Четверг, 18.10.2018, 07:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЬТИЖНОМУ УПРАЖНЕНИЮ «БЛАНШ» В ПАРНОЙ АКРОБАТИКЕ

Р.С.Иванов, А.Г.Трифонов, доцент, кандидат педагогических наук

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЬТИЖНОМУ УПРАЖНЕНИЮ «БЛАНШ» В ПАРНОЙ АКРОБАТИКЕ

Представленная статья содержит сведения о разработанной методике обучения вольтижному упражнению «бланш» в парной акробатике. Методика обучения основана на системном подходе.

Ключевые слова: акробатика; сальто назад; «бланш»; обучение.

 

Введение. Процесс становления технического мастерства акробатов высокой квалификации невозможен без современной эффективной методики подготовки, обеспечивающей быстрое и качественное освоение базовых профилирующих и основных упражнений. Поиск современных и научно обоснованных методов обучения позволяет интенсифицировать учебно-тренировочный процесс, дает возможность тренеру использовать оптимальные средства в подготовке спортсменов [1; 2; 8].

Подходить к разработке эффективных методик для акробатов необходимо как к системе. Такой подход использовался нами при составлении методики обучения вольтижному упражнению «бланш».

Опираясь на мнения специалистов [5; 3; 4; 6; 7] и результаты исследований можно сказать, что методика подготовки спортсменов в акробатике является не совсем эффективной и требует поправки.

Методика обучения. В основу разработанной нами методики обучения вольтижному упражнению положен принцип индивидуальной физической и технической подготовки партнеров на этапе углубленной специализированной подготовки (рис. 1). Обучение вольтижному упражнению осуществляется поэтапно. На предварительном этапе верхний и нижний партнеры отдельно осваивают компоненты техники бросковых упражнений.

На этапе предварительной подготовки акробаты овладевают необходимыми умениями. Применяют комплексы специальных и подводящих упражнений, направленных на развитие физических качеств и формирование элементов техники, изучаемого упражнения.

Формирование умений осуществляется с применением метода расчлененного упражнения и объединенно-конструктирующего метода обучения.

На этапе основной подготовки партнёры начинают тренироваться в паре для совершенствования двигательных взаимодействий в базовых бросковых упражнениях и освоения профилирующего вольтижного упражнения (темп и сальто назад в группировке).

Основной задачей этапа специализированной подготовки является совершенствование двигательных взаимодействий партнеров в базовых бросковых упражнениях: темп и вольтижное упражнение, сальто назад в группировке и обучение вольтижному упражнению «бланш» (таблица 1).

Таблица 1
Упражнения технической подготовки, для освоения вольтижного упражнения сальто назад в группировке

В процессе обучения вольтижному упражнению «бланш» подводящие упражнения выполнялись вначале в облегченных, а затем в стандартизированных условиях. Применялся объединенно-конструктирующий метод обучения.

Методика подготовки строилась по принципу, предположенному Ю.К. Гавердовским (2007). Для технически правильного обучения элементу «бланш» необходимо создание базы технической и физической подготовленности спортсменов к конкретной работе. В ходе практических занятий применялся метод сопряженного воздействия [4].

Одновременно с совершенствованием техники темпового и профилирующего упражнения сальто назад в группировке спортсмены приступали к обучению сальто назад прогнувшись «бланш» (таблица 2).

Освоенные упражнения составляют подготовительную и завершающую стадию вольтижного упражнения «бланш» и становятся тренировочным средством.

Таблица 2
Подводящие упражнения, для освоения сальто назад прогнувшись «бланш» с согнутых рук нижнего из лицевой стойки

Методика обучения вольтижному упражнению в парной акробатике на этапе предварительной подготовки предусматривала освоение упражнений специальной физической и броской подготовки (рис. 1).

Рис. 1. Методика обучения вольтижному упражнению «бланш» в парной акробатике на этапе углубленной специализированной подготовки

Выводы.

1. Особенностью разработанной нами методики обучения «сальто назад, прогнувшись» на согнутые руки нижнего партнера из лицевой стойки является процесс индивидуальной технической подготовки акробатов на этапе углубленной специализации.

2. Разработанная методика обучения позволяет в более короткие сроки и качественно осваивать изучаемое упражнение. Так, на изучение вольтижного упражнения «бланша» в экспериментальной группе понадобилось 8 недель, тогда как контрольной - 16 недель.

3. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность авторской методики обучения вольтижному упражнению «сальто назад, прогнувшись» из лицевой стойки на согнутые руки нижнего партнера.

Литература

1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.
2. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 912 с.
3. Горячева Н.Л., Анцыперов В.В., Бахтина А.Ю. Модельные характеристики тройного сальто назад с соединенных рук нижних партнеров в групповой акробатике // Инновации в образовании. - 2016. - № 3. - С. 74-79.
4. Горячева Н.Л., Никифорова Э.И. Биомеханический анализ техники выполнения сальто вперед с разбега // Актуальные проблемы развития технико-эстетических видов спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Волгоград, 20-21 октября 2016 г.) - Волгоград: ВГАФК, 2016. - С. 53-57.
5. Научно-методические основы совершенствования методики обучения в спортивных видах гимнастики: монография / В.В. Анциперов [и др.]. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015. - 174 с.
6. Решетин А.А., Трифонов А.Г. Обучение бросковым упражнениям в парной акробатике на этапе специализированной подготовки: учебное пособие. - Самара: Изд-во Самарский аэрокосмический университет, 2011. - 68 с.
7. Чертихина Н.А. Комплексное развитие вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. - 24 с.
8. Чертихина Н.А., Шевчук Н.А. Методика комплексного развития вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 1 (5). - С. 34-38.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 3 (21) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (09.01.2018)
Просмотров: 306 | Теги: акробатика, бланш | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь