Вторник, 22.10.2019, 19:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВ

Илясова А.Ю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной статье рассматриваются организационная структура обучения и основные параметры оценка качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в вузе физической культуры. Предложена методика оценки качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на основе соответствия учебных материалов дистанционного курса критериям технического, эргономического, методического и результативного параметров.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения Moodle, дистанционный курс, качество обучения, учебные материалы, параметры оценки, физическая культура.


25 октября 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Включение приоритетного проекта по созданию цифровой образовательной среды в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию новых образовательных технологий. Целью проекта является создание к 2018 году условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства. Проект реализуется в 4 этапа и завершается в ноябре 2025 года. 21 декабря 2017 года в Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая первым результатам приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», реализацию которого обеспечивает Министерство образования и науки России. Были отмечены результаты, к которым должны привести реализуемые мероприятия данного проекта. Среди них: «Создание системы оценки качества онлайн-курсов и онлайн- ресурсов общего образования, сочетающей автоматическую и экспертную оценку и обеспечивающей обучающихся и образовательные организации достоверной информацией о качестве онлайн-курсов и онлайн-ресурсов» [5].

ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура указывает: «...При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии» [8].

Однако ни один из указанных нормативных документов не содержит информации о том, как должно оцениваться качество электронного обучения. Анализ научных работ показал слабую разработанность методических основ оценки качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

В связи с этим остается актуальным не только внедрение ДОТ в учебный процесс физкультурных вузов, направленных на интенсивную самостоятельную работу студентов [4], но и, в большей степени, проблема оценки качества такого обучения и самих электронных образовательных ресурсов, являющихся частью приоритетного проекта Правительства РФ.

Проведённый анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие параметры оценки качества обучения с использованием ДОТ:

- состояние информационной образовательной среды - интегрирующий компонент, представляющий собой совокупность программного обеспечения, информационных ресурсов, средства сбора и систематизации результатов обучения;

- уровень подготовки субъектов образовательного процесса - параметр, определяющий возможность активной работы в среде дистанционного обучения (ДО), рассматриваемый нами в двух аспектах:

1. уровень подготовки в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - информационная компетентность, позволяющая профессорско- преподавательскому составу (ППС) создавать и размещать материалы дистанционных курсов в системе дистанционного обучения (СДО), а будущим бакалаврам их успешно осваивать и создавать собственные информационные продукты;

2. уровень педагогической подготовки ППС - характеризует выбор адекватных педагогических технологий;

- состав, структура и качество учебных материалов - один из важнейших параметров, т.к. от качества учебных материалов напрямую зависит качество обучения;

- используемые методы и педагогические технологии - опара на современные теории обучения в интеграции с ИКТ;

- контроль и управление за ходом учебного процесса - этот параметр подразумевает, что в образовательном учреждении, использующем ДОТ, создаются соответствующие организационные структуры, например, Центр дистанционных технологий, который занимается организацией и управлением СДО;

- средства и механизмы поддержки субъектов образовательного процесса - определяет способы мотивирования участников образовательного процесса [1].

Важно также, чтобы разработка ресурсов для реализации элементов дистанционного обучения осуществлялась группами специалистов, между которыми четко распределяются полномочия. В состав такой группы должны входить педагоги- разработчики курсов, психологи, дизайнеры, технические специалисты, эксперты, осуществляющие педагогическую экспертизу разработанных ресурсов и рекомендующие их к сертификации и последующему внедрению.

Обобщив и дополнив структурные элементы обучения с использованием ДОТ, нами была разработана модель его организационной структуры для вузов физической культуры на основе СДО Moodle (рис. 1).

Рис. 1. Организационная структура обучения с использованием ДОТ

Благодаря дидактическим возможностям разработанной нами структуры обучения с использованием ДОТ, учебная деятельность студентов-спортсменов идет параллельно с тренировочным и соревновательным процессами [1].

Для оценки качества обучения с использованием ДОТ в вузе физической культуры нами были выделены четыре параметра: технический, эргономический, методический и результативный и критерии их проверки (рис. 2).

Рис. 2. Параметры оценки качества обучения с использованием ДОТ

Техническую сторону дистанционного курса и его элементов оценивают IT- специалисты по трём необходимым параметрам: доступность, интерактивность и открытость.

Методическую составляющую учебных материалов дистанционного курса оценивают специалисты в предметной области, а также в области педагогики и психологии по пяти обязательным параметрам:

- соответствие требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура;

- учёт предметной области физической культуры и спорта;

- наличие контрольных диагностических материалов;

- структурирование учебной информации и разные способы представления материала;

- логика изложения учебного материала.

Эргономику материалов дистанционного курса оценивают студенты, изучившие данный курс, а также сторонние преподаватели (не ведущие данный курс) по трём обязательным параметрам: привлекательность, удобство навигации, удобство восприятия.

На основе выявленных параметров была разработана методика оценки качества обучения с использованием ДОТ, реализуемая в 2 этапа сотрудниками службы качества образовательной деятельности вузов физической культуры:

1. формирование 3 экспертных групп для оценки учебных материалов дистанционного курса;

2. разработка анкет оценки дистанционного курса экспертами на основе выделенных критериев технического, эргономического и методического параметров.

Проведенный в соответствии с предлагаемой методикой анализ качества учебных материалов дистанционных курсов позволит оценить в целом обучение с использованием ДОТ.

Для подтверждения эффективности разработанной методики нами была произведена оценка качества учебных материалов электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД) «Спортивная метрология» [3; 7]. В состав экспертной группы вошли специалисты компьютерного центра ФГБОУ ВО «ВГАФК», профессора ФГБОУ ВО «ВГСПУ» и «ВГТУ», студенты заочного обучения направления подготовки 49.03.01 Физическая культура. Экспертами был проведен эвристический анализ ЭУМКД «Спортивная метрология», по результатам которого был сделан вывод о том, что разработанные учебные материалы соответствуют всем критериям и могут быть использованы для самостоятельного дистанционного изучения по курсу «Спортивная метрология».

Дистанционное анкетирование студентов направления подготовки 49.03.01 Физическая культура показало, что респонденты в большинстве случаев (более 94%) не испытывают трудностей с наличием устройств, имеющих выход в Интернет, и положительно относятся к изучению учебного материала дистанционно (более 85%). К сильным сторонам разработанного ЭУМКД студенты отнесли: доступность информации в любой момент времени; четкость сформулированной информации; изучение учебных материалов и прохождение тестов в спокойной обстановке [6].

Считаем, что разработанная нами организационная структура обучения с использованием ДОТ обладает большой степенью универсальности и может служить основой для внедрения элементов ДО в образовательный процесс вузов широкого профиля.

Выделенные параметры и критерии оценки качества обучения с использованием ДОТ способствуют повышению качества подготовки бакалавров по направлению 49.03.01 Физическая культура в условиях электронной информационно- образовательной среды спортивного вуза [2]. Внедрение в учебный процесс ФГБОУ ВО «ВГАФК» разработанных организационной структуры и методики оценки качества обучения с использованием ДОТ, направленных на распределенную в пространстве и времени самостоятельную работу студентов, будет не только соответствовать современному уровню информатизации физкультурного образования, но и способствовать повышению уровня информационной компетентности субъектов образовательного процесса.

Литература

1. Абдрахманова И.В., Илясова А.Ю., Коренева В.В, Науменко Ю.В., Стеценко Н.В., Сандирова М.Н., Хованская Т.В., Широбакина Е.А. Организационно- методические основы обучения с использованием дистанционных технологий в вузах физической культуры: монография / под ред. Н.В. Стеценко, А.Ю. Илясовой. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2018. - 222 с.
2. Абдрахманова И.В., Илясова А.Ю., Лущик И.В. Элементы проектирования электронной информационной образовательной среды спортивного вуза // Педагогическая информатика. - 2017. - № 4. - С. 20-26.
3. Педагогическое проектирование материалов дистанционных курсов для вузов физической культуры / Илясова А.Ю. и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 61-63.
4. Коренева В.В., Сивашова Е.С., Илясова А.Ю. О возможности использования элементов технологии дистанционного образования в учебном процессе по дисциплинам естественнонаучного цикла в физкультурном вузе // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - №4 (14). - С. 135-140.
5. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/проекты/современная-цифровая-образовательная-среда (дата обращения: 24.12.2017 г.)
6. Эвристический метод оценки качества учебных материалов дистанционного обучения / Н.В. Стеценко и др. // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2017. - № 4 (22). - С. 99-107.
7. Особенности построения электронного учебно-методического комплекса для физкультурных вузов [Электронный ресурс] / Н.В. Стеценко [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №4. Режим доступа: https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=26544 (дата обращения: 20.11.2017 г.).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/2/394 (дата обращения: 20.11.2017 г.).
9. Широбакина Е.А. Опыт применения дистанционного обучения в образовательном процессе физкультурных вузов / Е.А. Широбакина и др. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2017. - № 6 (120). - С. 26-31.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (25) - 2018


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (05.10.2019)
Просмотров: 13 | Теги: дистанционное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь