Четверг, 26.04.2018, 22:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ (ФИТНЕС-) ТРЕНИРОВКИ ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

С.В.Савин, О.Н.Степанова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ (ФИТНЕС-) ТРЕНИРОВКИ ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье охарактеризованы методические особенности конструирования содержания оздоровительной тренировки лиц зрелого возраста с отклонениями в состоянии здоровья. Даны рекомендации по применению средств фитнеса и видов нагрузки у лиц старше 35 лет, имеющих наиболее часто встречающиеся соматические заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, центрально!! нервной и опорно-двигательной систем организма.

Ключевые слова: лица зрелого возраста, оздоровительная (фитнес-) тренировка, конструирование.

 

Введение. Лица второго зрелого возраста имеют тенденцию к различным заболеваниям, в числе которых ожирение, заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, центральной и периферической нервной систем, психические расстройства [1, 2, 3, 4 и др.]. В связи с этим, существенное внимание при конструировании занятий фитнесом для данного контингента следует учитывать характер нозологии и необходимость решения задач профилактики заболеваний. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что у людей старше 35 лет часто бывают нарушения не в одной, а в нескольких системах организма. В связи с этим, содержание каждого занятия должно включать упражнения для различных систем организма, нуждающихся в профилактическом и реабилитационном воздействии.

Основное содержание работы. Результаты анализа научных и методических работ ведущих специалистов по лечебной и оздоровительной физической культуре [1, 2, 3 и др.], а также обобщения более чем 10-летнего опыта работы с данным контингентом (в т.ч. массового фитнес-тестирования и многолетних педагогических экспериментов [4, 5, 6, 7]) позволили охарактеризовать методические особенности конструирования содержания оздоровительной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста с отклонениями в состоянии здоровья.

В табл. 1 представлены: рекомендуемые направленность и содержание, методические рекомендации, а также длительность (в %) каждой из частей занятия в зависимости от функциональных нарушений и заболеваний той или иной системы организма.

Алгоритм расчёта длительности каждой части занятия, содержащей упражнения той или иной направленности таков:

1. Выбираются столбцы таблицы, характеризующие те или иные отклонения в состоянии здоровья.

2. Далее определяется среднее арифметическое значение (%) для каждой из систем организма в той или иной направленности упражнений. К примеру, для комплексного оздоровительного воздействия расчёт будет следующим:
Время каждой из частей занятия (%) = (С + Д + Н + 0)/4.
Время аэробной части (Та) = 32,50%.
Время силовой части (Тс) = 33,75%.
Время двигательно-координационной части (Тк) = 16,25%.
Время упражнений в растягивании мышц (Тр) = 17,50%.

3. Далее путём деления продолжительности основной части занятия (Тосн) (как правило, это 60-80 мин) на 100% и умножением полученного значения на результат в процентах для каждой из частей находится время для каждой части занятия в минутах: ТА = 32,50 х 0,8 = 26 (мин); Тс = 33,75 х 0,8 = 27 (мин); Тк = 16,25 х 0,8 = 13 (мин); ТР = 17,50 х 0,8 = 14 (мин).

Заключение. На основании изучения специальной литературы и, опираясь на более чем 10-летний опыт работы с лицами зрелого возраста, нами были сформулированы следующие методические рекомендации в области конструирования содержания оздоровительной (фитнес-) тренировки мужчин и женщин зрелого возраста, имеющих заболевания и функциональные отклонения в различных системах организма:

• Занятие должно быть направлено на общее улучшение состояния здоровья и совершенствование различных физических качеств и двигательных способностей в соответствии с уровнем их индивидуального развития (проявления).

• Рекомендуется разделить основную часть занятия на блоки, реализуемые в следующей последовательности: блок развития силовых и координационных способностей (силы, силовой выносливости и координации), аэробный блок и блок развития гибкости.

Таблица 1
Методические особенности применения упражнений различной направленности при заболеваниях и функциональных нарушениях различных систем организма лиц зрелого возраста (%)

• При построении занятия, предусматривающего профилактическое и реабилитационное воздействие на различные системы организма, параметры нагрузки должны быть лимитированы функциональным состоянием сердечнососудистой системы. Занятия проводятся вне фазы обострения заболеваний.

• Рекомендуется заниматься три раза в неделю по 60-80 минут в основной части занятия через 1-2 дня. Количество упражнений в блоках определяется продолжительностью самих блоков. Интервалы отдыха между упражнениями составляют 1-3 и более минуты, в зависимости от индивидуальной физической подготовленности. На начальном этапе занятий при выполнении упражнений на силовую выносливость и координацию рекомендуется делать 15-20 повторений в двух подходах, для лиц с опытом занятий - в трёх подходах.

• Рекомендуется работать с избранными упражнениями в течение мезоцикла тренировки (1-2 месяца), далее следует последовательно метать освоенные упражнения на более сложные их варианты, постепенно усложняя основной тренировочный комплекс.

• При построении индивидуальной программы оздоровительной тренировки необходимо учитывать личные психофизические особенности занимающегося, а также систематически проводить врачебный и педагогический контроль, самоконтроль по ходу реализации системы занятий.

Литература

1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие / Л.Л. Артамонова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 389 с.
2. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник / В.И. Дубровский. -М.: Медицинское информационное агентство, 2006. - 598 с.
3. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 586 с.
4. Осокина, Е.А. Фитнес в системе адаптивного физического воспитания женщин - инвалидов по слуху: монография / Е.А. Осокина, О.Н. Степанова. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2014. - 168 с.
5. Савин, С.В. Методические особенности фитнес-тренировки лиц зрелого возраста с использованием кардиоваскулярных тренажёров / С.В. Савин, О.Н. Степанова // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015. - С. 21-24.
6. Савин, С.В. Методические особенности силовой фитнес-тренировки лиц зрелого возраста / С.В. Савин, О.Н. Степанова // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Белгород: ИД «Белгород»; НИУ «БелГУ», 2014. - С. 349-352.
7. Савин, С.В. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с лицами зрелого возраста: монография / С.В. Савин, О.Н. Степанова. - М.: УЦ Перспектива, 2015. -251 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (05.04.2018)
Просмотров: 24 | Теги: тренировка, Фитнес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь