Четверг, 20.02.2020, 06:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МЕТОДИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧ

МАГОМЕДОВА Т.И., доктор педагогических наук

МЕТОДИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассмотрен методический потенциал электронной образовательной платформы MOODLE, обеспечивающей продуктивность процесса формирования и развития русскоязычной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля. Описаны основные элементы и ресурсы электронных образовательных курсов «Русский язык и культура речи для юристов», оптимизирующие процесс обучения через самостоятельную интерактивную работу студентов. Делается вывод о том, что преподаватель, эффективно управляющий рассматриваемым автором виртуальным образовательным пространством, перестает доминировать и выступает лишь в роли наставника и помощника, предоставляя комфортную, относительно автономную среду для конфиденциального саморазвития обучающегося.

Ключевые слова: методическая платформа, студенты юридического профиля, русскоязычная коммуникативная компетенция, русский язык и культура речи, электронная образовательная платформа MOODLE, интерактивные элементы и ресурсы.

 

Современная педагогическая стратегия российского вузовского образования базируется на компе- тентностной структуре образовательного процесса, что предполагает целевое достижение совокупности общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций обучающегося. Способность к выполнению определенной деятельности, сформированная на основе полученных знаний, умений и навыков, определяется как компетенция. В то же время актуальное личностное качество обучающегося, основанное на знаниях, умениях и навыках и обоснованное интеллектуальными, социальными и профессиональными характеристиками, называется компетентностью. В совокупности компетенция и компетентность представляют собой интегратив- ные характеристики развития личности в образовательном процессе, уровень проявления которых определяет качество подготовки специалиста [2].

К числу ключевых универсальных компетенций выпускника российского вуза относится русскоязычная коммуникативная компетенция, которая, по нашему мнению, выступает в роли системообразующей и стрежневой для профессиональных компетентностных ресурсов, так как органично интегрирует в собственном развитии формирование всех остальных компетенций, являясь не только целью, но и средством эффективного развития личности в образовательном процессе [3] .

Как известно, уровень владения русским языком во многом определяет успех любой профессиональной деятельности в нашей стране. В профессиональной деятельности юриста коммуникативная компетенция является индикатором уровня его профессиональной компетентности и непосредственно влияет на продуктивность решения профессиональных задач. На основании этого к речи юриста предъявляются повышенные требования как к основному инструменту профессиональной деятельности: речь должна быть грамотной, понятной, последовательной, логически стройной, убедительной, аргументированной; иметь широкий диапазон риторических средств воздействия.

Однако практика показывает, что уровень языковой подготовки многих юристов не отвечает современным требованиям в деятельности различных юридических органов. Снижение речевой культуры, засорение ее иноязычной, просторечной, жаргонной, бранной и прочей

ненормативной лексикой, заметное ослабление общественного внимания к соблюдению говорящими и пишущими общеобязательных правил русского литературного языка - это процессы, характерные для всего сегодняшнего ареала функционирования русского языка, в том числе и в области права. В условиях по- лиязычия обозначенные процессы обостряются и глобализируются [9].

Основная причина сложности ситуации в сфере правовой речевой культуры связана, на наш взгляд, с серьезным противоречием между возрастающими потребностями в специалистах, хорошо владеющих профессиональной юридической речью, и отсутствием комплексной дидактической системы формирования, развития и активизации профессиональной коммуникативной компетенции будущих юристов. Необходимы новые организационно-педагогические формы и приемы гарантированного достижения учебных целей в системе русскоязычной подготовки студентов юридического профиля. Именно синтез академического опыта и инновационных образовательных технологий должен продуцировать эффективную реализацию процесса формирования и развития русскоязычной коммуникативной компетенции в системе современного профессионального юридического образования.

Конкурентоспособность сегодняшнего выпускника вуза зависит от многих составляющих, в том числе и от эффективной организации самостоятельной работы обучающегося, на которую согласно требованиям федеральных образовательных стандартов отводится до 70% от общего количества учебной нагрузки. Следовательно, студент должен быть доминантно активным участником всего образовательного процесса, одним из основных органических элементов которого является систематическая и разнообразная самостоятельная работа. Новые образовательные технологии дают возможность организовать самостоятельную работу студентов как многокомпонентную деятельность, включающую традиционные академические формы и инновационные информационно-коммуникационные возможности [6].

«Качественное образование в XXI в. практически невозможно без эффективных информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания студентов, которые охватывают все большее образовательное пространство и занимают все больше времени в образовательной деятельности» [1, с. 4]. Сегодня активно вводятся в учебный процесс электронные образовательные курсы (далее - ЭОК), нацеленные на активизацию когнитивных интересов студентов через самостоятельный поиск и решение предметных задач . ЭОК представляют собой программно-информационный компонент обучающей системы, включающий различные интерактивные форматы программного материала (графический, текстовой, цифровой, речевой, музыкальный, видео-, фото- и т.д.), пользователями которого являются преподаватели, студенты и администрация учебного заведения [8].

Программа стратегического развития Дагестанского государственного университета на 2012-2016 годы включила в себя научный проект «Разработка и реализация Web-технологий, обеспечивающих доступность информации о результатах научно-образовательной и инновационной деятельности университета на базе корпоративной компьютерной сети Дагестанского государственного университета» . В целях реализации данного проекта в образовательный процесс университета (далее - ДГУ) была внедрена электронная образовательная платформа LMS MOODLE (Learning Management System «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» / «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда»), позволяющая создавать электронные образовательные курсы (сетевые курсы) для организации традиционного дистанционного обучения, а также в целях поддержки очного обучения. Первая версия виртуальной обучающей среды MOODLE появилась в 2002 году и уже переведена почти на 80 языков, в том числе и на русский, в мире используется более чем в 30000 учебных заведений.

Учебно-методический потенциал виртуальной обучающей среды MOODLE оптимизирует асинхронную самостоятельную работу студентов на основе следующих возможностей:

- высокий уровень интерактивности обучения;

- многоформатное размещение учебного и методического материала образовательного курса;

- инструментарий для дистанционного консультирования студентов;

- систематический мониторинг самостоятельной работы студентов с помощью просмотра статистики посещений и оценки выполнения заданий;

- модульная структуризация учебного курса и рейтинговая оценка знаний студентов;

- широкие возможности коммуникационной навигации для обратной связи;

- многоканальный выход к Интернет-ресурсам;

- организация индивидуальной и групповой учебной деятельности;

- отсутствие ограничений на количество инсталляций и число пользователей.

Авторский ЭОК «Русский язык и культура речи для юристов» на электронной образовательной платформе MOODLE интегрирован в процесс обучения студентов юридического профиля ДГУ в качестве компонента интерактивного учебно-методического комплекса (ИУМК) дисциплины «Русский язык и культура речи», который включает в себя модульное учебное пособие [4], электронный модульный образовательный курс на платформе MOODLE , образовательный блог  [5]. Компоненты ИУМК базируются на позициях компетентностного подхода, а значит, в качестве основного вектора предметного обучения выступает процесс формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического института ДГУ. Структура обозначенного электронного курса основана на модульной форме распределения учебной информации (основной и дополнительной), системе самооценки (тестирование), рейтинговой оценке (баллы) результатов обучения студентов.

Дидактический «лабиринт» электронной платформы MOODLE предоставляет возможность комплексного решения различных учебных задач курса «Русский язык и культура речи для юристов» в режиме интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентами: реализация основного и дополнительного программного содержания курса, публичное обсуждение вопросов и проблем в области русского языка и культуры речи, формирование правовой риторической стратегии студента-юриста, языковое, иллюстративное, аудиовизуальное наполнение курса с учетом профессионального компонента изучения языка специальности, многоканальный выход на внешние Интернет-ресурсы.

Изучение ЭОК «Русский язык и культура речи для юристов» на платформе MOODLE проходит параллельно с очным обучением и включает два модуля («Язык и его нормы», «Стили речи») в соответствии с рабочей программой. Каждый модуль курса содержит необходимый теоретический материал, дидактический материал к практическим занятиям, задания для самостоятельной работы студентов, ссылки на основные и дополнительные учебные издания, гиперссылки на внешние электронные источники информации, тестовые задания для организации промежуточного и итогового контроля.

С учетом специфики модульного содержания курса были определены технологические элементы его реализации. Инструментарий MOODLE в рамках данного курса представлен системными элементами (анкета, вики, глоссарий, задание, лекция, обратная связь, семинар, тест, форум, чат) и ресурсами (гиперссылка, книга, пояснение, страница, файл).

Элемент «Лекция» в текстовом формате реализует теоретический материал курса и включает обязательное выполнение задания в виде эссе. Учебный материал каждого модуля состоит из 10 лекций, которые выдаются обучающемуся поэтапно. Каждая лекция содержит ресурс «Пояснение» в формате презентации, анимации или видеоролика, иллюстрирующих проблематику конкретной темы. Дополнительный материал к теме вводится с помощью ресурсов «Гиперссылка», «Книга», «Файл». Навигация элемента «Лекция» включает в себя такие настройки, которые дают студенту возможность изучать лекционный материал в удобном ему режиме, многократно возвращаться к лекции и конспектировать.

Элемент «Задание» выполняет функцию выдачи и приема заданий на проверку. Преподаватель может сформулировать задачу в текстовой форме, назначить дату сдачи работы, указать на возможность отправки выполненного задания на проверку одним файлом или несколькими. Данный элемент курса позволяет проводить орфоэпический, лексический, грамматический, орфографический, пунктуационный тренинг, выполнять творческие задания различных видов и т.д.

Элемент «Глоссарий» тезаурусного типа (термины выделяются системой в текстовом материале, в заданиях, в тестах курса) используется студентами для автономного интерактивного составления словаря юридических терминов, что позволяет значительно расширить терминологический запас обучающихся.

Элемент «Тест» имеет обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего, промежуточного и контрольного тестирования в режиме прохождения курса. Тестовые задания могут быть составлены в различных вариантах: множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и т.д. Преподаватель задает шкалу оценки и имеет возможность провести статистический анализ результатов тестирования и уровня сложности отдельных тестовых вопросов для студентов.

Обучающие тесты по русскому языку и культуре речи, предназначенные для повторения пройденного теоретического материала и закрепления практических умений и навыков обучающихся, проводятся в индивидуальном «тренировочном режиме» с обратной связью, которая обеспечивает помощь через комментарий к ответам. Промежуточные тесты контролируют уровень усвоения содержания модуля, итоговые - уровень усвоения содержания курса.

Элемент «Вики» дает возможность добавлять и редактировать набор связанных веб-страниц для создания групповых заметок к лекциям или учебникам, а также заниматься дистанционной проектной деятельностью (совместной и индивидуальной). В частности, данный элемент используется нами в работе над проектами «Деловая документация», «Процессуальная документация следователя», «Судебное заседание»: студенты готовят электронные папки с документами по описи, совместно редактируя каждый документ по предложенным стилистическим моделям при взаимодействии с профильными веб-сайтами (http://law.edu.ru, http://dogovor4you. ru, http://advokatrus.ru, http://www.sudexpa.ru, http:// consultant.ru). Преподаватель, используя функцию «История», проводит мониторинг создания проекта с фиксацией вклада каждого его участника.

Элемент «Обратная связь» дает возможность свободно высказать свою точку зрения на организацию курса, на проблематику каждой темы, обратить внимание на недостатки и недоработки, внести предложения по тематике курса, вариативности заданий, системе оценок.

Коммуникационная навигация системы MOODLE оперативно обеспечивает многоканальную обратную связь с помощью сервисов индивидуальной коммуникации преподавателя и студента («Обмен сообщениями», «Комментарий») и групповой коммуникации («Форум», «Чат», «Рассылка») при поддержке обмена файлами любых форматов, что дает возможность преподавателю отправлять задания и методические рекомендации к ним, получать выполненные задания, корректировать и рецензировать их, отправлять на доработку, оценивать, в том числе в режиме реального времени. При этом методически важно то, что в системе формируется и хранится портфолио каждого студента (выполненные работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения на форуме, итоговая ведомость с возможностью конвертации в документ Microsoft Office Excel) [7].

Дальнейшая разработка нами обозначенного курса предполагает интеграцию в ЭОК MOODLE материалов для проведения студенческих конференций, олимпиад и конкурсов по тематике дисциплины в дистанционной форме. Интерактивные возможности элементов («Видеоконференция», «Вики», «Форум», «Чат») и ресурсов («Записи видеоконференций», «Пакет содержимого IMS», «Книга») могут быть адаптированы к соответствующим видам работы.

В целом авторская апробация ЭОК «Русский язык и культура речи для юристов» на платформе MOODLE, отличающегося систематизированными интерактивными элементами и ресурсами, широкой коммуникационной навигацией, продемонстрировала эффективность организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов-юристов, способствующей формированию устойчивых умений продуктивной самоорганизации своего учебного процесса и усилению мотивационного компонента в изучении языка будущей профессии. Дистанционные возможности платформы MOODLE позволяют значительно расширить информационное пространство изучаемой дисциплины, рационализировать дидактический маршрут обучения, а значит, оптимизировать процесс формирования и развития компе- тентностного потенциала выпускника вуза. Очевидно и то, что преподаватель, эффективно управляющий этим виртуальным образовательным пространством, перестает доминировать и выступает лишь в роли наставника и помощника, предоставляя комфортную, относительно автономную среду для конфиденциального саморазвития студента.

Библиографический список:

1. Андреев В.И. Ресурсный подход к активизации инновационной деятельности и саморазвитию личности в условиях высшего педагогического образования // Образование и саморазвитие. 2011. № 1 (23). С. 3-7.
2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 71 с.
3. Магомедова Т.И. Русскоязычная профессиональная коммуникативная компетенция студентов юридического профиля: модель и технология формирования в условиях полиязычия: Монография. Махачкала: ДГУ, 2009. 233 с.
4. Магомедова Т.И. Русский язык и культура речи: Модульное учебное пособие для студентов юридического профиля / 11-е изд., перераб. и доп. Махачкала, 2018. 229 с.
5. Магомедова Т.И. Образовательный блог - методическая платформа организации внеаудиторной когнитивной деятельности студента вуза // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 109-116.
6. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. 436 с.
7. Шурыгин В.Ю., Краснова Л. А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 125-139.
8. Anisimova T.I. Krasnova L.A. Interactive Technologies in Electronic Educational Resources // International Education Studies. 2015. V.8. № 2. P. 186-194.
9. Magomedova T.I., Gasanova S.N., Lekova P.A. Culture of russian speech in educational environment's conditions of multilingual dagestan: linguo-correctional methodical platform // Herald NAMCKA. 2019. № 1. P. 17-21.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (57) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (04.02.2020)
Просмотров: 16 | Теги: MooDle, образовательная платформа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь