Воскресенье, 04.12.2016, 11:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА К НЕПРЕРЫВНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

А.Е.Капаева

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА К НЕПРЕРЫВНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Статья затрагивает проблему обеспечения непрерывности педагогического образовании в области преподавания иностранных языков. Автор рассматривает один из способов решения проблемы - формирование готовности к непрерывному образованию и средство ее решения - учебно-методическое пособие.

Ключевые слова: готовность к непрерывному образованию, психологический, профессиональный, методологический компоненты готовности, познавательно-методическая задача. 

 

Концепция непрерывного образования и ее претворение в жизнь призвана обеспечить инновационное социально ориентированное развития нашей страны. Ключевым понятием этой концепции является «категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении его жизни». Несомненно, педагогическое образование, полученное в вузе, в силу быстро меняющихся потребностей общества в сфере образования требует постоянной коррекции и совершенствования. А овладение профессиональной компетентностью - процесс сложный, непрерывный как в становлении, так и в развитии профессиональных компетенций.

По мнению профессора С.Д. Смирницкого, «концепция непрерывного образования привела к разделению всей системы образования на две части или подсистемы - первоначальное и последующее» [1, с. 23]. Первоначальное, или институциональное, образование в рамках концепции непрерывного образования предполагает взаимосвязь всех его этапов от дошкольного до послевузовского включительно и постепенный переход от управляемого до самоуправляемого. Последующее образование - это самостоятельно планируемый процесс дальнейшего развития и профессионального совершенствования, осуществляемый самой личностью.

Основополагающим в этой подсистеме образования является самообразование. Зачастую по ряду разных причин образование в рамках второй подсистемы не является планомерным и систематическим, что не позволяет считать его непрерывным. Что поможет изменить ситуацию и обеспечить постоянное развитие в профессиональной сфере?

Существуют разные решения данной проблемы (А.А. Леонтьев, К.Э. Безукладников, Ю.Г. Татур, В.Е. Медведев, К.С. Махмурян, Е.Н. Соловова и др.), одним из которых является формирование готовности к непрерывному образованию, готовности к самостоятельному, активному совершенствованию профессиональной деятельности и себя как компетентного специалиста. Готовность человека к чему-либо означает такое его внутреннее состояние, которое позволяет успешно осуществлять данную деятельность при наличии соответствующих внешних условий, а в ряде случаев и создавать самому условия, необходимые для успешного решения задачи. Готовность к осуществлению деятельности определяется в соответствии со структурными компонентами этой деятельности. Исходя из этого готовность к непрерывному образованию учителя иностранного языка (ИЯ) может включать в себя ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, среди которых:
- психологический компонент (мотивация, интеллектуальные возможности и способности, волевой потенциал, саморегуляция);
- профессиональный (профессиональные компетенции);
- методологический (владение способами и приемами самостоятельной деятельности).

Нельзя не согласиться с Е.Н. Солововой в том, что готовность к дальнейшему образованию должна формироваться в ходе современного школьного и профессионального образования [3, с. 22]. По мнению Ю.Г. Татур, В.Е. Медведева, обеспечить непрерывность образования на протяжении всей жизни позволит соблюдение следующих условий:

В рамках первой подсистемы непрерывного образования (институциональное образование) процесс должен строиться как постепенный переход от учебной к профессиональной деятельности.

В рамках второй подсистемы профессиональная деятельность должна осуществляться одновременно с учебной, тесно переплетаясь с ней [1, с. 24].

Кроме того, для подготовки специалиста к самообразованию необходимо, чтобы в процессе обучения происходило постепенное наращивание управляющих функций студентов во всех звеньях деятельности, с таким расчетом, чтобы удельный вес элементов самообучения в процессе обучения неуклонно возрастал, обеспечивая студенту более активную позицию в овладении компетенциями.
 
Рассмотрим формирование готовности в рамках первой подсистемы. К одному из средств, позволяющих обеспечить формирование всех звеньев готовности к непрерывному образованию и постепенный переход от учебной к профессиональной деятельности, можно отнести учебно-методическое пособие «Современные средства контроля и оценивания результатов обучения ИЯ», разработанное для учебно-методического обеспечения дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения».

Принципиальной особенностью пособия являются задания в виде таблиц, позволяющие визуально систематизировать учебный материал, концептуализировать знания. Систематизированная проблемность заданий направлена на развитие динамичного и вариабельного мышления, мотивирует индивидуальный поиск знаний и их применение при решении профессионально ориентированных задач. Пособие включает три модуля, каждый из которых содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Единицей познавательной деятельности является познавательно-методическая задача, которая представляет собой модель проблемной ситуации возникающей в профессиональной деятельности учителя ИЯ, чтобы обеспечить перенос способов ее решения в естественные условия школьного образования.

Познавательная часть каждого модуля не содержит готовых знаний, а состоит из вопросов-заданий, направленных на самостоятельное овладение теоретическим материалом. Примеры заданий приведены в табл. 1.

Таблица 1

Учебно-профессиональная часть начинается с теста, который обеспечивает контроль усвоения теоретического материала и его обобщение для дальнейшего использования на практике. Последующие практические задания направлены на переход от учебной к профессиональной деятельности. Примеры заданий приведены в табл. 2.
Таким образом, в данной статье была сделана попытка продемонстрировать возможности использования учебно-методического пособия в качестве средства формирования у будущих учителей ИЯ готовности к непрерывному образованию.

Таблица 2

 

 
Библиографический список

1. Капаева А.Е. Современные средства контроля и оценивания результатов обучения иностранному языку / А.Е. Капаева. - Магадан : СВГУ, 2011. - 79 с.
2. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка / Е.Н. Соловова. - М. : ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.
3. Татур Ю.Г. Институциональное образование и профессиональная деятельность личности с позиции концепции непрерывного образования / Ю.Г Татур, В.Е. Медведев // Высш. образование сегодня. - 2012. - № 4. - С. 22-25.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 20

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.09.2016)
Просмотров: 51 | Теги: образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016