Четверг, 08.12.2016, 12:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 036401.65 «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО»

Л.Б.Дзержинская, С.Г.Дзержинский

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 036401.65 «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО»

В статье представлена экспериментальная методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов-таможенников, основанная на ключевых требованиях профессиограммы.

Ключевые слова: студенты-таможенники, профессиограмма, профессионально- прикладная физическая подготовка.


Актуализация проблемы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов, обучающихся по специальности 036401.65 «Таможенное дело», обосновывается все возрастающими квалификационными требованиями к сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, в том числе, к уровню развития у них профессионально важных двигательных навыков и физических качеств.

Так, если проблемы организации и содержания ППФП студентов вузов таможенных органов России изучены достаточно полно, то особенности методики ППФП студентов гуманитарных вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» требуют своего изучения [1].

Настоящее исследование проводилось на базе Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Разработка методики ППФП опиралась на перечень требований, предъявляемых к сотруднику таможенной службы, представленных в профессиограмме [2]. В аспекте физической культуры наибольший интерес для нас представляли разделы:
- профессионально-прикладные физические качества, к которым относятся: хорошая физическая выносливость, координация движений, способность к дифференцированию параметров движений и пр.,
- структура исполнительских действий, включающая активную работу пальцев, кистей рук, верхних и нижних конечностей, хорошую координацию движений в ходе длительной работы, способность к длительному сохранению рабочей позы и т.д.

Исходя из вышесказанного, в методику физической подготовки были включены:
- различные упражнения силового характера в статическом, динамическом и стато- динамическом режимах без отягощений и с дополнительными отягощениями (гантели, тренажеры, штанга и др.) для мышц рук, ног и туловища;
- упражнения в жонглировании, различные варианты бросков, ловли, ведения руками и ногами мячей различного диаметра;
- задания на точность в ходе стандартной физической нагрузки малой и средней интенсивности (бег, спортивные игры и др.);
- круговая тренировка различной интенсивности, направленная на развитие физических качеств и психомоторных свойств;
- физические упражнения на силу, быстроту движений и выносливость, включающие выполнение дополнительных заданий на внимание, быстроту реагирования и запоминание.

Следует заметить, что представленный набор средств физической подготовки, по нашему мнению, направлен на решение задач как общей, так и профессионально-прикладной физической подготовки, что являлось первым отличительным признаком разработанной нами методики профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов- таможенников.

Вторым отличительным признаком являлось соответствие ее содержания требованиям профессиограммы, и, введенное, в этой связи, сочетанное использование физических упражнений различной кинематической и динамической направленности (сочетание упражнений на выносливость с упражнениями на точность движений, упражнений на силу и упражнений на внимание и т.д.). Мы полагали, что такое моделирование будущих условий профессиональной деятельности будет значительно более эффективным способом ППФП студентов, чем общепринятый подход раздельной общей и специальной физической подготовки, наблюдающийся в процессе физического воспитания студентов вузов.

Учитывая основную направленность учебных занятий в осенний и весенний периоды (проводимых на спортивном стадионе), было решено активно использовать средства, включающие стандартную малоинтенсивную физическую работу, то есть беговые упражнения, включающие выполнение заданий на точность (например, попадание мячом в заданный квадрат поля и баскетбольного щита; различные варианты метаний с различных расстояний, с попаданием в цель, в паре различными мячами; прыжки в высоту и длину на точность с доставанием до определенной планки или точно в обруч (с открытыми и закрытыми глазами); и другие малоинтенсивные упражнения на дифференцирование, требующие точности).

В этот же период времени студентам предлагалось выполнять различные физические упражнения на силу, быстроту движений и выносливость, включающие выполнение дополнительных заданий на внимание, быстроту реагирования и запоминание.

Учитывая возможность использования в эти месяцы футбольного поля, в состав средств были включены физические упражнения в жонглировании и ведении мячей различного диаметра. Выполнение таких упражнений должно было обеспечить навык активной работы мышц нижних конечностей, что является весьма важным при выполнении служебных задач, связанных с преодолением различных препятствий (узкие проходы, каюты, трюмы, лестничные площадки, трапы и т.д.).

В структуре физкультурного занятия данные упражнения реализовались в основной части: упражнения на быстроту движений в начале занятия, силовые упражнения и упражнения на выносливость - в середине или конце основной части занятия. Основными методами физического воспитания являлись стандартно-повторный и интервальный.

Проведение занятий в спортивном зале (ноябрь-март), потребовало внесения корректив в состав используемых средств физической подготовки. В основу методики для спортивного зала были заложены традиционные средства (спортивные игры, легкоатлетические упражнения и пр.), включающие выполнение дополнительных заданий (на точность, в жонглировании, в сочетанных режимах работы мышц, на развитие психомоторных свойств) и круговая тренировка различной интенсивности с направленностью на развитие физических качеств. Так, например, в ходе спортивной игры студентам предлагалось реагировать на дополнительные звуковые и световые сигналы заранее обусловленным движением (иногда через заданные промежутки времени), постоянно менялись условия и правила игры (броски и передачи определенной рукой, с определенной дистанции). В круговой тренировке использовались простые задания на дифференцирование мышечных усилий с использованием различных отягощений, выполняемые на основе использования аналитического метода (налаживание обратной связи со студентом по параметрам величины используемого отягощения).

Реализация средств, подобранных с учетом требований профессии к составу исполнительских действий и профессионально важным физическим качествам, совпадала с традиционным подходом к использованию физических упражнений различной направленности: упражнения на быстроту движений, давались студентам в начале основной части; спортивные игры (волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон), связанные с выполнением дополнительных заданий на развитие психомоторных свойств (заданий на точность и заданий в жонглировании), давались в середине или конце основной части; различные упражнения силового характера в статическом, динамическом и стато-динамическом режимах без отягощений и с дополнительными отягощениями (гантели, тренажеры, штанга и др.) для мышц рук, ног и туловища в тренажерном или спортивном залах давались в конце основной части. С периодичностью одно занятие из двух в середине основной части занятия проводилась круговая тренировка различной интенсивности, направленная на развитие физических качеств, которая заменяла собой силовую подготовку. Дозировка выполняемых упражнений регулировалась на занятии с учетом пола и подготовленности студентов.

С целью доказательства эффективности разработанной методики, нами в течение 2013-14 учебного года был проведен формирующий эксперимент.

Из студентов третьего курса были созданы две однородные группы. Экспериментальная группа, в которую вошли 12 юношей и 14 девушек, занимались по разработанной нами методике, а контрольная группа (21 человек, из них 10 юношей и 11 девушек) занималась по традиционной методике, включающей использование средств легкой атлетики, спортивных игр и силовой подготовки.

В конце формирующего эксперимента нами было проведено повторное тестирование.

Результаты анализа изменения показателей физической подготовленности свидетельствуют о том, что наиболее существенные и достоверные изменения произошли в силе мышц верхнего плечевого пояса и туловища (у юношей экспериментальной группы данные показатели лучше, чем у студентов контрольной группы при p<0,05), а у девушек экспериментальной группы и показатели скоростно-силовых качеств ног достоверно лучше, чем у студенток контрольной группы (p<0,05). Надо заметить, что такой же направленности и силы изменения отмечены и на внутригрупповом уровне у юношей и девушек (табл. 1, 2).

Результаты выполнения челночного бега отражают координацию движений, которую обеспечивают многие проявления нервной системы, такие как подвижность нервных процессов, двигательная координация в центрах нервной системы, суставная чувствительность и другие.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности и функционального состояния студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Таможенное дело» (M±m)



Примечание: * - внутригрупповая достоверность различий при p<0,05

Таблица 2

Показатели физической подготовленности и функционального состояния студенток 3 курса, обучающихся по специальности «Таможенное дело» (M±m)



Примечание: * - внутригрупповая достоверность различий при p<0,05; ** - при p<0,01
 
К сожалению, не обнаружены межгрупповые достоверные отличия между показателями челночного бега (у юношей и девушек) и прыжка в длину с места (у юношей), что отражает, возможно, недостаточность набора соответствующих экспериментальных средств в методике. Надо отметить, что внутригрупповой анализ показателей челночного бега обнаружил достоверное улучшение этих показателей у юношей и девушек экспериментальной группы (p<0,05). Тем не менее, полагаем, что состав средств необходимо усилить разнообразными координационными упражнениями, выполняемыми с различной скоростью и темпом.

Анализ показателей функционального состояния по итогам выполнения пробы Штанге, индекса функционального состояния и ортопробы также обнаружил их достоверное улучшение у студентов экспериментальной группы по сравнению со студентами контрольной группы при p<0,05 (лишь по показателю ортопробы у девушек экспериментальной группы не отмечены достоверные отличия от девушек контрольной группы). Особо следует отметить значимость достоверного улучшения показателей пробы Штанге и индекса функционального состояния (p<0,05), которые отражают не только дыхательные способности, но и волевые усилия исследуемых и, следовательно, силу и активность процессов их нервной системы. Нельзя не отметить и достоверно возросшую за период эксперимента физическую работоспособность студентов экспериментальной группы. Несмотря на то, что межгрупповые достоверные различия обнаружены не были, так как длительность формирующего эксперимента, по-видимому, для этого недостаточна, внутригрупповой анализ выявил достоверное улучшение показателей у студентов экспериментальной группы (внутригрупповые различия по показателям PWC170 и МПК у юношей и девушек отмечены при p<0,05), что отражает возросшие возможности функциональных систем, развитие устойчивости нервной системы и хороший кислородный обмен в тканях. Эти положительные сдвиги мы объясняем наличием достаточного объема упражнений и разнообразных способов их организации, позволяющих более эффективно развивать общую и специальную выносливость у студентов экспериментальной группы.

Таким образом, разработанная нами методика профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов-таможенников, разработанная с учетом требований профессиограммы к составу исполнительских действий и уровню развития профессионально важных физических качеств, и включающая, в этой связи, сочетанное использование общеподготовительных и специально-подготовительных физических упражнений различной кинематической и динамической направленности, позволяет моделировать будущие условия профессиональной деятельности и более эффективно развивать профессионально важные функциональные способности и физические качества студентов.

Литература

1. Катков, А.Е. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов таможенных органов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / А.Е. Катков. - СПб., 2014. - 24 с.
2. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2001. - 639 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (13) - 2015



Источник: http://ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.05.2016)
Просмотров: 131 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016