Вторник, 22.01.2019, 09:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

А.П.Аргунова

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

Аннотация. В статье описывается методический подход к разработке программ дополнительного профессионального образования в соответствии с новыми нормативными требованиями в области физической культуры и спорта, образования, а также опыт реализации программ на примере деятельности вуза.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, спортивный резерв, профессиональный стандарт, физическая культура, спорт, образовательная программа.

 

На современном этапе развития профессионального спорта достижение высоких результатов невозможно без научно-методического обеспечения тренировочного процесса. Ключевая роль в этом процессе принадлежит тренеру, процессам грамотного управления спортивной подготовкой, планирования, анализа достигнутых результатов. Актуальным остается вопрос участия комплексных научных групп в системе научно-методического сопровождения, есть положительные результаты в данном направлении. Тем не менее, проблема остается неразрешимой. Если тренер на сегодня, не осознает всю значимость проводимых исследований, не учитывает малейшие детали физического, психологического, морально-волевого состояния спортсмена, его готовности к соревновательной деятельности, то процесс достижения наивысших результатов остается на неизменном уровне. Сегодня, спорту высших достижений нужен тренер «новой формации», компетентный, грамотный, научно и методически подкованный, психологически и морально готовый взять на себя всю ответственность за итоги своей тренерской практики.

Анализ ситуации в системе повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта выявил необходимость пересмотра содержания, объема, структур образовательных программ, требований к разработке модулей и инновационных технологий обучения в практике спортивной подготовки.

Система дополнительного профессионального образования должна быть целенаправленна на повышение уровня профессиональной компетентности специалистов сферы физической культуры и спорта, используя современные достижения спортивной науки и образования, практики и технологии спортивной подготовки по избранным видам спорта, в том числе по не олимпийским, массовым и национальным видам спорта.

Дополнительное профессиональное образование представляет собой самостоятельное направление в области физической культуры и спорта, которая объединяет различные образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации, учебно-методическую, консультационную, информационную и иные виды дополнительного образования. В связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», новой редакции закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» возникает необходимость пересмотра содержания, форм и методов дополнительного профессионального образования, создания условий для реализации образовательных потребностей специалистов в области физической культуры и спорта.

Статья 76 Федерального закона № 273 -ФЗ гласит, что «дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды».

Разработка дополнительных профессиональных программ должна осуществляться в соответствии и на основе профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, набор компетенций работника для осуществления им качественной профессиональной деятельности.
На практике профессиональный стандарт - это объективный измеритель уровня квалификации работника и инструмент для построения индивидуального образовательного маршрута работника.

Структура профессионального стандарта установлена приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014). Основные характеристики стандарта представлены через обобщенные функции, квалификационный уровень по этим функциям, трудовые функции и действия, которые должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы, знания и умения специалиста. И самое главное, как может называться должность, по которой работник будет выполнять эти функции, какое он должен иметь образование и опыт работы.

Положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Приказом Минтруда России от 07 апреля 2014 г. утвержден профессиональный стандарт «Тренер» и в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать требования данного стандарта, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч.9 ст.76 Федерального закона № 273-Ф3). При этом, программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч.Ю ст.76 Федерального закона № 273-ФЗ).

При формировании структуры и содержания дополнительной профессиональной программы «Система многолетней спортивной подготовки спортивного резерва» были учтены требования ФГОС высшего образования по направлению «Физическая культура» (Приказ Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. № 935 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»), требования к структуре, условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ. Содержание программы разработано в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России от 22 апреля 2015 года № ВК-103 0/06 и направлено на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации (ч.5 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

Несомненно, вопросы подготовки спортсменов различной квалификации остаются востребованными и актуальными для специалистов физической культуры и спорта. Особую значимость они приобретают в связи с введением федеральных стандартов спортивной подготовки, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 145.

Виды профессиональной деятельности, предусмотренные ФГОС ВО «Физическая культура» содержат обобщенные трудовые функции в соответствии с профессиональными задачами, профессиональными компетенциями и (или) профессионально-специализированными компетенциями. При этом, виды профессиональной деятельности (педагогическая, тренерская, рекреационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и культурно- просветительская) могут быть «сквозными», и необходимо определить основные из них для овладения новой выбранной квалификацией.

Факультет дополнительного профессионального образования обеспечивает реализацию единой образовательной политики в области непрерывного профессионального образования специалистов сферы физической культуры и спорта. Ежегодно по программам повышения квалификации обучаются свыше 300 специалистов отрасли, ведется обучение в разных регионах Российской Федерации (Республика Бурятия, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Камчатский край), а также в странах Ближнего и Дальнего Зарубежья (Литва, Монголия, Норвегия) по проблемным актуальным вопросам развития физической культуры и спорта, традиционных игр и состязаний народов России.

По данным Министерства спорта республики в физкультурно-спортивных организациях подготовки спортивного резерва задействованы 215 тренеров, из них с высшим образованием - 64,7%; со средним специальным - 10,2 и 25,1% не имеют профессионального образования. По стажу работы 43,3% составляют тренеры со стажем свыше 10 лет, 20,9% - от 6 до 10 лет и до 5 лет - 35,8%.

Реализуемые программы дополнительного профессионального образования охватывают широкий спектр программ по теории и методике избранных видов спорта, национальных видов спорта, оздоровительных технологий. Данные программы разрабатываются с учетом достижений современного российского образования, основаны на принципах фундаментальности, целостности, интегративности и профессиональной направленности, новых интенсивных технологиях, а также модульно-компетентностного подхода. Основу обучения должны составлять компетенции (общекультурные, профессиональные, психолого-педагогические, научно-исследовательские), которые будут способствовать повышению профессиональной компетентности, развивать у специалистов способность к моделированию различных систем спортивной подготовки, творчески воплощать новые идеи и технологии.

Система непрерывного профессионального образования охватывает весь профессиональный цикл деятельности специалистов, и это, в свою очередь, предполагает формирование целостной инновационной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и тренеров сборных команд.

Таким образом, процессы обучения, аттестации тренерских кадров позволят обеспечить реализацию принципа преемственности, системности и целеполагания в системе методической профессиональной деятельности кадров.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.12.2018)
Просмотров: 21 | Теги: спортивный резерв, дополнительное профессиональное обр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь