9].

 

Литература

1. Верхошанский Ю.В., Виру А.А. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам // Физиология человека, 1987. - Т. 13. - № 5. - С. 811-818.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
3. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 2. - С. 24-31.
4. Воронцов А.Р. Многолетняя тренировка юных пловцов [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/749556/.
5. Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 294 с.
6. Кучкин С. Н. Резервы дыхательной системы (обзор и состояние проблемы) // Резервы дыхательной системы: сборник научных трудов. - Волгоград, 1999. - С. 7-51.
7. Мищенко В. С. Функциональные возможности спортсменов. - Киев: Здоровья, 1990. - 200 с.
8. Озолинь П.П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам. - Рига: Зинанте, 1 984. - 134 с.
9. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании: учебно- методическое пособие / под общ. ред. В.Б. Авдиенко. - Самара: СГПУ, 2005. - 72 с.
10. Платонов В.Н., Шабир М.М. Плавание. Построение подготовки в течение года. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - С. 204-253.
11. Синдром перетренированности у спортсменов (обзор отечественной и зарубежной литературы). Часть 1. / Макарова Г.А. [и др.] // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3. - С. 29-37.
12. Солопов И. Н., Шамардин А.И. Функциональная подготовка спортсменов: монография. - Волгоград: «ПринТерра-Дизайн», 2003. - 263 с.
13. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов: монография / под общ. ред. И.Н. Солопова. - Волгоград: ВГАФК, 2010. - 346 с.
14. Функциональная подготовка юных пловцов в подготовительном периоде / Ганзей С.С. [и др.] // Ярославский педагогический вестник. Серия Гуманитарные науки, 2009. - № 4 (61). - С. 65-71.
15. Astrand P., Rodahl К. Textbook of Work Physiology // Physiological bases of exercise. Ed. 2. - New York: McGrow Hill Book Co., 1977. - 584 p.
16. Eriksson B.O. Physical training, oxygen supply and muscle metabolism in 11-13- year old boys // Acta Physiologica Scandinavica. Suppl. - 1972. - Vol. 384. - Р. 5-48.
17. Sokolovas G. Participation of elite swimmers: From USA Swimming's All - Time Top 100 Times // USA Swimming, 2002. - Vol. 8, No. 2. - P. 1-5.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(27) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (23.07.2019)
Просмотров: 28 | Теги: плавание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь