Среда, 22.08.2018, 09:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Методика развития двигательно-координационных способностей юных акробатов на этапе начальной подготовки

М.Г.Игнатьев

Методика развития двигательно-координационных способностей юных акробатов на этапе начальной подготовки

Аннотация. В работе рассмотрена методика развития двигательно-координационных способностей юных акробатов на этапе начальной подготовки. По результатам опытно-экспериментальной работы выявлено, что в учащихся наблюдается значительный позитивный рост оцениваемых характеристик. Таким образом, мы можем констатировать, что применение разработанной нами методики способствует повышению проявления двигательно-координационная способности спортсменов.

Ключевые слова: двигательно-координационная способность, методика, юные акробаты, этап начальной подготовки.

 

Настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения. На первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил, средств и времени. То есть повысить качество, производительность и эффективность. В связи с этим, возникает проблемная ситуация, связанная с необходимостью создания новых методов, технологии, приёмов производства, обучения. До некоторого момента потребности практики по созданию новых способов решения стоящих перед ней задач удовлетворяются за счёт имеющихся научных знаний. Однако рано или поздно этих знаний оказывается недостаточно для решения проблемы ситуации, возникает потребность расширения теоретического потенциала, необходимость выдвижения новых идей, концепций, научных теорий. Непрерывный рост результатов требует поиска новых форм, средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является развитие двигательно-координационных способностей и выявления более эффективных способов, средств, методов, при помощи которых можно за минимальный промежуток времени достичь наивысшего результата.

Для акробатов очень важную роль играет двигатель- но-координационная способность. Например, для развития прыгучести в значительной мере определяется координационными качествами, в частности ловкостью. Овладение ритмом разбега, толчка, а также движениями в безопорной фазе требует высоких показателей ловкости и воспитываются личностные свойства, такие как уверенность в своих силах, целеустремленность и др.

Контрольные тестовые задания для выявления дви- гательно-координационных способностей.

I. Тестовое задания для выявления двигательно-коор- динационных способностей.

Проявление ловкости в нестандартных условиях определялось с помощью теста «Прочитай карту». Занимающийся берет карточку, на которой представлена схема выполнения различных двигательных заданий под условными обозначениями: Х — кувырок; О — прыжок; D — перекат прямым телом; — поворот. Расстояние между условными обозначениями находится в соотношении 1 см: 5 м. По сигналу тренера занимающийся выполняет задание, оцениваются его время и качество: 5 баллов — время выполнения до 10 с, технически верное исполнение двигательных заданий; 4 балла — до 11 с при незначительном отступлении от структуры двигательного задания, представленного на карточке; некоторые погрешности движения (недостаточно плотная группировка в кувырке, сгибание тела при выполнении переката); 3 балла — до 12 с, заметное отклонение от схемы движений (нарушение точности направления движений до 10°) или пропуск одного из двигательных заданий (кувырка, прыжка или переката); 2 балла — до 13 с, отклонения от схемы движения (нарушение точности направления движений до 20°) или пропуск несколько из двигательных заданий (кувырка, прыжка или переката).

II. Тестовое задание для выявления двигательно-коор- динационных способностей (Переворот в стороны левый правый на одной линии).

Переворот вправо выполняется из стойки на левой ноге, правая впереди, руки вверх ладонями вперед, лицом по направлению движения. С широком шагом правой надо быстро наклонить туловище и сгибая правую ногу, поставить правую руку вперед на одной линии с правой ногой (примерно в одном шаге от нее). После этого без остановки взмахом левой и толчком правой ноги, последовательно опираясь руками, пройти через стойку на руках, ноги врозь. Поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (правым боком по направлению движения). Руки ноги ставать на одной линии. Оценивается по 5 бальной системе.

5 баллов — технически верное исполнение двигательного задания; 4 балла — при незначительном отступлении от структуры двигательного задания; некоторые погрешности движения; 3 балла — заметное отклонение от схемы движений (нарушение точности направления движений до 10°); 2 балла — технически не верное исполнение двигательного задания (падения и.т.д.).

Упражнения развития координационных способностей

Точность движений в пространстве развивается с помощью следующих средств:
- прыжок ноги врозь;
- прыжок вверх;
- выполнения простейших упражнений с закрытыми глазами;
• руки вверх, ноги в стороны;
• руки на пояс, вверх, в стороны, за голову;

С целью развития точности движений во времени применяются:
- лазанья по канату (5, 7, 10 с);
- прыжки на месте (5-10 с);
- прыжки на месте (5-10 с);

Для развития ритм движений:
- прыжками с короткой скакалкой;
- ходьбой с хлопками под левую ногу, под правую;
- движениями и остановками по сигналу;

С целью улучшения дифференцировки мышечных усилий применяются:
- ходьба короткими, длинными шагами, по ориентирам на расстоянии 40, 50, 60 см;
- ходьба приставными шагами по ориентирам;
- полуприседания, приседания, полунаклоны, наклоны;
- пролезание под гимнастическим бревном, «козлом»; «конем», перелезание через «коня», «козла»;
- прыжки в длину на точность приземления с трех- пяти шагов разбега;
- подбрасывание и ловля правой и левой рукой мячей при ходьбе, медленном беге;

С целью улучшения функции равновесия рекомендуются:
- ходьба на носках по линии, по доске, по гимнастической скамейке с различными положениями рук;
- стойка на одной ноге, другая согнута, руки произвольно;
- ходьба по скамейке с перешагиванием через веревочку, лежащую на скамейке, протянутую над ней на высоте 10-20 см;
- ходьба на пятках, на наружном, внутреннем сводах стопы по линии;
- прыжки на одной ноге с продвижением вперед по линии, по треугольнику, по квадрату;
- стойка на одной ноге без зрительного контроля, руки в стороны, вверх, на поясе;

Специальные упражнения:
- кувырок вперед с мостика;
- кувырок назад с мостика;
- переворот в стороны левый правый на вспомогательном оборудовании;
- прыжки в батуте 10 раз
- прыжки с поворотом
• поворот на 180 градусов;
• поворот на 360 градусов;

Методика развития двигательно-координационньх способностей учащихся.

При воспитании двигательно-координационных способностей мы использовали следующие основные методики. Обучения новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапов спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся, не только пополняют двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений, обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Для развития двигательно-координационных способностей мы использовали следующие методы: 1) стандартно — повторного упражнения; 2) вариативного упражнения.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Мы использовали метод вариативного упражнения с его многими разновидностями, имеющий широкое применение. Его подразделяют на два подметода со строгой и нестрогой регламентацией вариативности методических приемов:
— строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменения силовых параметров, например прыжок вверх с место в полную силу, в пол силы; прыжки с поворотом 180 градусов по внезапному сигналу поворот на 360 градусов.);
— изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа и т.п.);
— изменения способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжки и т.п.);

Методику развития двигательно-координацион- ных способностей внедрили в тренировочный процесс. В подготовительной части ее применили в ходе разминки, обычно во время динамических упражнений, постепенно повышая амплитуду движений и сложность самих упражнений. В основной части применяли специальные упражнения, такие упражнения выполняли сериями, чередуя с работой основной направленности.

Результаты первого тестирования у контрольной группы больше 3±0,5, чем у экспериментальной группе 2,8±0,2.

Результаты тестирования второго тестового задания у контрольной группы больше 3±0,5, чем у экспериментальной группе 2,8±0,2.

После эксперимента результаты первого тестового задания экспериментальной группы увеличился на 3,8±0,2 а в контрольной группы увеличелся на 3,2±0,2.

После эксперимента результаты второго тестового задания экспериментальной группы увеличился на 3,8±0,7 а в контрольной группы увеличелся на 3,8±0,7.

По результатам опытно-экспериментальной работы выявлено, что в показателях тестового задания спортсменов этапе начальной подготовки, в конце педагогического эксперимента у учащихся ЭГ наблюдается значительный позитивный рост оцениваемых характеристик.

Таким образом, мы можем констатировать, что применение разработанной нами методики способствует повышению проявления двигательно-координацион- ная способности спортсменов этапе начальной подготовки.

Литература:

1. Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов «Теория и методика ФКиС» изд. «Академия», 2000 г. — 480 с.
2. Курамшина Ю. Ф., «Теория и методика физической культуры» — М.; «Физическая культура» 2005 г.
3. Гавердовский Ю. К. Розин Ю. Е. Лисицкая Т. С. Смолевский В. М. «Гимнастика» изд. «Советский спорт» 2005 г.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (02.08.2018)
Просмотров: 16 | Теги: акробатика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь