Воскресенье, 21.10.2018, 21:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Методика совершенствования специальной скоростно-силовой подготовки в спортивном ориентировании на лыжах

Корчевой Л. Н., Синицкий А. М., Гущина И. В.

Методика совершенствования специальной скоростно-силовой подготовки в спортивном ориентировании на лыжах

Аннотация. В статье раскрываются вопросы совершенствования специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов-ориентировщиков в годичном цикле подготовки.

Ключевые слова: специальные средства, спортивное ориентирование, силовая выносливость, скоростно-силовая выносливость скоростно-силовая подготовка, годичный цикл.

 

В лыжном ориентировании как тренировочный, так и соревновательный процессы в снежный период проводятся на пересечённой местности, где дистанция состоит из множества путей, представляющих собой лыжню с максимальной шириной 2,5-3 метра. В основном же ширина трасс в лыжном ориентировании составляет не более 1,5 метра. В связи с этим передвижение лыж- ников-ориентировщиков в данных условиях сильно ограничено, и основная нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса, рук и спины.

Объектом данного исследования стал тренировочный процесс спортсменов-ориентировщиков в годичном цикле подготовки; предметом исследования — рациональное соотношение процессов развития физических качеств и формирования двигательных навыков у юных спортсменов.

Целью настоящей работы явились разработка и экспериментальное обоснование процесса совершенствования специальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков 16-18 лет в этапах подготовительного периода.

В исследованиях были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные средства и методы силовой и скоростно-силовой подготовки лыжников-ориенти- ровщиков 16-18 лет.
2. Выявить факторы, лимитирующие и определяющие скорость передвижения на различных участках соревновательных трасс.
3. Определить эффективность использования методики сопряженного развития скоростно-силовых качеств и совершенствования технического мастерства спортсменами-лыжниками старших разрядов в подготовительном периоде.

Нами было сделано предположение, что проблема скоростно-силовой подготовки спортсменов в спортивном ориентировании на лыжах может быть решена, если будет обеспечен комплексный подход к сопряженному развитию их скоростно-силовых качеств и совершенствованию технического мастерства, управлением динамикой показателей скоростно-силовой и технической подготовленности в этапах подготовительного периода.

Для выявления факторов, лимитирующих и определяющих скорость передвижения на различных участках соревновательных трасс, все спортсмены группы на лыжероллерах преодолевали двумя разными ходами (одновременный бесшажный ход и коньковый ход без отталкивания руками) двухсот пятидесятиметровый отрезок трассы на равнине и в подъем 6-8 град. со средней и высокой скоростью. Регистрировалась скорость прохождения отрезков трассы различными ходами. Время преодоления каждым участником каждой попытки фиксировалось с помощью специальных электронных чипов, техника движений — посредством видеозаписи. Рассчитывалось лучшее и среднее время преодоления отрезков дистанции, сумма времени, затраченного на выполнение всей серии попыток, процент снижения скорости от первого повторения к десятому (или последнему), а также коэффициент гармоничности выполнения хода, который заключался в соотношении среднего времени выполнения отталкивания руками ко времени выполнения работы ногами. Одновременно с этим выполнялся анализ технических действий спортсменов с помощью компьютерной программы «Dartfish-7». Регистрируемые показатели заносились в таблицу.

После регистрации и вычисления всех описанных выше параметров, проводился корреляционный анализ показателей скорости передвижения спортсменов с использованием того или другого лыжного хода, с показателями коэффициента гармоничности, эффективности по критерию экономичности (по пульсовой стоимости одного метра пути), а также механической производи
тельности (скорости), и другими критериями, характеризующими развитие двигательных навыков и физических качеств.

Таблица 1.
Корреляции показателей специальной подготовленности испытуемых со спортивным результатом. Равнина. Коньковый ход без отталкивания руками (r0.05> 0.63)

Корреляционный анализ был проведён на основе следующих предположений: регистрируемые параметры должны иметь высокую тесноту связи со средней скоростью передвижения на заданном отрезке. Слабая связь будет свидетельствовать о низкой эффективности использования той или иной фазы движения с точки зрения повышения скорости и, следовательно, о недостаточной эффективности техники. Факт высокой тесноты связи между показателями с одной стороны и скоростью передвижения с другой может свидетельствовать об эффективности данных показателей двигательных действий.

Проведённый корреляционный анализ между исследуемыми показателями в ходе прохождения контрольного отрезка позволил установить, что в фазе скольжения (табл. 1) они не имеют достоверной связи со скоростью. Парадоксально, но связь отсутствует даже между темпом и скоростью.

Данный факт свидетельствует о том, что спортсмены неэффективно используют силы динамических опорных реакций в фазе скольжения для поддержания скорости, а их двигательные действия характеризуются нерациональностью и недостаточной экономичностью. Вместе с тем, высокий уровень корреляционной связи между временем подседания и отталкивания свидетельствуют об оптимальном использовании временных параметров техники.

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на коэффициент гармоничности (отношение среднего времени отталкивания ногами к среднему времени отталкивания руками). Высокая корреляционная взаимосвязь данного показателя со спортивным результатом свидетельствует о значимости высокого уровня развития у спортсменов-ориентировщиков скоростно- силового потенциала, как мышц нижних конечностей, так и плечевого пояса.

Таблица 2.
Корреляции показателей специальной подготовленности испытуемых со спортивным результатом. Равнина. Одновременный бесшажный классический ход (r0.05> 0.63)

Таблица 3.
Показатели физической подготовленности испытуемых двух групп перед началом педагогического эксперимента (t0,053 2,10, t0,013 2.88)

Представленные результаты исследования позволяют заключить, что спортсменам с недостаточным уровнем технической подготовленности исследуемой группы необходимо обратить индивидуальное внимание на реализацию скорости в фазе скольжения и научиться более рационально использовать силы давления в фазе отталкивания руками и ногами.

Педагогический эксперимент охватывал четыре месячных цикла подготовки спортсменов. В качестве экспериментального фактора в педагогическом исследовании изучалось воздействие методики сопряженного развития скоростно-силовых качеств и совершенствования технического мастерства испытуемых. В контрольной группе применялись традиционные средства и методы технической подготовки (в том числе и совершенствования техники коньковых лыжных ходов с помощью компьютерной программы видеоанализа "Dartffish"), а в экспериментальной группе использовалась методика сопряженного развития скоростно- силовых качеств и совершенствования технического мастерства испытуемых.

Для совершенствования скоростно-силовых качеств и силовой выносливости в экспериментальной группе использовались специальные средства, предложенные нами: тренажёр «тележка», «колотушки», тренажёр «Ercolina», скоростно-силовые упражнения на лыжероллерах и лыжах.

В начале экспериментальных исследований было проведено контрольное тестирование различных сторон подготовленности испытуемых, и, как видно из таблицы 3, показатели, характеризующие физическую подготовленность испытуемых двух групп, практически не имели отличий.

Таблица 4.
Показатели общей и специальной физической подготовленности юных лыжников-гонщиков в конце второго этапа педагогического эксперимента (t0,053 2,10, t0,0l3 2.88)

Общий объем тренировочных нагрузок в макроциклах, количество занятий и время, затраченное на общефизическую подготовку в обеих группах, были примерно равными. Различия в программах тренировки не отразились на показателях общей и специальной физической подготовленности испытуемых (таблицы 4 и 5), но позволили спортсменам экспериментальной группы «А», по сравнению с контрольной группой «Б», существенно быстрее преодолевать как короткие, так длинные дистанции в лыжных гонках.

Особенно заметна разница в скорости преодоления дистанций соревновательных трасс с использованием коньковых способов передвижения на лыжах. По-видимому, это связано с уровнем владения испытуемыми техникой движений в лыжных ходах и определенным влиянием этого компонента подготовленности на спортивно-технический результат в лыжных гонках.

Таблица 5.
Показатели общей и специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков в конце второго этапа педагогического эксперимента (t0,05з 2,10, t0,013 2.88)

Таким образом, данные проведенного педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что активное использование в подготовке спортсменов- лыжников старших разрядов методики сопряженного развития скоростно-силовых качеств и совершенствования технического мастерства испытуемых, способствует совершенствованию техники движений атлетов и улучшению спортивно-технических результатов в целом.

Литература:

1. Корчевой, Л. Н. Совершенствование подготовки квалифицированных спортсменов в лыжных гонках и биатлоне [Текст] / Л. Н. Корчевой, И. В. Гущина.— Хабаровск, 2009.— 88 с.
2. Костылев, В. Философия спортивного ориентирования [Текст]: / В. Костылев. — М.,1995.— 112 с.
3. Локтионов, С. А. Лыжный спорт в программе физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений [Текст]: / С. А. Локтионов. — М.: Наука, 2000.— 28 с.
4. Макаров, А. Н. Бег на средние и длинные дистанции. Техника, тактика, тренировка [Текст]: / А. Н. Макаров.— М.: Физкультура и спорт, 2002.— 42 с.
5. Рудберг, М. Ю. Модель-2010 лыжного конькового отталкивания в шаге конькового одновременного одношажного хода [Текст]: /М.Ю. Рудберг/ Материалы III Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам и биатлону «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков и биатлонистов высокой квалификации» / Под ред. В. В. Ермакова, А. В. Гурского.— Смоленск, СГАФКСТ, 2015.— С.208-230.
6. Хорунжий, А. Н. Оптимизация тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов в циклических видах спорта (лыжные гонки и биатлон) [Текст]: /А.Н. Хорунжий, Ю. А. Глебов/ Материалы III Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам и биатлону «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков и биатлонистов высокой квалификации» / Под ред. В. В. Ермакова, А. В. Гурского.— Смоленск, СГАФКСТ, 2015.— С.274-277.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.08.2018)
Просмотров: 33 | Теги: лыжи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь