Четверг, 27.06.2019, 00:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, СУЩЕСТВЕННО ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

БОБРОВИК А.П., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России
НИКУЛИН Л.В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, СУЩЕСТВЕННО ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Сотрудник полиции, огневая подготовка, стрелковая подготовленность, методика, методические рекомендации, обучение, боевое оружие, стойка для стрельбы, прицеливание, зрительный анализатор, бинокулярное зрение, нажатие на спусковой крючок.

В статье приведены результаты педагогического эксперимента по стрелковой подготовке сотрудников полиции. Рассматриваются основные факторы, существенно влияющие на результативность стрельбы из боевого короткоствольного оружия. Формулируются методические рекомендации, способствующие повышению уровня стрелковой подготовленности сотрудников полиции. Предложена методика использования подводящих упражнений для выработки устойчивого, правильного навыка выполнения технических действий при стрельбе. Содержание статьи призвано помочь преподавательскому составу, а также инструкторам по огневой подготовке в организации процесса обучения сотрудников силовых структур стрельбе, а также будет способствовать повышению эффективности планирования учебно-тренировочного процесса и управления им.

 

Уверенные, доведенные до автоматизма действия сотрудника полиции при использовании огнестрельного оружия - залог успешного выполнения служебно-оперативных задач. Совершенное владение навыками стрельбы и обращения с табельным оружием являются результатом, с одной стороны, многократного повторения отдельных элементов и целостных действий, а с другой - процесса творческого взаимодействия обучающегося сотрудника полиции и руководителя занятий.

Наиболее распространенная методика проведения занятий по огневой подготовке предусматривает строго регламентированное и неукоснительное выполнение команд руководителя стрельбы. Эта методика позволяет контролировать действия стреляющего, исправлять допускаемые им ошибки, следить за соблюдением требований мер безопасности. Ее недостатком следует признать формирование привычки к шаблонным действиям, ограниченным только условиями выполнения стрелкового упражнения. Метод строго регламентированного упражнения, оправданный на начальном этапе обучения по курсу огневой подготовки, теряет свою эффективность и приводит к потере инициативы обучающихся, если становится единственным методом, используемым при проведении занятий с выполнением упражнений учебных и контрольных стрельб [4, с. 163]. Формальное выполнение команд руководителя стрельб, не подкрепленное интенсивной интеллектуальной работой обучающегося, не имеет должной эффективности. Необходимо, чтобы у него возникло творческое желание довести тактико-технические действия до автоматизма.

Существуют несколько основных элементов стрелковой техники, существенно влияющих на результативность стрельбы. Это изготовка для стрельбы, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Степень овладения данными элементами оценивается по выполнению не только одного или нескольких выстрелов в условиях тира или полигона, но и упражнений, максимально имитирующих огневой контакт с правонарушителем.

Нами на базе Санкт-Петербургского университета МВД России проведен педагогический эксперимент. К соревнованиям различного уровня (включая первенства вузов МВД России) готовились две группы стрелков - сотрудников полиции (курсанты и слушатели университета). Одна группа (контрольная) - по общепринятой методике, вторая (экспериментальная)

- по оригинальной методике поэтапного обучения. На ее этапах осуществлялось:

- формирование правильной изготовки для стрельбы из различных положений - на первом;

- формирование навыков прицеливания (в начале отдельно, а затем в сочетании с изготовками для стрельбы из различных положений)

- на втором;

- формирование навыков правильной обработки спуска курка (в начале отдельно, а затем с различными изготовками к бою и прицеливании)

- на третьем;

- формирование психологической готовности к применению оружия в экстремальных ситуациях - на четвертом.

Большое значение для результативности стрельбы из боевого короткоствольного оружия имеют навыки сотрудника полиции быстро принимать правильные, удобные изготовки к применению оружия - как классические, так и нестандартные (использование различного хвата оружия, ведение огня из-за укрытия, лежа, с колена, с опорой на подручные средства и т.д.). В условиях быстро изменяющейся оперативной обстановки крайне сложно соблюдать те или иные рекомендации, однако сотрудник полиции в любой ситуации должен создавать для себя максимально благоприятные условия для прицеливания и своевременного выстрела, а также уметь обезопасить себя от огневого воздействия противника.

На основании результатов проведенного эксперимента мы пришли к следующим выводам:

- на первом этапе обучения выбор правильного положения тела при стрельбе из боевого оружия является важным техническим элементом.

Необходимо, чтобы стрелок принял положение для стрельбы и, предварительно закрыв глаза, направил руку в сторону мишени. Проделать это следует сначала без оружия, а затем с пистолетом. Если при открытии глаз рука отклоняется в сторону от мишени, то линию прицеливания нужно восстановить перемещением ног. Доворотом руки или поворотом туловища без перестановки ног выбирать положение для стрельбы не следует, так как угол поворота в сторону мишени зависит не только от анатомических особенностей тела, но и от привычки (навыка) держать руку с оружием [2, с. 22].

Правильный хват оружия влияет на качество скоростной стрельбы. В связи с этим существуют несколько элементов техники удержания оружия, на которые необходимо обратить внимание. Ствол находится на одной линии с рукой. Большой палец выпрямлен вдоль ствола, в противном случае ухудшится хват, и напряжение большого пальца усилит колебания оружия. Остальные пальцы плотно обхватывают рукоятку пистолета. Когда обучающийся овладел хватом пистолета одной рукой, следует переходить к удержанию его двумя руками. Для начала он проделывает все вышеуказанные действия правой рукой. Далее ладонь левой руки прижимает к рукоятке. Все пальцы (кроме большого) располагает поверх пальцев правой руки. Большой палец ложится на левую сторону затворной рамы, это облегчает прицеливание после выстрела и позволяет считать патроны по ходу движения затвора.

Стойка при скоростной стрельбе из короткоствольного оружия напоминает стойку боксера: сильная (толчковая) нога ставится немного сзади (это обеспечивает упор, который поглощает отдачу), левое плечо выводится вперед. На коротких дистанциях (5-10 метров) руки при скоростной стрельбе из пистолета, как правило, полностью не выпрямляются в локтевых суставах, так как точность на таких расстояниях не играет большой роли. А вот на относительно больших дистанциях (более 15 метров) руки следует выпрямлять, увеличивая расстояние между зрительным анализатором (глазом), мушкой и целиком;

- 2 этап. Правильное прицеливание - один из основополагающих факторов точного выстрела. Оно представляет собой сложный процесс, в котором ключевая роль принадлежит зрительному анализатору, задействуются биомеханические особенности строения тела стрелка и его индивидуальные психофизические свойства. При производстве выстрела большое значение имеют не только двигательные навыки стрелка (удержание оружия, нажатие на спусковой крючок и т.д.), но и зрительная сторона процесса прицеливания - четкость восприятия глазом контуров прицельной планки, мушки и точки прицеливания на мишени в зависимости от фазы нажатия на спусковой крючок.

Применять штатное боевое оружие сотрудникам полиции часто приходится в условиях открытого пространства. Яркие, прямые лучи солнца в безоблачную погоду и лучи, отраженные от снежного покрова, дающие блики на потертых поверхностях оружия, осадки в виде дождя и снега, порывы ветра, облачная погода, резко меняющая освещение цели, являются факторами, значительно затрудняющими прицеливание. Они вызывают утомление, раздражение слизистой оболочки глаза, слезотечение, прищуривание, непроизвольное смыкание век и другие нежелательные эффекты, снижающие результативность стрельбы. Именно поэтому стрелок всегда должен учитывать перечисленные факторы и во время прицеливания заботиться о создании наиболее благоприятных условий для работы зрительного анализатора.

Такой усиленный режим его работы возможен лишь в течение относительно короткого промежутка времени, после чего четкость изображения на сетчатке постепенно снижается. Следовательно, стрелок не должен чрезмерно долго выполнять прицеливание, так как по истечении 10-15 секунд глаз перестает замечать неточности, вследствие чего стреляющий допускает грубые ошибки при стрельбе. Поэтому не следует «зацеливаться»: оптимальное время прицеливания с момента сосредоточения внимания на изображении цели и на прицельной планке с мушкой должно составлять от 5 до 10 секунд.

Мы рекомендуем выполнять прицеливание одним глазом. Другой глаз необходимо держать открытым, но не задействовать в прицеливании. Бинокулярное прицеливание имеет ряд преимуществ: стрелку не приходится затрачивать дополнительных усилий на зажмуривание глаза (что важно при выполнении длительной стрельбы), которое вызывает значительное утомление зрительного анализатора. Результаты специальных исследований свидетельствуют о том, что зажмуривание одного глаза вызывает рефлекторное снижение остроты зрения другого (открытого) глаза на 15-20%. Крайне важно при стрельбе из боевого штатного оружия учитывать данные свойства человеческого организма [1, с. 106].

Обучаемым сотрудникам полиции необходимо объяснять, что при стрельбе из пистолета (как и при стрельбе из автомата и ручного пулемета) рекомендуется производить выстрел на замедленном выдохе (или задерживать дыхание на естественном выдохе). Смотреть через прорезь целика на мушку нужно так, чтобы ровная мушка в прорези целика была направлена в зону прицеливания. Следует иметь в виду, что одинаково резко видеть прорезь целика с мушкой и цель невозможно. Это важно разъяснить уже на первых занятиях по огневой подготовке, потому что ошибки при совмещении мушки и прорези прицельной планки вызывают значительно большие отклонения пуль, чем некоторое несовмещение ровной мушки с прицельной планкой и какой-либо конкретной точки прицеливания. Необходимо сфокусировать взгляд на мушке. Целик и мишень при этом будут слегка «размыты»;

- 3 этап. Успех стрельбы из пистолета во многом зависит от умения правильно (плавно, без рывка) нажать на спусковой крючок, в сочетании с правильными изготовкой к бою и прицеливанием. Нередко стреляющий, подлавливая правильное положение мушки с целиком относительно точки прицеливания, игнорирует плавность нажима, то есть производит спуск рывком. В этом случае удовлетворительных результатов стрельбы ожидать нельзя;

- 4 этап. Психологической подготовке к стрельбе способствуют действия сотрудника, доведенные до автоматизма в процессе тренировок «вхолостую». Принятию правильного решения в критической ситуации будут способствовать двигательные навыки, сформированные в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых моделируются действия сотрудника полиции, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Безусловно, сама стрельба с патроном была бы идеальной тренировкой для стрелка, но ее организация сопряжена с рядом трудностей (загруженность тира, расход боеприпасов, невозможность полностью смоделировать экстремальную ситуацию), поэтому сотруднику полиции приходится искать иные пути. Практика показывает, что такие пути есть. Рассмотрим содержание тренировок без патрона с учетом их направленности. Проведенный нами анализ боевых зачетных стрельб свидетельствует:

- тренировка с общефизической направленностью включает в себя физические упражнения на статическую выносливость. Ее используют те сотрудники полиции, которые выполняют, как правило, стрелковые упражнения динамического характера;

- тренировка со специальной направленностью включает в себя поднимание, удержание и опускание оружия (что дает нагрузку определенным группам мышц, испытывающих напряжение при выполнении этих действий);

- тренировка с технической направленностью есть не что иное, как отработка отдельных элементов техники: изготовки, дыхания, прицеливания, спуска курка;

- тактическая направленность тренировки предполагает выбор темпа, ритма стрельбы, варианта обработки спуска курка, изготовки к бою и т.д. [7, с. 58];

- психологическая направленность тренировки предусматривает «настройку» на хороший выстрел, концентрацию внимания на выполнении отдельных элементов техники, на обеспечении устойчивости оружия в момент прицеливания и спуска курка, выполнение тактических действий и психологическую устойчивость.

Большое количество выстрелов за одну тренировку переутомляет нервную систему сотрудника полиции, вызывая небрежность и ошибки в технике стрельбы, а влияние отдачи и звука выстрела затрудняет анализ правильности его действий [5, с. 177].

Тренировка без патрона дает возможность более тщательно проверять выполнение отдельных элементов техники стрельбы, приобретать и закреплять необходимые сотруднику полиции навыки, развивать у него соответствующие физические и волевые качества. Поэтому уже с первых занятий необходимо приучать занимающихся добросовестно относиться к тренировкам без патрона, тщательно отрабатывать каждый «выстрел», как и при действительной стрельбе. Только такая тренировка принесет пользу.

Тренировки без патрона целесообразно начинать с использованием специальной мишени, которая может быть изготовлена на чистом листе бумаги размером 50х50 см. Через середину листа проводится вертикальная линия толщиной в 2-3 мм, в верхней части листа - горизонтальная линия такой же толщины. На чистом поле правой стороны листа чертится черный круг - «яблоко» мишени, размеры которого зависят от того, на каком расстоянии от линии огня устанавливается тренировочная мишень. Сначала обучающийся наводит оружие на бе-
лое поле левой части мишени. Взяв «ровную» мушку и затаив дыхание, делает плавный нажим на спуск, не обращая внимания на колебания оружия. Затем наводит оружие на вертикальную линию, стремясь при спуске курка уменьшить горизонтальные колебания, не обращая внимания на перемещение оружия по вертикали. Далее выполняется наводка по горизонтальной линии, при этом, нажимая на спусковой крючок, обучающийся должен стараться уменьшить вертикальное колебание оружия, не обращая внимания на его горизонтальные перемещения. После этого оружие наводится на перекрестие с контролем горизонтального и вертикального колебаний оружия. Наконец обучающийся переходит к тренировке по черному «яблоку», полностью имитируя выстрелы, делая после каждого из них мысленную отметку положения мушки в момент спуска курка относительно точки прицеливания.

В заключение 4 этапа формируется психологическая готовность сотрудников полиции к применению оружия в экстремальных ситуациях. Практический опыт проведения боевых зачетных стрельб, инспекторских проверок, опросы сотрудников полиции, которым приходилось применять короткоствольное огнестрельное оружие, свидетельствуют о том, что важную роль при принятии решения о применении табельного оружия играет психологическая готовность сотрудника. Уверенные, доведенные до автоматизма действия при использовании огнестрельного оружия - залог успешного выполнения служебно- оперативной задачи [6, с. 24]. В ходе педагогического эксперимента для формирования психологической готовности к стрельбе в экстремальных ситуациях возникла необходимость формировать навык к действиям в условиях внезапно меняющейся обстановки (потушенный свет, появление группы целей с флангов, тыла и т.д.).

Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования подготовки сотрудников полиции к служебно-профессиональной деятельности является обучение действиям в условиях, максимально приближенных к реальным. В настоящее время огневое противостояние между представителем власти и правонарушителем зачастую происходит на коротких дистанциях. Фактор внезапности не оставляет сотруднику большого количества времени для принятия решения о применении огнестрельного оружия. В этих ситуациях еще более актуальным становится вопрос о быстром и прицельном производстве выстрела в ответ на угрозу жизни и здоровью сотрудника и других граждан. Близость объекта, в отношении которого сотрудник полиции принял решение о применении огнестрельного оружия, ограниченное пространство, в котором ему нередко приходится действовать, в некоторых случаях - скопление людей, не являющихся правонарушителями, требуют от полицейского максимального точного распределения внимания, концентрации взгляда то на выбранной цели, то на отчетливом очертании мушки. Рассеивание пуль при стрельбе из штатного оружия на коротких дистанциях (5-7 метров) будет незначительным при условии правильного прицеливания, а значит, и задача по пресечению противоправных действий будет решена [4, с. 164].

В ходе тренировок сотрудники полиции, в достаточной степени подготовленные к стрельбе из пистолета по неподвижной мишени, не всегда успешно осваивают скоростную стрельбу [3, с. 24]. При скоростной стрельбе большое значение имеет чувство времени (скорости, темпа), которое вырабатывается одновременно с тренировкой подъема руки (рук), нажима на спусковой крючок и прицеливания. Вышесказанное дает основания критически подойти к оценке роли временного фактора как простого фона, сопутствующего технике. В скоростных упражнениях техника и время (скорость) органически сливаются в новое самостоятельное понятие «правильная техника». Игнорировать в обучении временной компонент - значит не учитывать всевозможные изменения, отклонения и ошибки.

Для скорострельной стрельбы важна каждая деталь, которая на первый взгляд кажется совсем незначительной. Например - ношение пистолета. Привычная кобура под 9-мм пистолет Макарова, выполняющая функцию переноски оружия, удобна как для ношения его в полевых условиях, так и для быстрого его извлечения. Необходимо только слегка изменить конструкцию кобуры, добавить некоторые детали (например увеличить длину ремешка и сделать защелку наружной стороны побольше), и тогда извлечение пистолета из кобуры станет достаточно удобным и быстрым, что отразится на результативности стрельбы.

В результате эксперимента было выявлено, что показатели стрелков экспериментальной группы достоверно превышали показатели стрелков контрольной группы при проведении итоговых и зачетных стрельб (сборная команда университета по стрельбе из боевого оружия была сформирована на 80% из стрелков экспериментальной группы и на 20% - контрольной группы).

В заключение обратим внимание на ряд выводов:

1) в ходе педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной нами поэтапной методики стрелковой тренировки сотрудников полиции;

2) формирование навыков стрельбы у сотрудников полиции необходимо вести в следующей последовательности: правильная изготовка для стрельбы из различных положений, прицеливание, обработка спуска курка, психологическая готовность к применению оружия в экстремальных ситуациях;

3) изложенные методические рекомендации могут быть использованы инструкторами и преподавателями по огневой подготовке при обучении сотрудников полиции стрельбе из боевого оружия.

В наше время в российских силовых структурах принято считать, что пистолет является вспомогательным и малоэффективным оружием. По этой причине нет официально рекомендованной методической литературы по обучению боевой стрельбе из пистолета в экстремальных ситуациях, хотя опыт многих зарубежных стран доказывает эффективность применения подобных методик. Овладеть навыками меткой стрельбы может любой сотрудник полиции вне зависимости от возраста, пола и физических данных. В открытом соприкосновении с правонарушителем побеждает тот, кто лучше контролирует свои действия в стрессовой ситуации, быстрее ориентируется в создавшейся оперативной обстановке.

 
Библиографический список:

1. Бобровик А.П. Некоторые особенности прицеливания при стрельбе из боевого штатного оружия // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии: материалы VI международной научно- практической конференции. Хабаровск, 2016. С. 105-107.
2. Бобровик А.П., Дьяков Ю.Е., Любаков А. А., Белова С.Н. Общие рекомендации по подготовке сотрудников полиции к стрельбе из боевого короткоствольного оружия // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-9. С. 20-22.
3. Бобровик А.П., Костин А.В., Мясников Ю.М., Степановских В.В. Проявление неадекватных реакций психики при стрельбе из боевого огнестрельного оружия и способы адаптации к ним // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-9. С. 23-25.
4. Бобровик А.П., Любаков А.А. Методологические особенности обучения сотрудников полиции стрельбе из боевого огнестрельного оружия, существенно влияющее на результативность стрельбы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73). С. 161-165.
5. Бобровик А.П., Любаков А. А., Ефименко В.С. Особенности подготовки снайперов для подразделений органов внутренних дел // Научно-методические проблемы профессиональной, служебной и физической подготовки в органах внутренних дел России: электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 2016. С. 175-178.
6. Бобровик А.П., Ошев А.А. Методологические основы самосовершенствования физических качеств и навыков у сотрудников силовых ведомств // Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 2015. С. 20-24.
7. Кривобоков А.Д., Никулин Л.В. Тренировка стрелка без патрона (для начинающих сотрудников полиции) // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее: сборник материалов межведомственного круглого стола. Иркутск, 2017. С. 55-59.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (55) 2019.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (28.05.2019)
Просмотров: 35 | Теги: Стрелковая, Огневая подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь