Понедельник, 18.11.2019, 22:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЯ НА ГИБКОСТЬ КОМПЛЕКСА ГТО I СТУПЕНИ У ШКОЛЬНИКОВ 6-8 ЛЕТ

Барышникова О.Г., Богачева ЕВ., Севрюкова Н.Н., Богачева Л.Ю.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЯ НА ГИБКОСТЬ КОМПЛЕКСА ГТО I СТУПЕНИ У ШКОЛЬНИКОВ 6-8 ЛЕТ

В статье представлены итоги научно-исследовательской работы по методике подготовки испытания на гибкость к выполнению норм ВФСК ГТО I ступени школьников 6-8 лет. Выбор узкого направления исследования - подготовка школьников к выполнению испытания на гибкость обусловлен тем, что школьный возраст 6-8 лет является сенситивным периодом для развития данного качества. Предложенная методика позволяет достоверно улучшить результаты процесса подготовки к выполнению норм ВФСК ГТО I ступени школьников 6-8 лет (испытание на гибкость) посредством расширенных методических подходов подготовки к конкретному испытанию (на гибкость), что является показателем ее обоснованности и результативности.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), школьники 6-8 лет, физическое развитие, методика подготовки, испытание на гибкость.


Введение. Современная статистика свидетельствует об ухудшении здоровья и снижении двигательной активности населения РФ в целом, что особенно вызывает тревогу относительно детей и молодежи.

Одним из решений указанной проблемы явилось внедрение в 2014 г. программной основы физического воспитания населения Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО).

Комплекс направлен на увеличение числа граждан, особенно детей и молодежи, активно занимающихся физической культурой и спортом, на повышение показателей физической подготовленности жителей страны; устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, включает виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков [2].

Проблемой подготовки школьников к выполнению тестов ВФСК ГТО занимались следующие исследователи: В.Я. Барышников [1], В.С. Кузнецов и Г.А. Колодниц- кий [3], Г.И. Погадаев [5] и др.

Авторы рассматривают различные теоретические и методические аспекты процесса подготовки школьников к нормативам комплекса [4]. Однако вопросы развития гибкости, как составляющего обязательного блока тестов ГТО I ступени, освещены недостаточно.

Цель исследования - теоретико-методическое и экспериментальное обоснование методики подготовки к выполнению испытания на гибкость комплекса ГТО I ступени у школьников 6-8 лет.

Задачи исследования:

1. Проанализировать специальную научно-методическую литературу по исследуемой теме.

2. Разработать методику подготовки к испытанию на гибкость ВФСК ГТО I ступени школьников 6-8 лет на уроках физической культуры в школе.

3. Экспериментально подтвердить эффективность разработанной методики.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 98 г. Воронежа с привлечением учителей физической культуры, работающих с младшими школьниками, в течение 2018-2019 учебного года.

В основу содержания экспериментальной методики положена разработанная недельная схема учебного и самостоятельного процесса подготовки школьников 6-8 лет к выполнению комплекса ГТО I ступени, которая состояла из трех уроков по физической культуре и самостоятельных тренировочных занятий: утренней гигиенической гимнастики и индивидуальных домашних заданий под контролем родителей.

Учебные занятия в недельном цикле с младшими школьниками проводились по
плану:

- первый урок - развитие скоростных качеств (специальные упражнения, скоростные эстафеты), развитие гибкости (активные и пассивные, динамические и статические упражнения);

- второй урок - развитие скоростно-силовых и силовых качеств (специальные упражнения), развитие гибкости (активные и пассивные, динамические и статические упражнения, подвижные игры);

- третий урок - развитие специальной выносливости (специальные упражнения), развитие гибкости (активные и пассивные, динамические и статические упражнения, игры на развитие гибкости).

В предложенной экспериментальной методике упражнения на гибкость выполнялись во всех частях урока по физической культуре. Во вводно-подготовительной части занятия они использовались в ходе разминки после динамических упражнений. В основной части урока упражнения на гибкость выполнялись поочередными сериями: силовые упражнения - упражнения на гибкость, скоростные упражнения - упражнения на гибкость. В заключительной части предлагались игры для развития гибкости, а также упражнения на растягивание в сочетании с упражнениями на расслабление.

