Суббота, 16.02.2019, 06:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Богородицкий И.Д., Тома Ж.В., Григорьева О.Д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Обучение на уроке физической культуры характеризуется спецификой предмета - обучение двигательным действиям. Однако теоретический аспект преподавания физической культуры должн быть адаптированы к особенностям учебного процесса. Многие из вопросов программы по физической культуре предполагает теоретическое изучение и использование педагогических методов обучения.
 

Ключевые слова. Урок физической культуры, обучение, study, дети старшего школьного возраста.

 

Введение. Одной из актуальных проблем развития физической культуры и распространение ее в обществе является формирование теоретических знаний. Как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре продолжают оставаться низкими. Причин этому много и прежде всего как уместить в 45-ти минутный урок и теоретический компонент, раскрывающий тему урока и практические задания, на которых традиционно строятся занятия физической культурой [3].

В программных документах рекомендуется обучать школьников теоретическим знаниям на уроках физической культуры. Однако эта цель требует к себе более серьезного отношения: для познания теоретических основ физической культуры необходимо полноценное учебное время. Объем теоретических знаний, который проверяется на экзамене по физической культуре, невозможно «выдать» в процессе уроков, ибо основная часть времени отводится не работе с теоретическими понятиями, а посвящается другому виду учебной деятельности - двигательной. Поэтому учителя ограничиваются лишь сообщением кратких сведений в области теории и методики физической культуры, зная, что их усвоение - минимально, так как двигательная деятельность на уроке обязательно «вытеснит» процесс получения теоретических знаний [1].

Главная цель занятий физической культурой и спортом - формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Для этого необходим объем знаний о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования.

Материалы и методы. Сообщение теоретических знаний на уроках физической культуры требует соблюдения от учителя физической культуры некоторых условий. Рассмотрим их содержание.

1 .Разработка содержания теоретического материала по разделам программы по физическому воспитанию в школе и решении конкретных задач.

Разработка и подготовка теоретического материала учителем к уроку складывается из двух взаимосвязанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизации этого планирования применительно к теоретическому материалу на каждом уроке.

В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) составление плана урока.

2. Разнообразие методов формирования теоретических знаний на уроках физической культуры. Для этого используются различные формы: индивидуальные и коллективные беседы, диспуты, чтение и обсуждение художественной литературы; просмотры кинофильмов, в том числе и на спортивную тематику. Необходимо, чтобы учащиеся слышали и понимали учителя, ведь во время выполнения упражнений учителя часто не только дают методические рекомендации учащимся по технике выполнения упражнений, но и сообщают другую важную информацию, носящую познавательный и развивающий характер.

Взаимодействие участников процесса обучения с точки зрения современной дидактики выражается в таких его формах как фронтальное, индивидуальное и групповое. Последнее рассматривается как общие организационные формы обучения: формы организации деятельности учащихся, организационные формы обучения, формы организации работы на уроке, формы организации учебной работы, а также работа в парах, группах и т.д.

Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную [4].

Необходимое условие для создания интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими занимающихся.

Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на протяжении всего учебного процесса. Она изменяется в зависимости от возраста занимающихся.

3. Планирование соотношения теоретического и практического компонента на уроке физической культуры.

Учитель физической культуры должен рационально сочетать теоретическую и практическую подготовку детей. Следует обратить внимание на длительность и интенсивность выполнения физических упражнений, которая предоставляет возможность сообщать учителю физической культуры теоретическую информацию [2, 5].

Учитель компонует материал урока вместе с соответствующим материалом учебных пособий в сценарий предстоящего урока, который представляет собой систему учебных заданий. На данном уровне все учебные задания, входящие в сценарий урока, являются формой воплощения планируемого к уроку учебного содержания.

При этом содержание учебного материала делится учителем на две части: необходимый материал, непосредственно связанный с темой урока, и материал второстепенный, который вводится в сценарий урока в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния на них [4].

Учитель при подготовке к уроку прогнозирует реализацию поставленной цели, решает, нужны ли учебные задания дополнительного учебного материала (расширение) или учебных заданий из основного учебного материала получилось много, и их необходимо свернуть, сократить; продумывает, какой учебный материал необходимо изучить под руководством учителя, какой - самостоятельно, какой будет использован для домашнего задания.

Организация учителем учебного материала выходит на следующий уровень подготовки урока - разработки и оформления сценария урока. Учитель определяет формы подачи учебного материала (лекция, беседа, игра, практическая работа и т.д.), способы изучения (диалог, погружение, размышление, эксперимент и т.д.), интересные средства обучения.

Данная организационная деятельность предполагает умения учителя учитывать способности и мотивацию учения каждого ученика, умения осуществлять подбор учебных заданий, необходимых для обучения способам выполнения учебных заданий.

Заключение. Таким образом, реализация теоретического компонента на уроке физической культуры требует определенного подхода к организации. Однако отсутствие решения теоретического обучения учащихся снижает образовательную задачу урока, делая его уроком физической подготовки.

Литератруа

1. Аронова, Т.В. Педагогика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин. - М. : ИЦ Академия, 2013. - 368 с.
2. Григорьева, О.Д. / О.Д. Григорьева, В.Н. Чернецов, Ж.В. Тома Учебная мотивация в условиях разновозрастного обучения детей в малокомплектной школе // СМАЛЬТА. - 2014. - №5. - С. 62-67.
3. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания / М П. Станкин. - М. : Просвещение, 2011. - 198 с.
4. Тома, Ж.В. Организационно-педагогические условия развития активности учащихся на уроках физической культуры / Ж.В. Тома, О.Д. Григорьева, В.Н. Чернецов В сборнике: Университетское образование XVIII Международная научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. - Пенза, 2014. - С. 358¬360.
5 .Ямалетдинова, Г. А. Педагогика физической культуры и спорта : курс лекций : учеб. пособие / Г.А. Ямалетдинова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2014. - 244 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.01.2019)
Просмотров: 18 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь