Пятница, 22.06.2018, 15:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Г.М.Хасанова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Аннотация: В представленной статье рассматривается проблема развития прыгучести у юных гимнасток - «художниц» в процессе освоения программных требований. Предложены комплексы упражнений направленные на развитие скоростно-силовых качеств, в целях успешного освоения программных упражнений.

Ключевые слова: прыгучесть, скоростно-силовые качества, комплексы упражнений, этапы подготовки, подготовительная часть, структурные группы.

 

Актуальность проведенного исследования предопределяется отсутствием научно обоснованной методики скоростно-силовой подготовки, реализуемой в развитии так называемой прыгучести. А также, невозможность заимствования каких-либо методик, разработанных в других спортивных специализациях, в силу их неадекватности условиям применения в художественной гимнастике и специфическим особенностям самих гимнасток-«художниц» [1,3,5].

Особую проблемность данному вопросу придает необходимость увязывания развиваемой у гимнасток-«художниц» прыгучести с требованиями комбинационной подготовленности и зависимость ее от таких факторов, как устойчивость к вращательным сбивающим воздействиям. В обозначенном аспекте научные исследования вообще не проводились [1,3,4,5].

Цель исследования - разработка методики специальной прыжковой подготовки, адекватной особенностям художественной гимнастики и занимающихся ею спортсменок.

Задача исследования. Экспериментально обосновать разработанную программу скоростно-силовой подготовки гимнасток 10-11 лет.

Организация исследования: Исследование проходило в три этапа, с сентября 2014 по декабрь 2015 года, на базе СДЮСШОР по художественной гимнастике г. Ташкента. В эксперименте участвовало 40 девочек распределенных по возрастных данным в экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. В процессе экспериментальных исследований осуществлялось тестирование физической и уровня технической подготовленности спортсменок.

Результаты исследования. Исследование динамики развития скоростно-силовых качеств гимнасток различной квалификации позволило выявить слабый темп роста силы мышц-разгибателей ног и прыгучести с ростом спортивного мастерства, а исследование техники отталкивания в прыжках различных структурных групп показало, что при выполнении любого сложного прыжка все действия в фазе отталкивания должны способствовать проявлению скоростно-силовых возможностей гимнасток.

Упражнения, направленные на развитие прыгучести, как правило, распределялись в тренировочном занятии таким образом: в конце подготовительной части включаются прыжки из хореографических позиций и прыжки различных структурных групп. В конце основной части занятий - прыжки через скакалку. Однако такая методика при современных требованиях к прыжкам малоэффективна, что и доказывает проведенный эксперимент.

На основании данных предварительных исследований в практику тренировки было предложено шесть комплексов упражнений для развития скоростно-силовых качеств. Разработанные комплексы состояли из прыжковых упражнений специальной скоростно-силовой направленности. В процессе эксперимента гимнастки ЭГ и выполняли разработанные комплексы, а КГ тренировались по традиционной методике.

Прыжки различных структурных групп выполнялись гимнастками ЭГ в конце основной части занятий (15-17 мин.) с отягощением, равным 3-4 % от собственного веса. Такой вес не нарушал структуру основного упражнения. При этом достигался эффект сопряженного взаимодействия средств физической и технической подготовки. При выполнении этих прыжков главным являлось достижение максимальной высоты с фиксацией формы прыжка в полете.

На этапе предсоревновательной подготовки было проведено тестирование прыжка в высоту с места в исследуемых группах. Уровень двигательной подготовки девушек в ЭГ и КГ на начало эксперимента не имел достоверных различий (рис.1).

Результаты повторного тестирования показали (рис.2), что к соревновательному периоду у гимнасток ЭГ намного улучшилась прыгучесть, скоростно-силовая подготовленность, повысилось качество выполнения отдельных прыжков и упражнения в целом (средний бал колеблется в пределах - 9.5±0,35 балла).

Рис. 1. Результаты контрольных испытаний прыгучести юных гимнасток экспериментальной и контрольной группы

Рис. 2 Результаты контрольных испытаний прыгучести юных гимнасток экспериментальной и контрольной группы

В то же время у гимнасток КГ результаты повысились значительно меньше (средний бал колеблется в пределах 8.7±0,58 балла), что наглядно видно на диаграмме (рис. 2).

За период проведения эксперимента отмечено изменение показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) до выполнения комплексов прыжковых упражнений и на 1-ой минуте после их выполнения. На рисунках 4 и 5 представлены изменения показателей ЧСС, зарегистрированные у гимнасток на протяжении педагогического эксперимента. На представленных рисунках изменение за период эксперимента, обозначающих показатели ЧСС после выполнения комплексов упражнений для гимнасток обеих подгрупп, свидетельствует о наличии процесса адаптации к нагрузке. Но интенсивность данного процесса в подгруппах различна. Данное различие достоверно в подгруппе гимнасток 10 лет, Р<0,05). У гимнасток 11 лет достоверных различий не выявлено (Р>0,05).

Рис. 4. Показатели ЧСС при выполнении комплекса упражнений у гимнасток - «художниц»

Рис. 5 Показатели ЧСС при выполнении комплекса упражнений у гимнасток - «художниц»

Материалы анализа результатов официальных соревнований по предметам (рис. 3) наглядно показали эффективность предложенной нами методики развития прыгучести.

Рис. 3 Результаты контрольных соревнований юных гимнасток экспериментальной и контрольной группы

Из рисунка 3 видно, что гимнастки ЭГ по всем видам многоборья достоверно превосходят показатели КГ, и наиболее значимо в композициях с булавами и лентой.

На основании результатов проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Существующая методика развития прыгучести в художественной гимнастике не соответствует новым повышенным требованиям к выполнению прыжковых элементов в соревновательных комбинациях.

2. Представленные комплексы для развития скоростно-силовых качеств в художественной гимнастике предусматривают варьирование условий выполнения упражнений за счет изменения условий отталкивания (прыжки в глубину, через препятствия, прыжки на возвышения).

3. Применяя эти комплексы, можно, не увеличивая общего времени тренировки, не меняя ее структуру и не превышая обычного количества прыжков, выполняемых на занятиях, значительно повысить эффективность тренировочного процесса.

4. Таким образом, использование расчётных параметров тренировочных нагрузок основной части занятий в предсоревновательном и соревновательном периодах позволит повысить уровень прыгучести, и на их основе существенно повысить уровень спортивного мастерства гимнасток на фоне сохранения их физического здоровья.

Все это создает благоприятные возможности для повышения уровня специальной прыжковой подготовки, от которой во многом зависит спортивное мастерство гимнастки - «художниц».

Литература

1. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Особенности физической подготовки в художественной гимнастике: Метод.рекомендации. - Киев: Изд-во КГИФК, 1991. - 35с.
2. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике. Автореф. дисс. ... д-рапед. наук. Санкт-Петербург, 2013. -47 с.
3 Винер-Усманова И.А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования: учеб.пособие для образоват. учреждений ВПО по направлению 034300(62) - "Физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.] ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,- М.: Человек,2014.-120 с.-(Б-чка тренера).
4. Рахматова ДА. Хореография, как средство повышения специально- двигательной подготовленности гимнасток-художниц. Дисс. на соискание степени магистра педагогики. 2014. -163 с.
5. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб.пособие для студентов вузов по направлению подгот. 034300.68 - Физ. культура/под общ. ред.: Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. - М.: Сов.спорт, 2014.-264 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (24.04.2018)
Просмотров: 98 | Теги: прыгучесть | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь