Понедельник, 15.10.2018, 17:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ БУДУЩЕМУ ТРЕНЕРУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЗЮДОИСТОВ

Д.К.Камысбаева, Н.О.Байзакова, Н.П.Таганова, А.Р.Мухаметханов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ БУДУЩЕМУ ТРЕНЕРУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЗЮДОИСТОВ

Высокий уровень развития современного спорта, регулярно меняющиеся правила соревнований предъявляют жесткие требования к качеству подготовки дзюдоистов на различных стадиях долголетнего учебно-тренировочного процесса. В дзюдо для достижения эффективных результатов в соревновательной деятельности нужно проводить поединки в предельно высоком темпе, атаковать соперника реально каждые 15-25 секунд, применять все способы вытеснения (перемещения) соперника к краю рабочей зоны, резко переходить к контратакующим действиям и прочие способы ведения поединка. Подобное содержание поединка устанавливает способность рационально тратить энергию и своевременно восстанавливать работоспособность во время состязаний и соревнований в целом, наряду с технической подготовленностью как важнейшего компонента структуры специальной подготовленности дзюдоиста. По этой причине подготовка борца в значительной мере ориентирована на развитие специальной выносливости, которая прямо определяет эффективность соревновательной деятельности.

Под выносливостью в дзюдо подразумевается скоростно-силовая выносливость, непосредственно связанная с возможностью спортсмена экономить энергию для выполнения тактических решений и с техническим мастерством, установленных в жесточайших условиях соревновательного боя. При этом выражение мощи дзюдоистами рассматривается как процесс преодоления противодействия соперника или сопротивления ему за счет мышечных усилий в партере и при выполнении двигательных действий в стойке.

По мнению Я.К. Коблева, именно рациональное сочетание быстроты, выносливости и силы лежит в основе достижения победы всесторонне подготовленным дзюдоистом. Обычно в подготовке дзюдоистов силовые способности рассматриваются как скоростно- силовые, силовая выносливость и собственно - силовые, что находит свое отражение в содержании силовой подготовки борцов: использование арсенала физических упражнений из тяжелой атлетики совмещая со специальными тренировочными упражнениями дзюдоистов.

Разрабатываемая методика развития силовой выносливости у дзюдоистов основана на сочетании названных компонентов в силовой подготовке дзюдоистов. Аргументированность исходных позиций при разработке данной методики силовой выносливости дзюдоистов дает возможность уверенности предполагать, что ее внедрение в тренировочный процесс позволит в тесной взаимосвязи с технико- тактической подготовкой, значительно повысить эффективность силовой подготовки спортсменов, совершенствовать у них скоростную - силовую выносливость и увеличивать уровень и структуру специальной подготовленности в целом.

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы по развитию силовой выносливости у дзюдоистов.

Объектом данной работы является спортсмены дзюдоисты.

Предмет исследования - развитие силовой выносливости у дзюдоистов.

Цель работы - разработать методы и средства развития силовой выносливости у дзюдоистов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы силовой выносливости;
- исследовать теоретико-методические аспекты силовой выносливости у дзюдоистов;
- разработать средства и методы силовой выносливости у спортсменов - дзюдоистов;
- определить эффективность разработанной методики развития силовой выносливости у дзюдоистов.

Научная новизна данной работы заключается в разработке методов и средств силовой выносливости у спортсменов - дзюдоистов.

Теоретическая значимость: открываются перспективы дальнейших исследований по проблеме развития силовой выносливости у дзюдоистов.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенные в нем материалы могут быть использованы тренерами и спортсменами для достижения высоких спортивных результатов при подготовке к ответственным соревнованиям.

Исходя из всего вышеизложенного, решение проблемы развития силовой выносливости у спортсменов-дзюдоистов будет способствовать более эффективному осуществлению учебно-тренировочного процесса в спорте.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод (табл. 1).

Таблица 1
Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7-17лет (по В.И. Ляху, 1998)

Для развития специальной выносливости применяются: 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы (табл. 2).

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

Если интенсивность работы выше критической (75-85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Длительность повторной работы 1 -1,5 мин, характер отдыха - активный. Число повторений определяется возможностью поддержания
достигнутого уровня МПК (3-5 повторений). Метод повторно- интервального упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 2-3 месяцев не рекомендуется.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки.

Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы 10-15 мин; 11-12 лет - 15-20 мин; 14-15 лет - 20-30 мин.

Таблица 2
Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных видов выносливости (по В.ИЛяху, 1998)

Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу постепенно доводят до 120 мин, если в этом есть необходимость. Переменная непрерывная работа предъявляет более повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, нежели равномерная работа. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.

Выводы: проанализировав научно-методическую литературу мы пришли к выводу, что проблема развития силовой выносливости у дзюдоистов весьма актуальна. На основе этого использовали интервальный метод тренировки, включающую упражнения с отягощением.

Эта методика применялась в течение трех месяцев в группе дзюдоистов учебно-тренировочной группы третьего года обучения. По истечению эксперимента тестирование показало, что в экспериментальной группе прирост силовой выносливости составил 8,82%, тогда как в контрольной группе 5,84%, что доказывает эффективность этого метода.

Однако подготовка квалифицированных спортсменов не заканчивается только развитием силовой выносливости, она является лишь частью сложного тренировочного процесса, в котором для достижения высоких результатов необходимо совершенствовать совокупность физической, технической и психологической подготовки. Решение этой проблемы является основной для тренера, если найдет правильную методику и грамотно будет ее использовать, то спортсмены будут добиваться соответствующих результатов.

Список литературы

1. Коблев, Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо: автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ Коблев Я.К. - М., 1990. - 41 с.
2. Элипханов, С.Б Силовая подготовка в женском дзюдо// Теория и практика физической культуры. - 2011. - No10. - С. 68-72.
3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина [Текст]: Учеб.для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 1998. - 480 с
4. Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 382 с.
5. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: Учеб.для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб.для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.03.2018)
Просмотров: 168 | Теги: дзюдо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь