Четверг, 19.10.2017, 15:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Е.В.Мартынова

МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация
В статье рассматривается метод ситуационного анализа как один из наиболее эффективных интерактивных методов обучения иностранному языку в высшей школе. Определяется ряд понятий связанных с применением данного метода, рассматриваются этапы практической работы, выделяются важнейшие пункты исследования ситуации, формулируются дидактические требования, предъявляемые к выбору и обработке методического материала. Делается вывод, что использование описанного метода ситуационного анализа требует значительной всесторонней научной и методической проработки.

Ключевые слова
Интерактивные методы обучения, метод ситуационного анализа, ситуационное мышление, иностранный язык

 

Одним из наиболее эффективных интерактивных методов обучения иностранному языку в высшей школе является метод ситуационного анализа. Суть метода ситуационного анализа заключается в осмыслении, критическом анализе и разрешении конкретных ситуаций, проблем и случаев, относящихся к профессиональной окружающей среде студентов. Это дидактический инструмент, благодаря которому в учебную аудиторию привносится практическая ситуация из реальной жизни, ситуация, которую предстоит обсудить, проанализировать и представить самостоятельное обоснованное решение.

Главный положительный момент использования метода ситуационного анализа на занятиях по иностранному языку состоит в том, что между всеми участниками процесса обучения постоянно происходит диалог, обмен мнениями, сообщениями, эмоциями. Данный метод дает возможность использовать язык не как определенную сумму грамматических правил и лексики, а как инструмент общения. Ведь известно, «что использование знаний, навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит, прежде всего, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки, умения предполагается использовать» [1, c. 210] .

При этом обучаемые стоят перед необходимостью принимать решения, а, следовательно, учатся анализировать факты, узнавать проблемы, а также находить, оценивать и использовать необходимую информацию. В процессе обучения студенты должны искать различные варианты решения, оценивать их,
взвешивать альтернативные возможности и выносить обоснованное решение, что ведет к формированию умений применять базовые теоретические знания для построения вероятностных моделей практических ситуаций, умению находить решения в нестандартных ситуациях, обладать гибким мышлением [2, с.3].
Ситуационный анализ предполагает следующие этапы работы [3, с. 144; 4, с. 67-68].

Этапы ситуационного анализа

Презентация ситуации служит для того, чтобы в первую очередь определить ее центральные проблемы. Студентам предлагается ознакомиться с ситуацией, понять, о чём идёт речь, выявить основную проблему, обсудить её в группе.

На этапе поиска и обработки информации формируется умение работать с информацией, умение анализировать сложную, неструктурированную проблему. Информация оценивается относительно ее пригодности для разрешения проблемы. Здесь необходимо опираться на тот опыт, который получен обучаемыми в жизни. Полученные ранее профессиональные и языковые знания на данном этапе выводятся на уровень осознания и становятся базой для усвоения новых.

Этап исследования ситуации необходим для выработки путей решения проблемы. Различные варианты здесь обсуждаются с точки зрения существующих условий, их преимуществ и недостатков, а также ожидаемых последствий. На этом этапе формируется умение выражать и отстаивать свою точку зрения, умение выслушивать и учитывать альтернативные взгляды, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Результатом данного этапа становится представление согласованного и обоснованного решения проблемы. Далее во время дискуссии результаты решения обосновываются и защищаются от возможных возражений.

Сравнение с реальностью дополняет исследование случая. Принятые студентами решения сравниваются с теми, которые уже удалось осуществить на практике в реальной жизни.

Поскольку размышление над текстом на иностранном языке может иметь некоторые сложности для обучаемых, предлагаем следующие возможные этапы исследования предлагаемых ситуаций [5]. Исследование проблемы по данным пунктам поможет преподавателю привести участников к цели:

История. Ищите причины, которые привели к такому положению вещей, что возникла необходимость выхода из данной ситуации. Ответьте на вопрос: почему прежнее состояние далее не может поддерживаться, или все же может? Поразмышляйте об исторической перспективе: Какие происшествия, события произошли, изменившие ситуацию таким образом, что требуются определенные действия?

Участники. Исследуйте, какие общественные группы затронуты в конфликте, и кто представляет интересы соответствующих групп. Придерживаются ли участники противоположных сторон одного мнения или имеются разногласия?

Определите позиции участников конфликта так точно, насколько это возможно, и проанализируйте их различия и сходство.

Общие условия. Какие признаки имеет политический, общественный и социальный контекст? Каково соотношения сил? Кто может оказывать влияние, у кого есть право самостоятельного решения?

Предмет конфликта. Теперь пытайтесь точнее описать конфликт: О чем собственно точно речь идет? Какие цели пытаются достичь участники?

Идеология. Имеет ли ситуация идеологический подтекст? Какую роль играет идеология? Осознается ли это сторонами конфликта? Как участники конфликта обосновывают свои позиции, как они оправдывают свои действия?

Внешние влияния. Исследуйте, имеются ли отдельные люди или группы, которые оказывают влияние на участников? Чьи интересы они представляют? Каким образом они вмешиваются в развитие событий?

Возможности решения. Какие возможности предлагаются, чтобы решить конфликт? Нужно ли приниматься решение, которое решает конфликт в пользу одной из сторон, или, вероятно, возможен компромисс? Как этот компромисс мог бы выглядеть? Какая из участвующих сторон будет готова пойти на компромисс, а какая будет препятствовать ему?

Непричастные группы / организации. После того, как вариант решения был найден, речь идет о том, чтобы осуществить его. В этом может помочь поиск "союзников". Исследуете, какие группы, организации, лица выступают за мирное разрешение конфликта? Могут ли они быть партнерами в акциях солидарности или поддержки? Какое влияние они могут оказывать?

Препятствия. Какие психологические препятствия мешают разрешению конфликта? Как их можно устранить?
При выборе ситуации для работы в аудитории преподавателю необходимо соблюдать определенные дидактические требования [6, с. 244]. Представляемая ситуация должна иметь непосредственное отношение к обучаемым на основании их прежнего опыта и иметь отношение к их будущей профессии. Ситуация должна давать студентам возможность для интерпретации. Она должна содержать проблему, конфликт. Необходимо учитывать, что обсуждение ведется на иностранном языке, поэтому ситуация может быть представлена не настолько комплексно, чтобы она предъявляла чрезмерные требования к студентам. Она должна быть ясной, наглядной, решаемой в пределах определенных временных рамок. Главное условие выбора материала - открытое решение проблемы. Лучше, если ситуация допускает несколько возможных решений. Полученные в результате работы над проблемой знания должны свободно включаться в систему соответствующих специальных наук и быть способными к обобщению.

Использование метода ситуационного анализа как педагогического инструмента требует всесторонней научной, методической и жанровой проработки. Необходимо четко понимать, что ситуационный анализ может быть использован как дидактическое средство обучения на разных этапах занятия и с различными целями, но только в том случае, если он правильно разработан, его содержание учитывает специфику предмета и представляет собой тщательно разработанный материал. Кроме того, если речь идет о качестве занятия, то все решают не инновационные методы обучения, а прежде всего их рациональное использование в рамках образовательных программ.

Литература:

1. Горбунова Н.В. Программа "speak dating" разрушает языковые барьеры // Наука и общество. 2012. №1. С.208-212.
2. Махина М.Ю., Рыжкова Т.В., Тушканов Д.А., Чистякова Н.А. Оценка творческого потенциала студента на примере олимпиады «Практическая стохастика - 2013» в РЭУ им. Г.В. Плеханова // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Электронный научный журнал. 2014. №4(18).
3. Bonz B. Methoden der Berufsbildung. Franz Steiner, 2009. 168 S.
4. Hoffmann. B., Langefeld. U. Methoden-Mix. Unterrichtliche Methoden zur Vermittlung beruflicher Handlungskompetenz in kaufmannischen Fachern. Darmstadt,1998. 182 S.
5. Patzold. G , Lang M. Lernkulturen im Wandel. Didaktische Konzepte fur eine wissensbasierte Organisation. Bertelsmann Verlag Bielefeld 1999. 299 S.
6. Methoden im Unterricht. Anregungen fur Schule und Lehrerbildung. Druckhaus Leupelt GmbH & Co.KG, Handewitt, 2012. 40 S.

Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова № 1 (23) 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (02.08.2017)
Просмотров: 53 | Теги: интерактивные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь