Среда, 21.11.2018, 14:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Методика обучения сложным поворотам в упражнениях на бревне

Е.Ю.Лалаева

Методика обучения сложным поворотам в упражнениях на бревне

Аннотация. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающие высокую эффективность разработанной методики совершенствования поворотов в упражнениях на бревне различной структуры для гимнасток, включающие целенаправленное воздействие на важнейшие локальные элементы техники.

Ключевые слова: женское гимнастическое многоборье, методика совершенствования поворотов, упражнения на бревне, педагогический эксперимент.

 

Упражнения на бревне являются одним из самых сложных видов женского гимнастического многоборья, на котором ведущую роль играет сохранение устойчивости тела в условиях, когда возможности ее восстановления с помощью физической силы чрезвычайно ограничены, когда единственное «оружие» — точность движений и тонкость «чувства равновесия» (Е. Н. Арте- мова, 2007).

Современные упражнения на бревне состоят из элементов, перенесенных с вольных упражнений на узкую и высокую опору, включая сложные акробатические и хореографические прыжки и повороты (А. Донди, 2007; С. С. Фисенко, 2003, 2005).

Согласно требованиям документа, который управляет развитием гимнастики как вида спорта (Правила соревнования ФИЖ), комбинации насыщены гимнастическими прыжками и поворотами, не уступающими сложным акробатическим прыжкам. Внимание специалистов сосредоточено на такой категории упражнений, как повороты, причем не случайно:
- данные упражнения входят в обязательный состав специальных требований правил соревнований женского многоборья;
- эти упражнения высоко оцениваются по сложности;
- они повышают базовую оценку и являются надбавкой к выполнению комбинации в целом.

В гимнастике очень существенна эстетическая сторона, которая максимально проявляется в современных упражнениях на бревне. В правилах соревнований указывается, что «при исполнении упражнений с артистичностью гимнастка превращает хорошую композицию в «представление». В этом упражнении она должна показать творчество, уверенность, индивидуальный стиль и безупречную технику. Артистичность не то «что» выполняет гимнастка, а «как» она выполняет» (Статья 9, Правил соревнований, 2013). Анализируя научно методическую литературу, можно констатировать, что обучение и дальнейшее совершенствование поворотам сводится лишь к выполнению упражнений классического экзерсиса у опоры и на середине, которые, в принципе, не обеспечивают данного требования артистизма и других требований к исполнению поворотов.

Таким образом, актуальность исследования, излагаемого в данной работе, обуславливается насущными потребностями развития, как теории, методики, так и практики упражнений на бревне, в которых движения типа поворотов занимают заметное место и, таким образом, в существенной мере определяют успех исполнения упражнений.

Задачи исследования:

1. Разработать методику обучения сложным поворотам в упражнениях на бревне.

2. Экспериментально проверить эффективность методики обучения сложным поворотам в упражнениях на бревне в учебно-тренировочном процессе гимнасток.

В разработанную методику совершенствования поворотов были положены основные принципы теории и методики физической культуры, спорта и спортивной гимнастики.

Компоненты методики и ее описание:

1. Основной вид подготовки, в котором решались задачи нашего исследования, реализовывались в процессе хореографической подготовки, входящей в состав технической подготовки. Использовались такие упражнения, как подготовительные, в частности классический экзерсис и основные повороты.
2. В педагогическом эксперименте использовались следующие типы занятий: учебное, учебно-тренировочное и контрольное.
3. Методы обучения, которые позволили решать задачи исследования — это методы обучения по показу, метод обучения по рассказу и метод упражнения, который имел форму метода расчленённого упражнения и целостного. В хореографии так же используется серийно — поточный метод, который использовали и мы, и давали соответствующую методу нагрузку.

Таблица 1.
Результаты исходного тестирования хореографической подготовленности гимнасток 9-11 лет в обеих группах до педагогического эксперимента

Таблица 2.
Результаты итогового тестирования хореографической подготовленности гимнасток 9-11 лет в обеих группах после педагогического эксперимента

4. Подбор упражнений был обусловлен формой и характером движений, выполнение которых связано со сложившимися традициями в хореографической подготовке.

5. В ходе обучения нами проводился педагогический контроль, направленный на проверку уровня сформированности навыка выполнения хореографических поворотов на одной ноге. Контроль осуществлялся до проведения педагогического эксперимента и после, с помощью тестовых заданий, представленных в Программе по спортивной гимнастике 2005 года издания.

Оценка состояния подготовленности гимнасток проводилась в ходе тестирования и в процессе контрольных тренировок.

6. В педагогическом эксперименте использовалось следующее гимнастическое оборудование: станок гимнастический, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка.

Эксперимент проводился следующим образом: участвовали по 10 гимнасток в экспериментальной и контрольной группах, обе группы тренировались пять раз в неделю, по 2,5 часа.

Авторскую методику обучения поворотам мы применяли на гимнастках экспериментальной группы три раза в неделю, в подготовительной части занятия и непосредственно на занятиях по хореографии. Продолжительность подготовительной части составляла 20-25 минут, а продолжительность занятий по хореографии по 45 минут каждое. Комплексы упражнений, то есть разработанные средства, чередуются в зависимости от задач занятия и степени сформированности умений выполнять то или иное упражнение.

Испытуемые контрольные группы занимались «традиционно», выполняя упражнения классической хореографии и отрабатывая комбинации на бревне. Конкретной направленности, как у испытуемых экспериментальной группы не было.

Первоначально было проведено тестирование по трем тестовым заданиям для проверки однородности групп (таб. 1).

Результаты проверки однородности групп, принимавшие участие в эксперименте показали, что различия между средними показателями качества, характеризующими уровень хореографической подготовленности, статистически недостоверны. Исследуемые показатели между группами отличаются друг от друга на незначительную величину.

Это дало нам право проводить педагогический эксперимент.

Результаты итогового тестирования представлены в таблице 2.

Из таблицы видно, что оцениваемые показатели всех трех тестовых заданий заметно улучшились.

Результаты итоговой проверки групп, принимавшие участие в эксперименте показали, что различия между средними показателями качества, характеризующими уровень хореографической подготовленности статистически достоверны. Исследуемые показатели между группами отличаются друг от друга значительно (Р <0,01).

Средний показатель по первому тестовому заданию в экспериментальной группе 9,5±0,2 балла, контрольной: 8,8±0,1 балла. Значение t между двумя группами составляет 3,3. Средние показатели в экспериментальной группе заметно улучшились и разница между показателями достаточна и являются статистически достоверными.

В повороте на одной на 360°, маховая нога согнута вперед, оценка в экспериментальной группе составила 9,1±0.2 балла; в контрольной: 8,2±0,4 балла. Значение t кр. = 3.1. Различия между средними показателями велики и статистически достоверны (Р <0,01).

Результат по третьему тестовому заданию, который оценивает повороты в приседе, показал среднее значение в экспериментальной группе 9,2±0,3 балла; в контрольной: 8,3±0,3 балла. Анализ средних показателей между испытуемыми обеих групп показал существенные различия и статистически достоверны (Р <0,01).

Таким образом, результаты итоговых исследований дают нам право утверждать, что экспериментальная группа улучшила свои результаты и тем самым показала, что наша методика действует.

Выводы:

1. Разработана методика совершенствования поворотов различной структуры для гимнасток, включающие целенаправленное воздействие на важнейшие локальные элементы техники: упражнения для формирования осанки; упражнения для совершенствования техники равновесия; упражнения для совершенствования позиции ног и рук в поворотах; упражнения для совершенствования позы в поворотах; упражнения для маховой ноги.

2. В результате педагогического эксперимента подтверждена высокая эффективность разработанной методики, выраженная в достоверном изменении (Р <0,01) уровня обучения техники хореографических поворотов между гимнастками экспериментальной и контрольной групп. Разница между средними показателями составляет около 1 балла.

Литература:

1. Артемова Е.Н Индивидуализация тренировочного процесса при обучении упражнениям на гимнастическом бревне // Теория и практика физической культуры.— 2007.— № 9.— С.53-55.
2. Донди Анастасия. Надежность выполнения гимнастических прыжков на бревне: Автореф. дис. канд. пед. наук. — С. — Пб., 2007.— 24 с.
3. Правила соревнований по спортивной гимнастике женщин 2013-2016 гг. Федерация спортивной гимнастик России.— 2013.
4. Фисенко С. С. Методика обучения сложным акробатическим упражнениям на бревне//Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы VII Региональной конференции молодых и исследователей волгоградской области (г. Волгоград: 12-15 ноября 2002 года). — Волгоград: ВГАФК, 2003.— С. 26-27.
5. Фисенко С. С. Методика акробатической подготовки юных гимнасток в упражнениях на бревне: Диссертация на соискание учен. степ. канд. пед. наук. — Волгоград, ВГАФК, 2005.— 185 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (07.11.2018)
Просмотров: 17 | Теги: бревно, гимнастическое многоборье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь