Четверг, 26.04.2018, 22:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ У ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ 6-7ЛET

Д.О.Муминова

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ У ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ 6-7ЛET

Аннотация. Предложенный вариант планирования компонентов тренировочной нагрузки по дням четырех недельного мезоцикла, а также формы контроля за специально-двигательной подготовленностью, позволяет эффективно управлять тренировочным процессом, успешно развивать функции равновесия, и на их основе повысить уровень технического мастерства юных гимнасток
 

Ключевые слова. Равновесие, тренировочная нагрузка, двигательные качества, методики развития, контрольные испытания, хореографические упражнения, сравнительный анализ.

 

Актуальность. Возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и способности развития вестибулярной устойчивости, именно в этот период работу по формированию упражнений на сохранения равновесия нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие вестибулярной устойчивости на занятиях по ритмической гимнастике, поэтому проводимая нами работа является своевременной и актуальной.

Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка диагностических направленных форм и методов формирования функций равновесия.

Задача исследования: экспериментально обосновать комплексную программу развития функций равновесия у юных гимнасток младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики.

Организация исследования.Задача основного эксперимента (январь-декабрь 2015 г.) заключалась в изучении уровня и темпов развития различных показателей способностей к сохранению равновесия и вестибулярной устойчивости. Были обследованы 24 девочек 6-7 лет зачисленных в группу начальной подготовки по художественной гимнастике условно поделенных на экспериментальную (ЭГ - 12 гимнасток) и контрольную группу (КГ-12 гимнасток). Исследование проводилось в СДЮСШОР по художественной гимнастике г. Ташкента.

Результаты исследования: Педагогический эксперимент строился на основе чередования различных по объему и интенсивности тренировочной нагрузки в четырех микроциклов.

Испытуемые КГ совершеиствовали вестибулярную устойчивость, а также динамическое и статическое равновесие, используя традиционные средства. В ЭГ в каждой части тренировочного занятия использовались предложенные нами средства и методические приемы. Для проведения эксперимента на каждом занятии отводилось одинаковое количество времени. Всего было проведено 60 занятий с применением предложенных средств и методов.

Каждый микроцикл состоял из учебного (понедельник), двух контрастных (вторник и четверг), двух тренировочных (среда и пятница) и контрольно- восстановительного занятия (суббота). Продолжительность занятий -60 мин. Большое внимание уделялось развитию способности к статическому и динамическому равновесию, прыжковой координации, ритмической способности, а также восстановлению функциональных систем по завершению занятий, достаточного для данного возраста тренировочной нагрузки каждого микроцикла.

Предложенная методика опирается на классификацию специально подобранных упражнений и упражнений хореографии, подразделяемых по признаку воздействия на конкретные отделы вестибулярного аппарата.

Для экспериментальной проверки эффективности комплексной методики был проведен педагогический эксперимент, который охватывал весь экспериментальный мезоцикл. К началу педагогического эксперимента уровень физической подготовленности гимнасток и вестибулярной устойчивости был примерно одинаков.

Рис. 1 Динамика тренировочной нагрузки по дням четырех недельного мезоцикла

Как видно из рисунка 1 объем выполняемой нагрузки в учебно-тренировочных занятиях гимнасток ЭГ постепенно возрастает к завершающему микроциклу и направлен на повышение адаптационных процессов в функциональной системе девочек. Это обусловило необходимость увеличить время интервалов отдыха между подходами (до 2-3 мин.), в связи с координационной сложностью предложенной группы упражнений,

При этом, если программа 1-го микроцикла превалировала учебными заданиями, то последующие, закреплением, формирование связок и соединений из раннее освоенных упражнений на равновесие, и последующего их совершенствования. Особое внимание при этом отводилось восстановлению функций систем организма, повышению эмоционального настроя и закрепление усвоенного материала посредством использования соревновательного и игрового метода.

Интенсивность нагрузки также возрастает в каждом микроцикле к пятнице и существенно снижается в субботу (рис. 2).

Наибольшие её показатели зарегистрированы в среду и пятницу (1,5-1,7 эл.мин.). Достаточно высокие показатели интенсивности работы обусловлены проведением специализированных игр с элементами динамического равновесия и вращательных упражнений, выполняемых в движении, в различных плоскостях.

Параметры нагрузки по дням недели у гимнасток ЭГ и КГ имеет существенные различия. Так если у девочек ЭГ она волнообразная, с максимальными показателями в среду и пятницу, то в КГ объем и интенсивность возрастает к пятнице и снижается в субботу

 

Рис. 2. Динамика интенсивности нагрузки у юных гимнасток в исследуемых микроциклах

Завершался каждый микроцикл контрольным занятием, позволившим экспериментально обосновать эффективность предложенной программы тренировки, в целом сформированного из упражнений, направленных на развитие функций равновесия и вестибулярной устойчивости. Качества необходимого для эффективного выполнения соревновательной композиции.

После применения экспериментальной методики комплексного развития вестибулярной устойчивости в тренировочном процессе юных гимнасток было проведено итоговое тестирование испытуемых обеих групп (табл. 1).

Критерием оценки эффективности разработанной методики явились результаты качества исполнения базовых элементов художественной гимнастики испытуемыми обеих групп. Для этого среди гимнасток вышеуказанных КГ и ЭГ была проведена экспертная оценка выполнения 8 обязательных элементов художественной гимнастики, характеризующих уровень развития статического и динамического равновесия: равновесие «Passe»; равновесие «Arabesque»;noBopoT «Passeen dedans» 360°;поворот «Arabesqueen dedans» 360°;«колесо»;кувырок вперед; кувырок назад; прыжок с вращением на 360°.

В результате сравнительного анализа качества исполнения базовых элементов гимнастками обеих групп (табл. 1, рис. 3,4) установлено, что наибольшие оценки по всем показателям получили спортсменки ЭГ.

Материалы сравнительного анализа наглядно представлены в рисунках 3,4 где явно прослеживается преимущество гимнасток ЭГ по всем исследуемым упражнениям характеризующих уровень статического и динамического равновесия.

Так согласно данным таблицы 1, рисунков 3 и 4, в среднем оценки исполнения элементов статического характера, таких как равновесие «Раввё» и равновесие «Arabesque», в экспериментальной группе превысили оценки исполнения тех же элементов в контрольной группе на 25,6% и 25,4% (р<0,01) соответственно.

Таблица 1
Результаты сравнительного анализа оценок качества исполнения базовых элементов художественной гимнастики

Рис. 3 Средние данные уровня проявления функций равновесия юных гимнасток 5-7 лет до эксперимента
 
Таким образом, в представленной работе экспериментально подтверждена эффективность предлагаемой методики, основанной на целенаправленном развитии вестибулярной устойчивости гимнасток-«художниц» на этапе начальной подготовки.

Рис. 4 Показатели отражающие уровень развития функций равновесия у юных гимнасток 5-7 лет при различных вариантах тренировочной нагрузки по завершению эксперимента

Подводя итоги исследования, следует отметить, что оптимизация тренировочной нагрузки юных гимнасток позволило существенно повысить темпы прироста результатов в показателях, отражающих уровень развития динамического и статического равновесия, и на их основе повысит уровень технического мастерства юных гимнасток.

Литература

1. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Особенности физической подготовки в художественной гимнастике: Метод.рекомендации. - Киев: Изд-во КГИФК, 1991. - 35 с.
2. Говорова М.А.. Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: Учеб.пособие. - М.: Всерос. фед. худ.гим., 2001.-50 с.
3. Супрун А.А. Технологический подход к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учета индивидуальных особенностей: дис. канд. пед. наук/А. А. Супрун. - СПб., 2013. - 124 с.
4. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб.пособие для студентов вузов по направлению подгот. 034300.68 - Физ. культура/под общ. ред.: Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. - М.: Сов.спорт, 2014.-264 с.
5. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования: учеб.пособие для образоват. учреждений ВПО по направлению 034300(62) - "Физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.] ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.- М.: Человек,2014,- 120 с.-(Б-чка тренера).

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (29.03.2018)
Просмотров: 55 | Теги: равновесие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь