Суббота, 16.02.2019, 06:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ШАШИСТОВ-СПОРТСМЕНОВ

В.П.Варламов

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ШАШИСТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Аннотация: результатом комбинационной игры является комбинация, которая основана на комбинационном зрении и связана с расчетом вариантов. Характерным для позиционной игры является разработка плана, вытекающего, а нередко и совпадающего с оценкой позиции, которая основана на позиционном чутье и также расчете вариантов. Поскольку в процессе реальной турнирной партии обе стороны шашек находятся в гармоническом взаимодействии, то с одной стороны важно выделить то обгцее, что их объединяет, и с другой - то, что их отличает друг от друга.

 

Поскольку в шашках в отличие от других видов спорта нет объективных показателей оценки соревновательной деятельности, таких как частота сердечных сокращений (ЧСС), максимальное потребление кислорода (МПК) и т.д., то тем более актуальной для совершенствования процесса подготовки шашистов- спортсменов является, разработка средств определения уровня специальной подготовленности и значимых для повышения спортивного мастерства индивидуальных особенностей обучаемых.

Схема выбора хода в шашках

КЗ - комбинационное зрение; ПЧ - позиционное чутье; РВ - расчет вариантов.

КZ - combination vision; IF - positional flair; РВ - calculation of options.

Современные шашки требуют от шашиста-спортсмена гармонического развития как комбинационного, так и позиционного компонентов мышления, что однако характерно лишь для зрелого сформировавшегося мастера. Поскольку исследуемый контингент составляют в основном молодые кандидаты в мастера спорта, не обладающие такой гармонией, то тем более обоснованным с точки зрения выявления преимущественного развития того или иного компонента мышления является выбор комбинационного зрения и позиционного чутья в качестве объектов.

Предметом измерения в разрабатываемых нами тестах являются результаты решения по протоколу, по ним определяется эффективность выполнения заданий теста, оцениваемая прежде всего по количеству (сколько решено), а также по качеству (как решено).

С точки зрения организации разработки тестов следует остановиться на нескольких моментах. Во-первых, на подборе позиций-заданий. В принципе решение позиций является традиционным способом выяснения сильных и слабых сторон в игре шашистов. Не случаен, поэтому особый интерес к книгам, представляющим по сути дела шашечные задачники. Таковыми, например, являются работа, ориентированная на широкий круг любителей шашек или книга, рассчитанная на шашистов высокой квалификации. Отвечая на запросы шашистов, многие периодические издания, такие как журнал "Шашки" предлагают подборки позиций, в которых требуется найти комбинационное решение или определить правильный путь в окончании. Однако, как справедливо отметил один из наиболее авторитетных тренеров страны М.И.Дворецкий, использование таких позиций как для обучения и тренировки, так и для самопроверки не всегда эффективно из-за отсутствия системы в составлении набора позиций.

При составлении плана разрабатываемых тестов мы исходили из их гомогенной, т.е. односторонней направленности на диагностику в первом случае комбинационного зрения, во втором - позиционного чутья в эндшпиле. При определении конкретного подбора заданий принимались во внимание два основных соображения. Во-первых, представленность основных идей, во-вторых - ограничение времени тестирования примерно одним часом. Последнее, по мнению разработчиков тестов, является важным, так как при большем времени снижается мотивация и начинает сказываться усталость.

При выборе тем заданий для включения в тест по комбинационному зрению мы исходили из классификации комбинаций по их идеям. Согласно А.Д. Злобинскому, таких идей всего 12, а именно: отвлечение, завлечение, уничтожение защитника, захват пункта, освобождение вертикали, освобождение диагонали, освобождение горизонтали, освобождение поля, блокировка, перекрытие, изоляция и разрушение. Наиболее часто встречающимися на практике являются первые две идеи, которые широко представлены в тесте.

С целью взаимосвязи тестов, ряд позиций в тесте на комбинационное зрение носит эндшпильный характер.

Нами было разработано несколько вариантов тестов на комбинационное зрение, каждый из которых состоял из 3 заданий. Время решения каждого задания ограничивалось 5 минутами, что с учетом необходимого между заданиями интервала времени (см. "Инструкцию для проведения теста" в приложении) составляло общее время тестирования один час.

При составлении теста на позиционное чутье в эндшпиле мы исходили, из представленности основных видов окончаний, а именно: размен и темп, а также наличия характерных для эндшпиля идей: оппозиция и т.д.

Так же как и в предыдущем случае нами было разработано несколько вариантов тестов. Исходя из условий ограничения времени тестирования, оптимальным вариантом стал тест из 3 заданий. Вследствие большей сложности по сравнению с тестом на комбинационное зрение на решение каждого задания давалось 5 минут. При обработке данных тестирования и проведения описанной ниже методики "партия" была принята следующая шкала оценок в баллах:

Для эффективного управления учебно-воспитательным процессом необходимым и актуальным является проведение диагностики, направленной на оценку спортивного мастерства. С учетом такой ориентации были определены объекты обследования юных шашистов-спортсменов, а именно: качества и теоретические знания, определяющие специальную подготовленность, а также показатели, отражающие общее (комбинаторное) мышление и эмоциональные состояния, вызываемые специфической умственной нагрузкой. На основании предложенной в нашем исследовании схемы выбора хода были конкретизированы показатели, определяющие специальную подготовленность. При этом были выявлены три исходных качества: комбинационное зрение, позиционное чутье и расчет вариантов и два результирующих: комбинирование и оценка позиции.

Существенное значение в работе тренера по шашкам по управлению учебно- воспитательным процессом составляет диагностика спортивного мастерства его учеников, которая должна иметь комплексный характер и включать определение как уровня специальной подготовленности, так и индивидуальных особенностей, значимых для совершенствования шашиста-спортсмена.

Обучение юных шашистов-спортсменов - будущих профессионалов по шашечным играм на основе методик дает возможность определить уровень специальных качеств спортивного мастерства.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (29.01.2019)
Просмотров: 17 | Теги: Шашки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь