Среда, 07.12.2016, 23:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Методика совершенствования нападающего удара в волейболе

А.И.Голиков, А.И.Флегонтова

Методика совершенствования нападающего удара в волейболе

Актуальность. Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча. К тому же, эти приемы нужно выполнять всегда эффективно, несмотря ни на какие изменения условий игры (Беляев А.В., Савин М.В., 2009г).

Цель исследования состояла в определении эффективности специальных упражнений в совершенствовании прямого нападающего удара и экспериментальном обосновании методики юношей 2-3 разряда по волейболу.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературных источников и опыта работы тренеров разработать экспериментальную методику совершенствования выполнения прямого нападающего удара.

2. Определить эффективность применения разработанной методики выполнения прямого нападающего удара юношами 2-3 разряда по волейболу.

3. Разработать практические рекомендации для занятий со студентами в секции волейбола.

Методы исследования:
- Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников.
Педагогическое наблюдение.
- Тестирование.
- Педагогический эксперимент.
Метод статистической обработки данных.

Организация исследования
Педагогический эксперимент проводился в период с 1.09.11 г. по 1.05.12 г. на базе МБОУ ДОД «ДЮСШ им.Федосеева» МР Таттинский улус. В эксперименте принимали участие юноши, занимающиеся в секции по волейболу физической культуры.

Работа была проведена в три этапа.
На первом этапе (июль 2011г. по 30.08.11 г.) проводилось изучение и анализ литературных источников, определялись методика и направление исследования.

На втором этапе (сентябрь 2011г. - март 2012г.) были определены контрольная и экспериментальная группы, в которых было проведено предварительное тестирование. Экспериментальная группа приступила к работе по нашей методике, а контрольная группа по ранее используемой программе.

На третьем этапе (март 2012г. по май 2012г.) было проведено итоговое тестирование, целью которого являлось определение эффективности нашей методики, велась обработка данных с помощью методов математической статистики, полученных в процессе педагогического эксперимента

Тестирование. Для оценки динамики показателей технической и физической подготовленности волейболистов нами использовались тесты, предложенные в Программе по волейболу для ДЮСШ (Ю.Д. Железняк, 2003).

Тестирование проводилось в два этапа: в начале и в конце эксперимента. Тестирование проводилось в одно и то же время в спортивном комплексе «Буревестник» как в начале, так и в конце эксперимента. Перед тестированием проводилась стандартная разминка в течение 20 минут.

В исследования нами были предложены тесты, характеризующие уровень физической подготовленности волейболистов:

1. Прыжок вверх с места (по методу В.М. Абалакова). Для оценки результата прыжка вверх используется приспособление, состоящее из ленточного метра, пояса и небольшой скобы, крепящейся к полу. Испытуемый надевает пояс с прикрепленным метром, нижний конец метра пропускается через скобу в пол. Ленточный метр натягивается в положении испытуемого «основная стойка» над скобой. Отмечается значение метра на уровне пола. Полуприсев, толчком двумя ногами испытуемый выполняет, с махом руками, максимально возможный прыжок вверх. Прикрепленный к полу метр, вытягиваясь, проходит сквозь скобу и прекращает движение в момент достижения высшей точки прыжка. После приземления фиксируется значение на метре в проеме скобы. Разница между значением до прыжка и после него соответствует высоте прыжка в сантиметрах. Выполнялось три попытки, фиксировался лучший результат.

2. Прыжок в длину с места. Из исходного положения упор присев толчком двух ног выполнить прыжок вперед-вверх, руки при выпрыгивании вверх. Оценивалась дальность прыжка в сантиметрах. Выполнялось три попытки, фиксировался лучший результат.

3. Метание набивного мяча на дальность сидя (вес 2 кг). Плечи должны находиться на линии отсчета, ноги вытянуты вперед, в момент броска ноги от пола не отрывать. Выполнялось три попытки, фиксировался лучший результат.

4. Пробегание отрезка 9 м на скорость. Выполнялось три попытки, фиксировался лучший результат.

Для определения технической подготовленности применялись следующие тесты:

1. Нападающий удар из зоны №4 в зону №1 и 5. Нападающий удар выполнялся с разбега в течение 3-х минут с интенсивностью 12 ударов в минуту. Оценивалось попадание мяча в мишень (квадрат 3х3м), которая маркируется по боковой линии за линией нападения. Нападающий удар выполняется поочередно в две мишени в зону № 1 и 5. Потерей мяча считался удар в сетку, за пределы площадки, мимо мишени. Подсчитывалось количество попаданий в мишени, результат фиксировался в протоколе.

2. Нападающий удар из зоны №2 в зону №1 и 5. Нападающий удар выполнялся с разбега в течение 3-х минут с интенсивностью 12 ударов в минуту. Оценивалось попадание мяча в мишень (квадрат 3х3м), которая маркируется по боковой линии за линией нападения. Нападающий удар выполняется поочередно в обе мишени в зону № 1 и 5.

Потерей мяча считался удар в сетку, за пределы площадки, мимо мишени. Подсчитывалось количество попаданий в мишени, результат фиксировался в протоколе. Контрольные испытания проводились до и после педагогического эксперимента. Контрольные испытания использовались с целью получения информации о влиянии разработанной и общепринятой методики на результаты технического элемента - нападающего удара.

Выводы

Анализ доступной научно-методической литературы, проведение педагогического эксперимента позволяют нам сделать некоторые выводы:

1. В результате анализа данных литературных источников были выделены особенности техники прямого нападающего удара. Анализ теоретических источников показал, что методика совершенствования техники выполнения прямого нападающего удара в группе ПФСС разработана не достаточно.

2. В разработанной нами методике совершенствование техники выполнения прямого нападающего удара включены комплексы специальных упражнений, направленных на совершенствования техники прямого нападающего удара.

В результате сравнительного анализа педагогического эксперимента было выявлено, что у волейболистов экспериментальной группы улучшились показатели в тестах «прыжок в длину с места», «метание набивного мяча весом 2 кг», «прыжок вверх с места», «пробегание отрезка 9 м на скорость», «нападающий удар из зоны № 4 в зоны № 5 и 1», « нападающий удар из зоны № 2 в зоны № 1 и 5». Эти изменения являются статистически достоверными (Р<0,05). А изменения показателей в контрольной группе менее значимы и являются не достоверными (Р>0,05).
Было установлено, что систематическое применение разработанной методики позволяет оптимизировать процесс технической подготовки волейболистов.

Разработанная нами методика по совершенствованию техники выполнения прямого нападающего удара в ходе педагогического эксперимента доказала свою эффективность. Результаты, полученные в процессе педагогического эксперимента, свидетельствуют о достоверном улучшении показателей как в физической, так и в технической
подготовленности юных волейболистов.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (07.08.2016)
Просмотров: 78 | Теги: волейбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016