Вторник, 22.01.2019, 10:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Методика обучения технике приземлений в спортивной гимнастике

Смирнова А. Э.

Методика обучения технике приземлений в спортивной гимнастике

Аннотация. Одним из направлений развития спортивной гимнастики на сегодняшний день является увеличение сложности гимнастических программ. Правила соревнований предъявляют высокие требования к исполнению элементов на всех видах гимнастического многоборья, однако особого внимания заслуживают приземления, являясь завершающей стадией соскоков и гимнастических программ в целом. Немаловажным является наличие специальных сбавок за выполнение приземлений после соскоков. Эти сбавки колеблются от 0,1 до 1,0 балла, что значительно влияет на оценку за исполнение и итоговую оценку.

В эксперименте принимали участие мальчики-гимнасты 7-8 летнего возраста, имеющие квалификацию 1 юношеского и 3 взрослого разрядов. Выборка составила 22 человека (П=22).В результате проведенного эксперимента выявлено, что у гимнастов экспериментальной группы было выявлено увеличение показателей, характеризующих технику выполнения приземлений со всех снарядов гимнастического многоборья.

Ключевые слова: юные гимнасты, приземление, спортивная гимнастика, гимнастическое многоборье.

 

В настоящее время наблюдается стремительное увеличение сложности гимнастических программ, что отражается на качестве выполнения соскоков [1,2]. В связи с увеличением сложности гимнастических упражнений, включением в комбинации рискованных, оригинальных, виртуозных элементов, а также соскоков, содержащих вращения и повороты в различных плоскостях, по сложным траекториям, встает проблема сохранения равновесия в момент приземления [3,5]. Общеизвестным, и, к сожалению, распространенным в спортивной гимнастике является неудачное завершение соревновательных комбинаций, связанных с некачественным приземлением, и, как следствие, потерей десятых балла, часто необходимых для победы  [4].Особенностьюприземлений в гимнастике также является тот факт, что их реализация осуществляется на фоне общего утомления после выполнения гимнастом всей комбинации. В связи с этим, в спортивной гимнастике особое место в подготовке спортсменов занимает обучение приземлениям, повышение качества которых на сегодняшний день является наиболее актуальным.

Исследование проводилось на базе федерального спортивно-тренировочного центра гимнастки г. Казани. В эксперименте принимали участие мальчики-гимнасты 7-8 летнего возраста, имеющие квалификацию 1 юношеского и 3 взрослого разрядов. Выборка составила 22 человека (n=22). В ходе исследования разработано 3 специальных комплекса упражнений для совершенствования техники приземления гимнастов. Каждый из комплексов отражал определенную направленность: 1) на развитие координации, 2) на развитие силовых способностей 3) для развития точности. В экспериментальной группе время на задания с исследованием отводилось 3 раза в неделю, но объем тренировочных нагрузок не увеличивался. В контрольной группе тренировки проводились без изменений.

Использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертной оценки. Для обработки полученных результатов были использованы методы математической статистики. Полученный материал обрабатывался методами вариационной статистики с определением среднего арифметического (M), и стандартная ошибка среднего арифметического (m). Все данные проверены на нормальность при помощи одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова. Статистическая оценка межгрупповых различий проводилась с использованием W-критерия Вилкоксона. Достоверными считались различия при уровне значимости р ≤ 0,05.

Таблица 1
Сравнительный анализ показателей координационной и силовой подготовленности гимнастов 7–8 лет (M±m)

Таблица 2
Сравнительный анализ показателей техники выполнения приземлений гимнастами 7–8 лет на конец эксперимента (M±m)

 

В результате фоновых исследований статистически значимых различий по показателям координационных и силовых способностей в контрольной и экспериментальной группах выявлено не было, что отражает одинаковый уровень развития вышеперечисленных способностей в обеих группах. В результате проведенного эксперимента были выявлены изменения показателей, характеризующих развитие координационных и силовых способностей, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, однако в экспериментальной группе данные изменения затрагивают большее число показателей, а также более выражены (таб. 1), что характеризует эффективность разработанной методики.

По качественным показателям техники приземлений при фоновых исследованиях контрольная и экспериментальная группа также значимо не различались, сумма сбавок за выполнение приземления после соскока колеблется в пределах от 0,3±0,03 до 0,6±0,04 балла..

В результате проведенного эксперимента выявлено, что у гимнастов экспериментальной группы на конец эксперимента значительно улучшаются показатели техники выполнения приземлений со всех снарядов гимнастического многоборья (таблица 2). Об этом свидетельствует статистически значимое снижение сбавок по таким показателям как дополнительные движения руками для сохранения равновесия (р ≤ 0,01), дополнительные шаги во время приземления (р ≤ 0,01), угол в тазобедренном суставе во время приземления (р ≤ 0,01), а также угол в коленном суставе во время приземления (р ≤ 0,01). Интегральным показателем улучшения качества выполнения приземлений является показатель суммы сбавок за все вышеперечисленные ошибки (р ≤ 0,05).

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что разработанная методика обучения технике приземлений гимнастов 7-8 лет является эффективной и позволяет значительно повысить качество исполнения приземлений после соскоков с параллельных брусьев, колец, коня-махи, перекладины, приземлений после выполнения опорного прыжка «переворот вперед», а также после выполнения акробатических элементов в вольных упражнениях.

Выводы:

1. Разработанная на основе анализа научно-методической литературы методика обучения техники приземлений для гимнастов 7-8 лет, основана на учете особенностей технической подготовки гимнастов: а) физическая направленность заданий (развитие силы мышц ног), б) задания, воздействующие на анализаторы (вестибуляр- ныйанализатор), в) задания, с ориентировкой в пространстве, без зрительного контроля.

2. Использование в тренировочном процессе гимнастов 7-8 лет методики обучения технике приземлений позволяет статистически значимоповысить качество исполнения приземлений после соскоков на всех видах гимнастического многоборья. На конец эксперимента зарегистрированы статистически значимые различия качества выполнения приземлений у гимнастов контрольной и экспериментальной группы по таким критериям как: «дополнительные шаги во время приземления» на вольных упражнениях, опорном прыжке, параллельных брусьях, перекладине (р ≤ 0,01), коне-махи (р ≤ 0,05); «дополнительные движения руками для сохранения равновесия» на кольцах, опорном прыжке и параллельных брусьях (р ≤ 0,01); «угол в тазобедренном суставе во время приземления» на вольных упражнениях, кольцах, опорном прыжке (р ≤ 0,01) и перекладине (р ≤ 0,05); «угол в коленном суставе во время приземления» на вольных упражнениях, опорном прыжке (р ≤ 0,01) и кольцах (р ≤ 0,05).

Литература:

  1.  Аркаев, Л. Я. Как готовить чемпионов / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин М.: Физкультура и спорт, 2004.— 328 с.
  2.  Аркаев Л. Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны). — Автореф. дисс. канд. пед. наук — С.— Пб., 1994.— 25 с.
  3.  Бабушкин, Г. Д. Исследование эффективности методики обучения приземлению в гимнастике с учетом функций вестибулярного, двигательного, зрительного анализаторов: автореф. дис... канд. пед. наук. / Г. Д. Бабушкин — Л., 1975.— 17 с.
  4.  Ботова, Л. Н. Проблемы судейства в спортивной гимнастике [Электронный ресурс] / Л. Н. Ботова, 2012.— № 1.— Режим доступа.: http://kamgifk.ru/magazin/ journal.htm.
  5.  Ботова Л. Н. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток в упражнении на бревне / Л. Н. Ботова, Л. Р. Дуткина. // Поволжская ГАФКСиТ.— 2015.— № 1.— С 239-242.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (13.12.2018)
Просмотров: 30 | Теги: спортивная гимнастика, приземление | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь