Понедельник, 20.02.2017, 18:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


В тексте статьи представлена методика педагогического контроля адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны цель, задачи, средства, методы, формы и принципы педагогического контроля детей 5-6 лет с задержкой психического развития.

Введение.

Задержка психического развития рассматривается как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений [1, 5]. Поскольку у детей дошкольного возраста с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный характер, своевременная диагностика и коррекционно-педагогическая помощь являются базовой потребностью детей с ЗПР.

Методика.

В научном пространстве физического воспитания под методикой понимается комплекс взаимосвязанных цели, задач, средств, методов, форм, принципов педагогического воздействия [2, 3, 4]. С опорой на эти концептуальные положения нами была разработана методика педагогического контроля физического развития и физической подготовленности детей 5-6 лет с ЗПР.

Целью педагогического контроля является определение эффективности коррекционно-педагогического процесса детей 5-6 лет с ЗПР.

Задачи педагогического контроля в АФВ:

1. Определить уровень физического развития и физической подготовленности детей 5-6 лет с ЗПР.
2. Выявить особенности нарушений двигательных умений и навыков детей 5-6 лет с ЗПР.
3. Оценить эффективность используемых средств и методов коррекционнопедагогического процесса АФВ детей 5-6 лет с ЗПР.

Средства педагогического контроля.

Для выявления уровня развития морфофункционального состояния детей 5-6 лет с ЗПР мы использовали традиционные (общепринятые) тестовые задания. Подобранная батарея тестов обладает высокой диагностической эффективностью и является наиболее оптимальной для определения отставаний в развитии:

1. Кистевая динамометрия (КД) предназначена для оценки статической силы.
2. Ортостатическая проба служит для характеристики функциональной полноценности рефлекторных механизмов регуляции геодинамики и оценки возбудимости центров симпатической иннервации.
3. Клиностатическая проба характеризует возбудимость центров парасимпатической иннервации.
4. Нагрузочная проба Мартинэ-Кушелевского, характеризует реакцию организма на физические нагрузки.

Функциональное состояние системы внешнего дыхания определялись при помощи:

5. Пробы Штанге
6. Пробы Генча

Для определения уровня сформированности двигательных умений и навыков, а так же физической подготовленности детей 5-6 лет с ЗПР используется специфическая батарея тестов, имеющая координационную направленность. Отобранные нами тестовые задания прошли проверку на чувствительность, специфичность и информативность:

1. Бег по гимнастической скамейке. Позволяет оценить скоростные качества (быстрота) ребенка в условиях координационной сложности (способность к удержанию равновесия), его реакцию на сигнал, а так же владение техникой движения (перекрестная координация движений рук и ног, правильное положение корпуса и головы, прямолинейность движения)

2. Метание теннисного мяча в цель оценивает силу плечевого пояса, скоростную реакцию и координационные способности (согласование движений, ориентировка в пространстве). Диагностирует качественные показатели основных элементов движения (наличие замаха, перекрестной координации, перенос цента тяжести на стоящую впереди ногу, энергичный бросок с последующим сопровождением рукой мяча, точность направления, сохранение равновесия). Определяет навык метания в цель количественным показателем.

3. Прыжки из обруча в обруч определяют скоростно-силовые способности мышц ног, ориентировочные реакции и способность к дифференцировке мышечных усилий. Позволяют судить о таких показателях, как: энергичность отталкивания двумя ногами, выпрямление ног и взмах руками вперед-вверх при завершении отталкивания, вынос вперед почти прямых ног в полете, приземление на обе ноги с перекатом с пяток на всю стопу.

4. Прыжки через препятствие и пролезание под ним. Тест используется для определения ловкости (координационных способностей), позволяющий оценить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

5. Лазание по гимнастической стенке переменным. Позволяет оценить двигательные умения и навыки, а также такие координационные способности, как: согласование движений, ритмичности двигательных действий, ориентировка в пространстве. Во время выполнения задания оценивается: перекрестная координация движения рук и ног, одновременность постановки ноги и выполнения захвата рукой реек, прямое положение корпуса и головы. Сохранение перечисленных элементов техники при слезании.

6. Подтягивание на скамейке определяет силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса в условиях координационной сложности (способность к согласованию движений, ритмичности двигательных действий, ориентировке в пространстве). Оценивается одновременность захвата обеими руками скамейки, энергичность и сила сгибания рук в локтях при подтягивании туловища, прямолинейность направления движения.

Для проведения педагогического контроля используются две группы методов:

1. Общепедагогические (словесные, наглядные).

2. Специфические (строго регламентированного упражнения, круговой, соревновательный, игровой).

Общепедагогические методы заключаются в следующем: каждое тестовое задание сопровождается предварительной многократной словесной инструкцией и демонстрацией.

Поскольку у детей исследуемой нозологической группы не редко возникают затруднения в воспроизведении заданных параметров, задание дается в обычном темпе, после чего проводится объяснение с замедленной демонстрацией испытания. Затем ребенок совместно с инструктором физического воспитания проговаривают ход тестирования, после чего ребенок выполняет задание самостоятельно. Применяются также различные словесные методы помощи детям: наводящие вопросы, подсказка, похвала, совет сделать задание другим способом, просьба повторить задание и пр.

Метод строго регламентированного упражнения осуществляет педагогический контроль в соответствии со строгой очередностью выполнения заданий.

Вначале проводится исследование сформированности морфофункциональных показателей в следующем порядке проведения: ортостатическая проба, клиностатическая проба, проба Штанге, проба Генча, нагрузочная проба Мартинэ, кистевая динамометрия.

Перед проведением тестирования следует провести стандартную разминку всех систем организма. Учитывая тот факт, что дети с ЗПР испытывают трудности в переключаемости с одного вида деятельности на другой, тестовые задания проводятся по принципу перехода от простого к более сложному.

После разминки проводится исследование физической подготовленности в виде прохождения «полосы препятствий». Дети выполняют комплексные тесты в следующем порядке: бег по гимнастической скамейке, метание теннисного мяча в цель, прыжки из обруча в обруч, прыжки через препятствие и пролезание под ним, лазание по гимнастической стенке, подтягивания на скамейке. Во время прохождения детьми «полосы препятствий» инструктор физического воспитания фиксирует так же уровень сформированности двигательных умений и навыков.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение разработанной батареи тестов по типу непрерывного прохождения. Всего ребенок проходит 6 тестовых испытаний (рис 1). Для каждого тестового задания определяется место (станция), не имеющее посторонних предметов, проверенное на прочность закрепленного оборудования и подготовленное заранее.

Соревновательный метод. При проведении исследований уровня физической подготовленности дошкольников с ЗПР, инструктор физического воспитания регистрирует время, затраченное ребенком на прохождение всех тестовых заданий. Детям заранее сообщается, что пройти «полосу препятствий» нужно как можно быстрее и показать (по возможности) лучший результат. Это способствует повышению интереса и эмоционального фона при выполнении контрольных заданий детей 5-6 лет с ЗПР. А также позволяет стимулировать максимальное проявление физических качеств и выявлять их уровень развития, оценивать качество владения основными двигательными умениями и навыками.
 
Круговой метод прохождения двигательно-координационных тестов

Рис. 1. Круговой метод прохождения двигательно-координационных тестов
Обозначения: 1- бег по гимнастической скамейке; 2 - метание в цель; 3 - прыжки из обруча в обруч; 4 - прыжки через препятствие и пролезание под ним; 5 - лазание по гимнастической стенке; 6 - подтягивания на скамейке.

Игровой метод.

Детям предлагалось пройти «полосу препятствий» по различным сюжетным образам. Например, такие игровые образы, как «Юный спасатель», «Самый быстрый пожарный» и т.п., способствуют инициативности и целеустремленности при выполнении задания. Соблюдение условий и правил игры (прохождения «полосы препятствий») позволяет выявить развитие волевых качеств детей 5-6 лет с ЗПР. Положительный интерес к игре вызывает стремление показать лучший результат, что дает возможность оценить наибольшие проявления кондиционных и координационных возможностей.

Организации педагогического контроля проводится в форме физкультурных занятиях или в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. В зависимости от количества детей в группе комплексная оценка физического развития и физической подготовленности осуществляется за одно-два занятия.

Разработанная нами методика педагогического контроля основана на общеметодических и специфических принципах АФВ.

К общеметодическим принципам относятся:

1. Принцип сознательности и активности. Достигается путем создания мотивов и целей, стимулирующих устойчивый интерес к выполнению тестовых заданий, желания улучшить свои результаты в каждом из предложенных испытаний. Для этого применяются такие методы, как словесный разбор, направление внимания на анализ выполнения предложенных тестов, обучение детей с ЗПР самоконтролю за своими действиями, использование зрительных и слуховых ориентиров во время прохождения тестовых испытаний.

2. Принцип наглядности. Осуществляется при помощи демонстрации инструктором физического воспитания прохождения «полосы препятствий», как в целом, так и по частям (зрительная наглядность). Каждое тестовое испытание начинается в виде различных звуковых сигналов: в виде команд инструктора во время проведения функциональных проб, по свистку во время прохождения «полосы препятствий» (звуковая наглядность). При прохождении испытаний применяется также двигательная наглядность, которая заключается в направляющей помощи и «проведению по движению».

3. Принцип доступности и индивидуализации заключается в подборе тестовых методик в соответствии с возрастной группой и возможностями детей с ЗПР. Разработанная комплексная оценка физического развития и физической подготовленности позволяет выявлять особенности нарушений всей группы детей, индивидуальные особенности каждого ребенка, проследить динамику общих и индивидуальных изменений в процессе адаптивного физического воспитания.

Специфические принципы:

1. Принцип непрерывности предполагает, что методика педагогического контроля является целостной и предусматривает последовательность в проведении тестирования. Он осуществляется при соблюдении правил перехода «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от знаний к умениям».

2. Принцип чередования нагрузок и отдыха. Проведение тестирования предусматривает стремление детей показать лучший результат, дети могут сделать 2-3 попытки. Время между повторениями одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации утомления после первой попытки. При этом порядок выполнения теста не меняется.

3. Принцип циклического построения. Разработанная методика педагогического контроля позволяет проследить динамику состояния физического развития и физической подготовленности, как на протяжении долговременных стадий (учебный год), так и на промежуточных этапах (разделы учебной программы). Для этого используются предварительный, текущий и итоговый виды контроля.

Выводы.

Разработанная нами методика педагогического контроля включает в себя комплексное изучение уровня физического развития, физической подготовленности, особенностей нарушения двигательных умений и навыков. Предлагаемая батарея тестовых методик подобрана с учетом возрастной группы, возможностей детей, а также основных характеристик дизонтогенеза.

Литература

1. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н. Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 с.

2. Теория и методика физического воспитания Т. 2 / Под. ред. Т.Ю. Круцевич. - К.: 2003. - 392 с.

3. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007. - 448 с.

4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 7-е изд., стер. - М.: «Академия», 2009. - 480 с.

5. Частные методики адаптивной физической культуры : учебник / под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.

__________________

Скрябина И.Д.
Волгоградская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: задержка психического развития, педагогический контроль.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (10.03.2015)
Просмотров: 1385 | Теги: развития, психического, задержка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017