Одним из методических приемов являлось поочередное выполнение школьниками упражнений на гибкость у опоры (гимнастической стенки) и на середине спортивного зала. Нами использовалось следующее соотношение упражнений на гибкость в процессе урока с младшими школьниками: 40% - активные динамические; 40% - пассивные динамические; 20% - активные статические и пассивные статические.

В процессе занятий внимание школьников обращалось на правильную технику выполнения упражнений на растягивание.

Средства для развития гибкости школьников 6-8 лет включали:

- динамические упражнения - выполнение пружинистых, маховых движений;

- статические упражнения - удержание максимальной амплитуды при различных позах;

- активные упражнения - достижение максимальной амплитуды при самостоятельном выполнении;

- пассивные упражнения - достижение максимальной амплитуды за счет внешних усилий.

В процессе развития гибкости у младших школьников применялись следующие методы:

1) метод строго регламентированного упражнения (вид - повторный метод);

2) методы частично регламентированного упражнения (игровой и соревновательные методы).

Основными приемами явились:

- удержание конечного положения в упражнении на определенный промежуток времени;

- постепенное увеличение амплитуды движений до максимальной;.

- комплексное воздействие упражнений на качество развития силы и гибкости школьников.

Контроль уровня развития гибкости у школьников 6-8 лет проводился по следующим тестам.

«Удержание прямой ноги в сторону»: И.П. - стоя спиной к стене, руки в стороны. Поднять прямую ногу в сторону и удерживать 3 секунды. Оценка - в градусах подъема ноги: 60°, 90°, 120° и т.д.

«Выкрут прямых рук назад с помощью гимнастической палки»: И.П. - палку вверх, хват сверху. Выполнить выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию (в см) между кистями рук при выкруте (чем меньше расстояние, тем выше гибкость данного сустава).

«Мост»: И.П. - лежа на спине, ноги врозь, руки в упоре за плечами, пальцы вперед. Прогибаясь, разогнуть ноги и руки, голову назад. Измеряется расстояние (в см) от кончиков пальцев до пяток.

«Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье»: И.П. - стоя на гимнастической скамье. Выполнить наклон, не сгибая колени, руки вниз. Результат (в см) фиксируется по линейке, установленной перпендикулярно скамье.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты констатирующего эксперимента показали, что физическая подготовленность школьников 6-8 лет недостаточна для выполнения испытаний комплекса ГТО I ступени: половина испытуемых не способна выполнить испытания на бронзовый знак. Затруднения вызвали практически все тесты, включая испытания на гибкость.

Пути решения данной проблемы были апробированы в процессе формирующего эксперимента, целью которого явился анализ эффективности экспериментальной методики подготовки к выполнению комплекса ГТО I ступени школьников 6-8 лет с акцентом на гибкость.

В формирующем эксперименте приняли участие две группы школьников 6-8 лет основной медицинской группы: контрольная группа (КГ) (n = 22, 11 - мальчиков, 11 - девочек), занимавшаяся по общепринятой методике, и экспериментальная группа (ЭГ) (n = 22, 11 - мальчиков, 11 - девочек), занимавшаяся по разработанной нами методике развития физических способностей детей 6-8 лет с акцентом на гибкость.

Тестирование параметров развития гибкости проводилось в начале и в конце формирующего эксперимента. В таблице 1 представлены итоги испытаний в начале исследования.

Таблица 1
Результаты тестирования школьников 6-8 лет ЭГ и КГ   до эксперимента (КГ, n=22; ЭГ, n=22)

Выше приведенные данные свидетельствуют, что исходные параметры исследования у детей КГ и ЭГ не имеют достоверных различий.

По завершении формирующего эксперимента нами были проведены заключительные исследования, результаты которых отражены в таблице 2.

Таблица 2
Результаты тестирования школьников 6-8 лет ЭГ и КГ   после эксперимента (КГ, n=22; ЭГ, n=22)

Результаты свидетельствуют о том, что гибкость у испытуемых повысилась как в ЭГ, так и в КГ, но в экспериментальной группе значительно больше.

Так, в тесте «Удержание прямой ноги в сторону» средний результат в КГ увеличился на 10 градусов, а в ЭГ - на 25 градусов (при p<0,01), что говорит об увеличении гибкости школьников ЭГ в тазобедренных суставах.

Рассматривая тест «Выкрут прямых рук назад с помощью гимнастической палки», можно отметить, что подвижность плечевого сустава испытуемых улучшилась в КГ на 2 см, а в ЭГ - на 4 см (при p<0,05).

Испытание на гибкость «Мост» показало, что у детей в КГ прирост показателей произошел на 3 см, а в ЭГ - на 8 см (при p <0,01), что указывает на увеличение подвижности позвоночного столба участников эксперимента.

Тест «Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье» показал, что динамика прироста показателей в КГ составила 2 см, а в ЭГ - 7 см (при p<0,01), что свидетельствует об увеличении гибкости у школьников в тазобедренных суставах и позвоночнике.

Необходимо отметить, что у испытуемых обеих групп подвижность в плечевых суставах за срок проведения эксперимента улучшилась меньше, чем подвижность позвоночного столба.

Принимая во внимание, что целью нашего исследования являлось, в том числе, экспериментальное обоснование методики подготовки к выполнению норм ВФСК ГТО I ступени школьников 6-8 лет (испытание на гибкость), нами так же были протестированы младшие школьники. Статистика результатов до и после педагогического эксперимента представлена в таблице 3.

Таблица 3
Результативность теста на гибкость комплекса ГТО 1 ступени младших школьников до и после педагогического эксперимента (%)

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент показал, что предложенная методика позволяет достоверно улучшить результаты процесса подготовки к выполнению норм ВФСК ГТО I ступени школьников 6-8 лет (испытание на гибкость) по сравнению с общепринятой учебной программой, что является показателем ее обоснованности и результативности.

Выводы:

1) Самые существенные изменения в физическом развитии и физической подготовленности происходят в младшем школьном возрасте, что подчеркивает важность данного периода для активного влияния на формирование физических способностей ребенка, особенно гибкости. Актуальность подчеркивается внедрением ВФСК ГТО в образовательные учреждения, в том числе начального образования, и необходимостью подготовки школьников к испытаниям комплекса.

2) Методика подготовки к испытанию на гибкость ВФСК ГТО I ступени школьников 6-8 лет на уроках физической культуры в школе заключалась в следующем:

- специальные упражнения на гибкость выполнялись школьниками во всех частях урока физической культуры и самостоятельно в рамках домашнего задания под контролем родителей, взаимосвязь с которыми осуществлялась в группе социальной сети;

- соотношение упражнений на гибкость в процессе урока с младшими школьниками составляла: 40% - активные динамические; 40% - пассивные динамические; 20% - активные статические и пассивные статические;
- применялось поочередное выполнение школьниками упражнений на гибкость у опоры (гимнастической стенки) и на середине.

3) Разработанная нами методика подготовки к испытанию на гибкость ВФСК ГТО I ступени школьников 6-8 лет на уроках физической культуры в школе показала, что количество испытуемых, выполнивших тест «Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье» на золотой знак увеличилось в ЭГ на 23%, а в КГ - на 9%; на серебряный знак в ЭГ - на 45%, а в КГ - на 9%; на бронзовый знак уменьшилось в ЭГ на 18%, а в КГ - на 13%; без знака в ЭГ - нет, а в КГ сократилось на 5%, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики.

Литература

1. Барышников В.Я. Подготовка школьников к сдаче норм ГТО: методическое пособие. - М.: Русское слово, 2018. - 176 с.
2. ВФСК ГТО [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gto.ru/.
3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учебное пособие. - Москва: Просвещение, 2018. - 128 с.
4. Куренцов В.А., Зюрин Э.А., Абдюков И.И. Организационно-педагогические подходы в физическом воспитании младших школьников при подготовке их к выполнению нормативов комплекса ГТО I и II ступеней // Физическая культура в школе. - 2017. - № 4. - С. 50-58.
5. Погадаев Г.И. Подготовка учащихся 1-11 классов к сдаче нормативов ВФСК ГТО. - М.: Дрофа, 2016. - 74 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3(29) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (02.11.2019)
Просмотров: 23 | Теги: гто, Готов к труду и обороне | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь