Понедельник, 25.09.2017, 19:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНКИН П.Н.,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой
«Экономика и предпринимательство» ФГБО УВПО «КГТУ»

РАДИОНОВА Е.С.,
старший преподаватель кафедры «Управление
производством» ФГБО УВПО «КГТУ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Для России в современных условиях с ее
громадной территорией, существенными разли-
чиями  регионов  в  экономическом,  природном,
и  человеческом  потенциалах  повышается  зна-
чимость  совершенствования  процессов  управ-
ления развитием региональных пространств по
различным  территориям  Российской  Федера-
ции. Регионы приобретают все большую значи-
мость и самостоятельность. Основную важность
приобретают  способности  региональных  вла-
стей и бизнеса быстро адаптировать существу-
ющие ресурсы, а также развивать и создавать
новые.  Основным  источником  развития  стано-
вится  повышение  эффективности  использова-
ния имеющихся ресурсов, что возможно только
на базе инноваций, а следовательно, развития
инновационного управления.
Муниципалитет,  развиваясь  и  имея  во
главе команду, может стать одним из субъек-
тов, связывающих на себе стратегию развития
города,  территории  муниципального  образо-
вания (МО) и региона в целом, что в перспек-
тиве может оказаться для России решающим
фактором выхода на новые экономические и
социальные рубежи. Развитие региона имеет
свои  приоритеты,  и  необходимо  определить
ключевые муниципальные образования (МО),
способные стать зонами роста и дать импульс
остальным территориям к развитию.
Актуальность настоящей работы обус-
ловлена  потребностью  органов  власти  и
управления  различного  уровня  в  оценке
успешности хода реализации стратегий раз-
вития муниципальных образований.
Калининградская область – уникальный
регион,  в  силу  сложившихся  исторических  и
геополитических  факторов.  Это  единствен-
ный субъект РФ, изолированный от основной
части  страны  сухопутными  границами  двух
иностранных  государств  и  международными
морскими водами. Калининградская область -
сравнительно небольшой субъект Российской
Федерации, включает в себя 15 муниципаль-
ных районов и 7 городских округов, является
самым  западным  регионом  Российской  Фе-
дерации и, следовательно, самым близким к
промышленно развитым странам Европы - по-
тенциальным рынкам сбыта и источникам ин-
вестиций. Обладает уникальным природно-ре-
сурсным потенциалом (на территории области
находится около 90% мировых запасов янтаря,
ведется промышленная добыча нефти, много
источников  артезианской  и  минеральной  пи-
тьевой воды, богатый животный и раститель-
ный  мир  и  т.д.)[3].  А  также  Калининградская
область является частью региона Балтики, что
определяет ее стратегический потенциал для
России, с учетом того, что «Балтийский пояс
роста»  -  наиболее  динамичное  пространство
современной Европы, а Северо-Западный фе-
деральный округ является ключевым для раз-
вития всей российской экономики.
  Все  эти  факторы  создают  для  Кали-
нинградской  области  большие  конкурентные
преимущества перед другими регионами РФ.
Но для реализации преимуществ необходимо
активизировать  деятельность  по  стратегиче-
скому управлению развитием на уровне муни-
ципалитетов. Необходимо совершенствовать:
- систему анализа социально-экономи-
ческих проблем территорий;
- систему анализа как специфической
ресурсной базы, так и общей, за которую му-
ниципальным образованиям придется конку-
рировать;
- систему оценки эффективности стра-
тегий развития;
- оценку конфигураций деятельности, ко-
торая должна возникнуть на данной территории.
Например,  создание  конкурентоспо-
собного  туристическо-рекреационного  ком-
плекса определено как один из приоритетов
в Стратегии социально-экономического раз-
вития Калининградской области [3, 5].
Одни  из  самых  перспективных  с  точ-
ки  зрения  развития  территории  и  неис-
пользованного ресурсного потенциала - это
туристическо-рекреационные  территории,
находящиеся  на  берегу  Балтийского  моря,
недалеко  от  Калининграда  (35-40  км)[4].
Этим критериям соответствуют:
-  Муниципальное  образование  (МО)
«Зеленоградский райо»,
-  Муниципальное  образование  (МО)
«Светлогорский район»,
-  Муниципальное  образование  (МО)
«Пионерский городской округ».
Все  три  муниципальных  образования
ставят  своей  основной  целью  «обеспечение
динамичного  устойчивого  развития  района  и
доведение  на  этой  основе  благосостояния  и
жизненных стандартов населения до высоко-
го качественного уровня». А первоочередным
приоритетом развития территории - развитие
рекреационно-туристического направления.
А также данные муниципальные обра-
зования обладают:
-  большими  запасами  чистых  артези-
анских вод;
- благоприятными климатическими ус-
ловиями;
- широким намываемым пляжем на по-
бережье Балтийского моря;
-  отсутствием  существенных  источни-
ков  собственных  промышленных  загрязне-
ний и выбросов;
- удаленностью от крупных источников
загрязнений других городов;
-  наличием  больших  площадей  зеле-
ных насаждений и охранных зон.
В связи успешной реализацией проек-
та  скоростного  автомобильного  маршрута,
который  соединит  между  собой  Калинин-
град,  реконструируемый  международный
аэропорт  «Храброво»,  курорты  федераль-
ного  значения  Светлогорск  и  Зеленоградск
с международным пунктом пропуска между
Россией и Литвой на Куршской косе, морские
порты в Пионерске и Балтийске, значимость,
привлекательность  и  перспектива  развития
этих территорий значительно возросла.
Каждое из муниципальных образований,
сопоставимое  по  основным  показателям  и  за-
явленным стратегическим направлениям, имеет
определенные конкурентные преимущества.
В  этом  отношении  Пионерский  го-
родской  округ,  развивавшийся  в  советское
время  как  рыбопромысловый  и  рыбопере-
рабатывающий город, значительно уступает
Светлогорскому и Зеленоградскому округам
в туристическом направлении, хотя и обла-
дает рядом преимуществ: порт и перспекти-
ва  строительства  причала  для  яхт,  а  также
наиболее  низкие  цены  на  недвижимость  и
динамично развивающаяся инфраструктура.
Светлогорский район обладает на дан-
ный  момент  самой  развитой  туристической
инфраструктурой (но и ограничен в террито-
рии),  самым  статусным  имиджем  среди  ку-
рортов, а также активнее остальных исполь-
зует информационный ресурс.
Но  на  сегодняшний  день  Зеленоградский
район наиболее интересен, по мнению авторов, в
плане внедрения новых технологий управления.
Во-первых, у него самая большая тер-
ритория,  а  значит,  возможность  построить
необходимую инфраструктуру, отвечающую
самым современным требованиям, а не пе-
ределывать уже существующую.
Во-вторых,  на  территории  района  нахо-
дится  уникальный  природный  заповедник  на-
циональный  парк  Куршская  коса,  внесенный
в список всемирного наследия, что делает эту
территорию особенно популярной для туристов.
В-третьих,  в  Зеленоградском  районе
самые протяженные пляжи.
А также он единственный из трех гра-
ничит с иностранным государством (Литва).
Таким  образом,  именно  Зеленоград-
ский  МО  может  стать  зоной  роста,  где  це-
лесообразно  применить  инновационные
методы  управления  развитием  территории,
учитывая опыт аналогичных регионов, и где
возможно получить значительный эффект.
Различные  аспекты  жизнедеятельно-
сти района имеют как сильные, так и слабые
стороны, влияющие на оценку перспектив его
развития. В результате проведенного анализа
общих  факторов  развития  различных  аспек-
тов  жизнедеятельности  района  определены
«Позиции роста», с точки зрения которых МО
«Зеленоградский район» обладает конкурент-
ными преимуществами в стартовых условиях:
- выгодное географическое положение
и природные ресурсы;
-  благоприятная  экологическая  об-
становка;
-  территория,  комфортная  для  про-
живания;
- богатое историческое наследие;
- сложившийся хозяйственный и инве-
стиционный климат;
- наличие используемых сельскохозяй-
ственных земель;
-  наличие  земельных  ресурсов,  при-
годных  для  создания  локальных  промыш-
ленных и рекреационно-туристических зон.
Основной  целью  является  не  очеред-
ная попытка создания «идеальной» системы
стратегического  управления  (что,  как  пока-
зывает  опыт,  в  принципе  невозможно  без
нескольких этапов последовательного прак-
тического внедрения), а именно развитие и
совершенствование уже существующих мо-
делей,  которые  начали  приносить  непроти-
воречивые результаты. Эффективный меха-
низм  реализации  муниципальной  стратегии
должен  полно  детализировать  стратегию,
строиться  на  показателях,  имеющих  (с  це-
лью  определения  приоритета  расходования
ресурсов) иерархию, содержать встроенный
механизм  контроля  и  обоснованную  систе-
му  поощрений.  Таким  механизмом,  на  наш
взгляд, является Сбалансированная система
показателей (ССП) [1].
В  настоящее  время  оценка  эффек-
тивности  деятельности  органов  местного
самоуправления  муниципального  образо-
вания  «Зеленоградский  район»  проводит-
ся  по  более  чем  200  показателям  по  на-
правлениям:
-  экономическое  развитие:  дорожное
хозяйство  и  транспорт,  развитие  малого  и
среднего  предпринимательства,  улучшение
инвестиционной  привлекательности,  сель-
ское хозяйство, доходы населения;
- здравоохранение и здоровье населения;
- дошкольное образование;
- общее и дополнительное образование;
- физическая культура и спорт;
- жилищное строительство и обеспече-
ние граждан жильем;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
-  организация  муниципального  управ-
ления [5].
Для  упрощения  оценки  эффективно-
сти  деятельности  органов  местного  само-
управления  и  наглядности  представления
результатов оценки, а также выявления свя-
зей между результирующими показателями
предлагается обобщение показателей в два
основных блока:
- Социальное развитие региона;
- Экономическое развитие региона.
Показатели  внутри  каждого  блока
должны  быть  сбалансированными  и  взаи-
мосвязанными.
Экономическое развитие: развитие ма-
лого и среднего бизнеса, инвестиции, бюджет,
сельское хозяйство, доходы населения.
Социальное развитие: здравоохранение
и здоровье населения, дошкольное образова-
ние,  общее  и  дополнительное  образование,
физическая культура и спорт. Остальные по-
казатели можно отнести к группе социальная/
экономическая инфраструктура.
Основная задача - показать связь по-
казателей  внутри  и  между  соответствую-
щих групп. Рассмотрим возможную систему
сбалансированных показателей на примере
блока «Экономическое развитие региона».
Оценка  развития  малого  и  среднего
бизнеса  в  муниципальном  образовании  «Зе-
леноградский район» (рис.1) и оценка эффек-
тивности улучшения инвестиционной привле-
кательности (рис.2) могут строиться на основе
системы сбалансированных показателей.
Примеры показателей развития мало-
го и среднего бизнеса, входящие в следую-
щие подсистемы. Финансовая деятельность:
доля  продукции,  произведенной  малыми  и
средними  предприятиями  в  общем  объеме
валового  регионального  продукта,  объем
инвестиций в основной капитал в расчете на
душу населения в сфере малого и среднего
предпринимательства,  объем  бюджетных
инвестиций  в  развитие  малого  и  средне-
го  предпринимательства,  доля  бюджетных
инвестиций  в  развитие  малого  и  среднего
предпринимательства  в  общей  сумме  бюд-
жетного  финансирования,  прирост  дохода
предприятий  малого  и  среднего  бизнеса  в
результате  бюджетного  финансирования,
динамика  числа  субъектов  малого  и  сред-
него  предпринимательства  за  период  (ед.
на  10  тыс.  человек  населения),  повышение
бюджетной эффективности от вновь создан-
ных предприятий малого и среднего бизнеса.
Социальная  сфера:  количество  соз-
данных  рабочих  мест  в  малом  и  среднем
предпринимательстве,  доля  ССЧ  работни-
ков  (без  внешних  совместителей)  малых
и средних предприятий в ССЧ работников
(без внешних совместителей) во всех пред-
приятиях  и  организациях,  показатели,  от-
ражающие увеличение доходов населения
от  развития  малого  и  среднего  бизнеса,
структура потребительских расходов.
Инновации и технологии: доля малых и
средних предприятий в общей сумме финан-
совых  вложений  в  развитие  НТП,  динамика
финансовых вложений малого и среднего биз-
неса в научные исследования и разработки.
Организация функционирования: в дан-
ную группу должны входить показатели, отра-
жающие эффективность взаимодействия вла-
сти с субъектами малого и среднего бизнеса,
характеризующие сроки, удобство и качество
оформления различных операций.
Первоначальным этапом совершенство-
вания  оценки  деятельности  органов  местного
самоуправления муниципального образования
«Зеленоградский  район»  является  формиро-
вание  ключевых  блоков,  разработка  системы
показателей, входящих в каждый блок, и про-
ведение экспертной оценки с выявлением весо-
мости каждого показателя. Основной задачей
является отражение взаимосвязи показателей
внутри блока и в группе. Использование и раз-
витие предложенного авторами методического
подхода  будет  способствовать  более  совер-
шенной оценке эффективности стратегии раз-
вития МО и их более продуктивному участию в
развитии Российского государства.
Рис.1 Система сбалансированных показателей
оценки эффективности развития малого и среднего бизнеса.

Библиографический список:
1. Каплан Роберт, Нортон Дэйвид. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности - гарантии конкурентного преимущества / Роберт Каплан, Дэйвид Нортон / [Пер. с англ. М. Павловой]. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. 376 с.
2.  Положение  о  Министерстве  по  развитию  территорий  и  взаимодействию  с  органами местного самоуправления Калининградской области (в ред. Постановлений Правительства Калининградской области от 16.07.2008 N 452, от 16.02.2009 №80, от 29.04.2009 №252).
3.  Приложение  к  Постановлению  Правительства  Калининградской  области  от  9  марта 2007г.  №95  «Стратегия  развития  Калининградской  области  на  средне-  и  долгосрочную  перспективу» / Сайт Правительства Калининградской области. URL: http://www.gov39.ru.
4. Приложение к Постановлению Правительства Калининградской области от 16 февраля 2009 года № 69 Целевая программа Калининградской области «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007-2011 годы» / Сайт Правительства Калининградской области. URL: http://www.gov39 .ru.
5.  Программа  социально-экономического  развития  Калининградской  области  на  2007-2016 годы / Сайт Правительства Калининградской области. URL: http://www.gov39 .ru.
6. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. В.Б.Зотова. СПб.: Питер, 2008.










 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 734 | Теги: муниципальное образование, стратегия, управление, развитие территории | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь