Пятница, 20.09.2019, 21:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИЕМАМ ПОМОЩИ И СТРАХОВКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ БРЕВНЕ

Чопорова Е.В., кандидат педагогических наук Волгоградская государственная академия физической культуры

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИЕМАМ ПОМОЩИ И СТРАХОВКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ БРЕВНЕ

В научно-исследовательской работе представлена методика обучения студентов приемам помощи и страховки при выполнении упражнений на бревне в спортивной гимнастике. Важным является тот факт, что упражнения на бревне травмоопасны ввиду повышенной и ограниченной опоры, и поэтому повышается боязнь спортсменок к выполнению акробатических двигательных действий. Автором определены средства, методы и методические приемы для оказания помощи при выполнении обозначенных упражнений на бревне. Проведенные исследования позволяют утверждать, что разработанная методика обучения позволит в будущем качественно и безопасно осваивать упражнения любой категории сложности на снаряде.

Ключевые слова: упражнения на гимнастическом бревне, страховка и помощь, безопасность исполнения упражнений.


Введение. Обострение борьбы на спортивной международной арене различных гимнастических школ и совершенствование гимнастических снарядов привели к стремительному скачку сложности упражнений в спортивной гимнастике. В настоящее время гимнасты осваивают сверхсложные элементы, и тренер не всегда может оказать помощь в случае неудачного выполнения [1, 3].

Упражнения на бревне - это, по сути, вольные упражнения, перенесенные на узкую опору, включающие весьма сложные акробатические прыжки, исполняемые не только в соскок, но и с возвращением на опору. Одна из наиболее характерных особенностей обучения упражнениям на гимнастическом бревне - необходимость преодоления часто возникающих защитных реакций - наблюдается у юных гимнасток. Гимнастки, имея низкую спортивно-техническую подготовленность, должны быть обеспечены помощью и страховкой со стороны тренера-преподавателя на очень травматичном виде женского многоборья [2, 5].

Анализ программы подготовки тренеров по спортивной гимнастике показал, что большое внимание уделяется формированию навыков помощи и страховки при выполнении, в основном, акробатических упражнений на гимнастическом ковре. Сложность оказания помощи при выполнении упражнений на гимнастическом бревне обусловлена особенностями самого снаряда: высота «рабочей» (опорной) поверхности, ее ширина и
др. [4].

Указанные обстоятельства делают актуальным наше исследование, которое поможет раскрыть содержание методики, направленной на формирование навыков помощи и страховки гимнасток на гимнастическом бревне, и обеспечит успешность выполнения гимнастками соревновательных комбинаций на снаряде на этапе начальной специализированной подготовки.

Объект исследования - процесс обучения студентов способам оказания помощи и страховки при выполнении упражнений на гимнастическом бревне.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность методики обучения будущих тренеров приемам помощи и страховки при выполнении упражнений на гимнастическом бревне.

Методика обучения. На основе анализа научно-методической литературы была разработана методика обучения гимнасток приемам помощи и страховки при выполнении упражнений на бревне, которая представлена на рисунке.

Рисунок. Методика обучения студентов приемам помощи и страховки при выполнении упражнений на гимнастическом бревне

Разработанная методика содержит следующие компоненты:

1. Средства обучения:

Проводка по движению осуществлялась при оказании помощи занимающемуся на всем протяжении движения и фиксации конечного положения.

Фиксация положения осуществлялась страхующим в виде длительной задержки обучающегося в определенной точке движения спортсмена. Страхующий останавливает движение гимнастки в определенном положении для коррекции расположения частей тела, и это позволяет гимнастке сориентироваться в пространстве и запомнить сопутствующие действия отдельными частями тела при фиксации других его частей.

При поддержке страхующий касается спортсменки, но не оказывает ей физической помощи в непосредственном выполнении упражнения, не стесняет ее движений. Данный вид страховки оказывает психологическое влияние на гимнастку благодаря прикосновению, и этим придает ей уверенность в своих силах.

Подкрутка при выполнении кувырков и сальто осуществлялась кратковременно, по ходу движения. Страхующий подталкивает гимнастку одной или двумя руками по направлению выполнения кувырка или сальто и этим убыстряет вращательное движение.

Подталкивание при исполнении гимнасткой переворота осуществляется страхующим по ходу движения. Он добавляет к усилиям гимнастки свои усилия непосредственно в фазе разгона упражнения.

2. Методы обучения:

Метод целостно-конструктивного упражнения применялся при исполнении на бревне относительно простых движений. Он также применялся и при разучивании достаточно сложных упражнений, которые могут быть выполнены целиком в облегченных условиях (в данном случае при оказании помощи).

Метод расчлененно-конструктивного упражнения наиболее характерен при разучивании элементов на бревне. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения, фиксации положения каждого из них и последующим соединением в целое упражнение.

3. Методические приемы помощи и страховки:

При помощи и страховке кувырка вперед обучающаяся вставала лицом к бревну, одной рукой поддерживая гимнастку под плечо, а другой - под поясницу. Помощь оказывалась до прихода гимнастки в исходное положение.

При выполнении кувырка назад обучающаяся вставала лицом к бревну. В начале кувырка поддерживала спортсменку под спину и шею, при опускании ног - за голову, одной рукой проталкивала под таз, а другой - под плечо. В конечном положении одной рукой страховала за спину, другой - за плечо.

При оказании помощи гимнастке в перевороте вперед обучающаяся вставала на небольшое возвышение лицом к бревну, одной рукой держа гимнастку под плечо, а другой - под спину до момента прихода в исходное положение.

При выполнении переворота назад обучающаяся вставала лицом к бревну, одной рукой держа гимнастку за руку у плеча, а другой - под спину.

Переворот в сторону обучающиеся страховали вдвоем. Одна студентка стояла со стороны спины занимающейся, лицом к ней, а другая - с другой стороны бревна (на случай падения гимнастки в эту сторону). При страховке этого упражнения одним человеком гимнастку держали за поясницу.

При оказании помощи и страховке в сальто назад (в соскок) обучающаяся вставала сбоку по отношению к гимнастке. При выполнении спортсменкой группировки в воздухе страхующая выставляла одну руку под спину, второй - поддерживала под плечо.

При приземлении гимнастка поддерживалась под спину с целью исключения пере- крута и предотвращения ее падения назад.

Организация исследования. Для обоснования эффективности разработанной методики обучения студентов приемам помощи и страховки был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие спортсмены, занимающиеся спортивной гимнастикой. Выполнение приемов помощи и страховки осуществлялось студентками 4 курса кафедры теории и методики гимнастики на детях 7-8 лет, имеющих 3 взрослый разряд.

В ходе эксперимента юные гимнастки осваивали ряд упражнений на бревне. При этом к страхующим предъявлялись определенные требования при проведении страховочных приемов.

После того, как наглядно была продемонстрирована техника оказания помощи и страховки, необходимо было провести ее сначала на полу, затем при исполнении упражнения на низком и высоком бревне.

Сначала студентки обучались приемам помощи и страховки на гимнастках, имеющих более сформированные технические навыки акробатических элементов. Затем, по мере освоения техники приемов помощи и страховки, студентки допускались к юным гимнасткам, которые обучались технике указанных упражнений на гимнастическом бревне. На каждый элемент отводилось по одной неделе с учетом трехразовых учебно-тренировочных занятий.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале педагогического эксперимента были определены умения и навыки выполнения приемов страховки и помощи при исполнении юными гимнастками акробатических упражнений как на ковре, так и на гимнастическом бревне. Оценка производилась по пятибалльной системе преподавателями кафедры теории и методики гимнастики ВГАФК.

Представленные в таблице 1 результаты эксперимента демонстрируют существенную разницу в страховке акробатических упражнений на ковре и на бревне.

Таблица 1
Результаты предварительного исследования сформированности навыков приемов помощи и страховки на ковре и гимнастическом бревне (по пятибалльной шкале)

Примечание: * достоверность различий при р <0,05 (tкp ≥ 2,09).

Разница между средними арифметическими статистически существенна при высоком уровне значимости (р < 0,05). Если при оказании помощи на ковре у студенток не возникло особых проблем, то при выполнении гимнастками этих же элементов на гимнастическом бревне был отмечен ряд трудностей, которые заметили эксперты при оценивании, и полученные студентками оценки оказались значительно ниже.

Как видно из таблицы 2, через шесть недель обучения студенты существенно повысили свои способности. Они продемонстрировали сформированные умения и навыки оказания помощи и страховки.

Таблица 2
Результаты сформированности навыков приемов помощи и страховки на ковре и гимнастическом бревне после  педагогического эксперимента (по пятибалльной шкале)


Примечание: * достоверность различий при р <0,05 (tкp ≥ 2,09).

Из таблицы видно, что студентки научились правильно страховать и оказывать помощь как на ковре, так в упражнениях на бревне. Уровень освоенности умений помогать и оказывать страховку акробатических упражнений на гимнастическом бревне приблизился к уровню, который обучающиеся демонстрируют при оказании подобных действий на ковре (р > 0,05).

Упражнения на бревне - наиболее трудный вид женского многоборья, но вместе с тем он является ярким, красочным и зрелищным. На оценку за упражнение значительное влияние оказывает как степень трудности, так и качество исполнения представленных элементов.

Таким образом, разработанная методика, направленная на формирование навыков помощи и страховки гимнасток на гимнастическом бревне, обеспечит успешность выполнения ими соревновательных комбинаций на снаряде на этапе начальной специализированной подготовки.

Выводы:

1. Разработана методика обучения приемам помощи и страховки при выполнении упражнений на гимнастическом бревне, которая включает в себя средства обучения: проводку по движению, фиксацию положения, поддержку, подкрутку и подталкивание.

При этом в обучении наиболее целесообразно использовать методы целостно- конструктивного и расчлененно-конструктивного упражнения. Их применение позволяет на основе грамотного выполнения помощи и страховки оказывать существенное влияние на качественное исполнение техники упражнений и последовательно формировать целостное движение.

К особенностям методических приемов обучения студентов приемам помощи и страховки отнесены действия по постановке их положения относительно снаряда и выполнение действий относительно занимающихся, осуществление контроля и коррекции выполнения упражнений.

2. Эффективность обучения приемам помощи и страховки на основе разработанной методики доказана в ходе педагогического эксперимента. Это указывает на то, что формирование подобных педагогических навыков позволяет создать основу для профессиональной подготовки специалиста, способного оказывать помощь и страховку при разучивании более сложных гимнастических упражнений.

 

Литература

1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - 328 с.
2. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник в 2 т. - М.: Советский спорт, 2014. - 368 с.
3. Лалаева Е.Ю. Анализ техники выполнения соединения прыжка со сменой ног в шпагат и сальто назад на гимнастическом бревне // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 184-187.
4. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства (Текст). - М.: Советский спорт, 2005. - 420 с.
5. Фисенко С.С. Методика обучения сложным акробатическим упражнениям на бревне // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы VII региональной конференции молодых и исследователей волгоградской области (Волгоград, 12-15 ноября 2002 г.). - Волгоград: ВГАФК, 2003. - С. 26-27.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (28) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.08.2019)
Просмотров: 35 | Теги: упражнения на бревне, гмнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь