Воскресенье, 11.12.2016, 12:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

Н.Л.Сулейманов

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

В статье освещены некоторые вопросы воспитательной работы в учебно- тренировочном процессе тяжелоатлетов. Рассматривается роль спортивных школ в воспитании подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях. Приводятся методические рекомендации тренеров-практиков по реализации этой работы в процессе профессиональной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, учебно-тренировочный процесс, тренер, тяжелая атлетика.


В настоящее время все более очевидной становится важность воспитательной работы подрастающего поколения [3]. В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию особо подчеркнуто, что «Влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У неё появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ» [4]. Тренировочные занятия в спортивных школах по различным видам спорта также стали носить преимущественно узкую направленность на достижение максимально высоких результатов, вытесняя на второй- третий план воспитательную работу. Родители зачастую приводят детей в секцию не для общего физического развития и оздоровительных целей, а для того чтобы ребенок нашел себя в спорте, с помощью спорта сделал карьеру в дальнейшей жизни.

Отсутствие систематичной воспитательной работы приводит к тому, что многие молодые люди, вступая во взрослую жизнь, не имеют нравственных ориентиров: уважения, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи [6]. В этой связи очевидна потребность совершенствования воспитательной компоненты в системе образования, с учетом современных социально-экономических условий.

Система спортивной подготовки, как педагогический процесс, помимо направленности на достижения максимально возможного соревновательного результата, должна решать задачу более высокого порядка - воспитания достойного человека, гражданина страны.

Воспитание имеет тесную взаимосвязь с обучением и организацией учебно- тренировочного процесса. Постоянно изучать своих воспитанников и направлять развитие их нравственности - первостепенная обязанность педагога. При этом успех воспитательной работы во многом зависит от личного примера педагога, тренера.

С 2011 года по настоящее время, нами проводятся научные консультации с ведущими тренерами по тяжелой атлетике, с целью выявления их взглядов на роль воспитания в учебно-тренировочном процессе тяжелоатлетов.

За указанный временной период нами было опрошено 28 тренеров высшей квалификации, шесть из которых имеют почетное звание «Заслуженный тренер России». Большинство респондентов указывают на тот факт, что воспитательная работа в их профессиональной деятельности является более важной, чем спортивная. В этой связи, приведем высказывание одного из них: «За 35 лет работы я подготовил одного чемпиона Европы, нескольких победителей и призеров чемпионатов страны, более трех десятков мастеров спорта, но самым главным своим достижением считаю, то, что все мои ребята после окончания спортивной карьеры, повзрослев, стали порядочными людьми достойными членами общества. Занимаясь тяжелой атлетикой, они имели ясную, осознанную цель добиться высоких спортивных достижений, что в подростковом возрасте позволило закалить характер, развиться физически, избежав влияния дурных друзей, вредных привычек».

Одной из главных задач на первом году обучения является создание устойчивого интереса к занятиям тяжелой атлетикой. По мнению специалистов это очень важный момент. Если юноша не имеет психологической склонности к избранному виду спорта и не получает удовольствия от занятий, то принудительное воздействие родителей и тренера на ребенка не приведёт к положительным результатам. В этой связи, родителям, приводящим ребенка в спортивную секцию, необходимо понимать, от кого исходит желание заниматься тяжелой атлетикой - от самого ребенка или от них [5]. Однако, такое полное неприятие - довольно редкое явление.

Талантливый, увлечённый своим делом педагог, способен воспитать у ребенка любовь к избранном виду спорта, по-настоящему заинтересовать его, так что на последующих этапах обучения его уже не нужно будет заставлять ходить на тренировки, потому что у него уже будет сформирована глубокая внутренняя потребность к систематическим занятиям. Таким образом, тренер позитивно влияет на формирование личности молодого человека.

С точки зрения воспитания начинающих спортсменов важную роль играет правильное построение учебно-тренировочных занятий, в ходе которых ученики видят свой спортивный рост, обретают уверенность в своих силах и способностях.

В своей педагогической работе тренер должен стремиться воспитывать волевых спортсменов, способных целесообразно действовать в жестких условиях соревновательной борьбы. Успех на соревнованиях основан на волевых усилиях тяжелоатлета, на его стремлении развить максимальное мышечное усилие при подъеме тяжелого снаряда. Сила воли проявляется на помосте в мужестве, смелости, в уверенности и решительности действий, в стремлении бороться до последнего подхода, как бы трудно не складывалось выступление. В воспитании волевых качеств тяжелоатлета нужна постепенность, подводящая учеников к большим тренировочным нагрузкам, требующим больших усилий воли.

Правильно организованный тренировочный процесс способствует развитию самодисциплины: соблюдению норм и правил поведения, подчинению общественным интересам, выполнению принятых на себя обязательств. Воспитание самодисциплины возложено на спортивные школы, т.к. физические нагрузки способствуют развитию самообладания, силы воли, трудолюбия. Хорошей дисциплины можно добиться методом убеждения, а также высокой требовательностью к себе и к своим воспитанникам. Многие опрошенные нами специалисты, единодушны во мнении, что «убеждение — один из важнейших методов воспитания». Последние 25 лет граждане России прошли через естественный этап восстановления значимости своих частных интересов. В этой связи, сейчас, среди ребят нередко встречаются противники порядка и приоритета общественных интересов, ставящие во главу угла свои эгоистические желания и свободу выбора модели поведения. Тренеру необходимо путем убеждения и увещевания объяснить что, несмотря на индивидуальность и неповторимость человек является частью сообщества людей, вне которого жить он не может. Жизнь в обществе предполагает не только исполнение собственных желаний, но и выполнение обязательств по отношению друг к другу. Практика показывает, что ни суровые наказания или постоянные одергивания, ни систематические поучения или окрики, но благожелательная и откровенная беседа с учениками, человечность педагога — наилучший метод воспитания.

Важно с первых дней приучать своих воспитанников к тому, чтобы они являлись на занятия точно в установленное время, в опрятном спортивном костюме. Если тренировка назначена на 17.00, точно в это время дежурный обязан доложить преподавателю о готовности группы. Такие жесткие требования дисциплинируют ребят. В случае опоздания ученика, педагог должен выяснить причину и если она уважительная, ограничиться замечанием. Следует иметь в виду, что не каждый подросток может назвать в присутствии всего коллектива истинную причину опоздания.

Важное дисциплинирующее воздействие оказывает требование поддерживать порядок на занятиях: соблюдать очередность в подходах, заменять диски для товарища, внимательно наблюдать за выполнением упражнения, опускать штангу без излишнего шума и т.д.

Добиваясь соблюдения определенных правил на занятиях, педагог в то же время должен учить ребят правильному поведению дома, в школе, на улице. Важно вникать в школьные дела своих подопечных, следить за их успеваемостью и участием в общественной жизни, контролировать их поведение. Если педагог обнаружит неуспеваемость по отдельным предметам, то лучше силами коллектива постараться помочь неуспевающему восполнить пробел в учебе, чем отстранить его от тренировок [1].

Учебно-тренировочные занятия с подростками и юношами нужно проводить так, чтобы они способствовали расширению кругозора атлета. Объясняя, например, какие мышцы участвуют в выполнении того или иного упражнения, как и почему изменяется частота сердечных сокращений (пульс), педагог сообщает им сведения из анатомии и физиологии. Рассказывая о подвигах спортсменов во время Великой Отечественной войны, об истории, информируя о спортивных событиях в стране, о достижениях российских спортсменов на международных соревнованиях, педагог воспитывает патриотические чувства. Вовлечению подростков и юношей в активную жизнь спортивного коллектива способствуют различные поручения: найти в интернете опубликованный материал по отдельным вопросам, сделать сообщение о новостях спорта и т.д. Важно воспитывать у учеников стремление к активности на занятиях, к творческим поискам, а не приучать к использованию только готового материала, преподнесенного тренером. Хорошо, если тренер вместе с воспитанниками организует туристические поход или экскурсию в музей, посещение театра и другие мероприятия. Это даёт наставнику возможность глубже изучить ребят, определить дальнейшие пути их воспитания.

Основная роль в воспитании принадлежит родителям. Общаясь с родителями, легче научить подростков соблюдать требования личной гигиены, спортивный режим и дисциплину. Родители могут помочь педагогу в организации учебно-тренировочного процесса. Для этого следует чаще встречаться с ними, приглашать на соревнования и тренировочные занятия, при необходимости обращаться к ним за консультацией.

Важнейший фактор в нравственном развитии человека — труд. Естественно, труд должен быть посильным. Подростки могут выполнять определенные поручения. Например, обязанности дежурного по секции, в которой все должно строиться на самообслуживании и самоуправлении. Определив круг обязанностей дежурных, можно завести такое правило: оценку дежурства дают сами ребята. Работа должна быть организована так, чтобы порядок в зале, душевых, раздевалках поддерживался по принципу: каждый следит за своим рабочим местом, содержит в должном состоянии спортивный инвентарь. Участвуя в общественно полезном труде, разнообразных волонтерских движениях, ребята приобретают полезные навыки.

Спорт, как и любая другая сфера человеческой деятельности, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Всем известны поговорки - «победителя не судят», «цель оправдывает средства», «у победы сто отцов, поражение - всегда сирота», «удел вторых - постоянно глотать пыль из-под колес первых». С одной стороны, положительные эмоции - поездки, соревнования, очки, победы, новые впечатления, с другой - поражения, невезение, конкуренция, разлука с домом. Следует понимать, что спортивная деятельность проявляет и развивает не только лучшие человеческие качества, - такие как честность, благородство, мужество, но и худшие - эгоизм, зависть, злость [2]. В этой связи, главной воспитательной задачей тренера является помощь в развитии позитивных свойств характера своего ученика и смирении негативных.

Развитию эгоизма, иногда не замечая того, способствует тренер: чрезмерно хвалит успевающего и быстро прогрессирующего спортсмена, слишком часто ставит его ребятам в пример. Работу в коллективе необходимо осуществлять так, чтобы ни в коей мере не развивались зазнайство и высокомерие. Чем выше спортивные достижения подростка или юноши, тем более требовательным он должен быть к себе.

В вопросах воспитания не может быть каких-то шаблонных рекомендаций, ибо методы воспитательной работы должны быть индивидуальны в каждом конкретном случае. По мнению респондентов необходимо учитывать индивидуальные особенности характера спортсменов: «одного надо пристыдить, - и это его мобилизует, так как ему оскорбительно выслушивать о себе такое, похвала же его наоборот - расхолаживает. Другого атлета, напротив, лучше чаще подбадривать, иначе он может совсем расклеиться».

Итак, педагог обязан не только давать молодому атлету знания в области спорта, но и кропотливо, повседневно заниматься воспитательной работой, не забывая о высокой цели — воспитания полноценной личности, достойного гражданина России.

Литература

1. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика: учебник для институтов физической культуры / А.Н. Воробьев. - М.: Советский спорт, 1987. - 256 с.
2. Мололкин, В.А. Тренерские размышления / В.А. Мололкин. - ВОГУПП «Ленинская типография», 2007. - 59 с.
3. Масачук, Е. П. Воспитание ответственности у юных спортсменов в условиях ДЮСШ / Е.П. Масачук // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - С-Пб.: НГУФК, 2012. - №7 (89). - С. 86-89.
4. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118 - Дата обращения: 15.09.2015.
5. Сулейманов, Н.Л. Основные критерии отбора наиболее одаренных и перспективных спортсменов в тяжелой атлетике / Н.Л. Сулейманов, А.А. Пономарев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - С-Пб.: НГУФК, 2015. - №8 (126). - С. 173-178.
6. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2010. - 600 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (13) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.04.2016)
Просмотров: 93 | Теги: Тренер, учебно-тренировочный процесс, тяжелая атлетика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016