Четверг, 08.12.2016, 12:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

МЕТОД КЕЙСОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРИКЛАДНЫХ РЕШЕНИЙ

А.Н.Солопова, Н.В.Кацерикова

МЕТОД КЕЙСОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРИКЛАДНЫХ РЕШЕНИЙ

Кейс-метод - инструмент, который позволяет применить теоретические знания к решению практических задач, способствует развитию у студентов самостоятельного мышления. В статье приводится пример кейса с постановкой проблемной ситуации в конкретном бизнесе. Представлено диагностирование ситуации и самостоятельное принятие группой студентов решения по указанной проблеме.

Ключевые слова: кейс-метод, область автоматизации, ресторанный бизнес, информационные технологии, проектирование программного обеспечения, автоматизация сферы услуг.

 

Успешный руководитель, IT-специалист, менеджер, маркетолог должен не только запоминать факты, готовые схемы, но и владеть навыками выявления проблем, методами их эффективной реализации. Метод кейсов (конкретных ситуаций) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём подбора наилучшего варианта решения конкретной задачи. Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы проанализировать конкретную ситуацию, оценить предложенные алгоритмы, выбрать лучший вариант выполнения в контексте поставленной проблемы [1]. С помощью этого метода появляется возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить рациональный способ реализации поставленной проблемы.

Разбирая кейс, студенты имеют, как вариант, готовое решение, которое можно применить в аналогичных условиях. Увеличение количества проанализированных кейсов, увеличивает вероятность применения готовой схемы в сложившейся ситуации, формирует навыки действий в реальных обстоятельствах. Особое значение имеют кейсы с постановкой проблемной ситуации в конкретном бизнесе. Цель такого кейса - диагностирование ситуации, самостоятельное принятие решения по указанной проблеме, проектирование и создание базы данных, доработка приложения до необходимых требований. Примером такого кейс-задания может служить разработка достаточной по своим функциям системы автоматизации оформления заказа «Электронный официант».

Исследование области автоматизации, которое группа студентов проводит перед проектированием, показывает, что успешный ресторанный бизнес представляет собой сочетание качественного сервиса и оперативной работы персонала. В современных условиях это реализуется внедрением информационных технологий как в область бухгалтерского и оперативного учёта реализации и изготовления блюд, так и в область производственных процессов ресторана. На сегодняшний день автоматизация сферы услуг представляет мощный, высокотехнологичный программно-аппаратный комплекс, полноценно удовлетворяющий всем потребностям работников, занятых в процессе производства, управления и эксплуатации ресторана. Информационный менеджмент в сфере ресторанного бизнеса обеспечивает оптимизацию документооборота, упрощает работу с поставщиками, предусматривает введение удобной системы скидок [2-4].

Предпроектный анализ позволяет определить, что приложение «Электронный официант» может быть сориентировано на оперативность работы персонала по принятию заказа от клиента, а поставленная задача может быть разделена на четыре модуля.

1. Модуль «Заказ» предназначен: для вывода меню ресторана и дополнительной информации о его содержимом; размещения заказа в файл обработки данных; редактирования содержимого меню.

2. Модуль «Меню» предназначен: для вывода списка имеющихся в наличии блюд по разделам; вывода дополнительной информации о блюде; поиска необходимых блюд и их ингредиентов посредством фильтра; формирования заказа.

3. Модуль «Администратор» отвечает за функциональность программного меню, за его содержимое и наполнение.

4. Модуль «Справка» отвечает: за вывод справочной информации по работе с приложением; настройку пользовательского интерфейса; интерфейса самого приложения, которое включает в себя дизайнерское оформление и анимационные решения по разработке логотипа.

В соответствии с поставленными задачами, группой разработчиков предложена структурная схема приложения «Электронный официант» (рис. 1).

Решение указанных задач способствует достижению целей, лежащих в основе реализации приложения: упрощение и сокращение времени оформления заказа; автоматизации системы приёма и хранения заказов посетителей предприятия общественного питания.

Источником данных модуля «Меню» являются типизированные файлы, сформированные в модуле «Администратор», а также внесённая пользователем в фильтр информация. Информация в типизированной записи содержит: название блюда, состав, цену, массу и количество калорий.

Для решения задачи по поиску блюд в модуле «Меню» реализован фильтр. С его помощью происходит фильтрация выдаваемого списка по критериям: наличие/отсутствие в составе блюда ингредиента; энергетическая ценность.
Вывод данных в список производится методом перебора записей в файле и последовательного сравнения со значениями, введёнными пользователем в фильтре.

Модуль «Меню» ориентирован на конечного пользователя, т.е. на посетителя предприятия общественного питания, поэтому форма «Меню» содержит компоненты для удобного формирования заказа клиента. Все основные компоненты располагаются на панели, которая выступает в роли переключателя разделов меню, основные компоненты делятся на обеспечивающие просмотр списка блюд и их основных свойств и компоненты настройки фильтра. Главное меню позволяет переключиться между модулями «Меню» и «Администратор», зайти в «Справку» и попасть в модуль настроек формы.


Рис. Структурная схема программы «Электронный официант»

Выходные данные формируются на основании обработки входной информации, отсортированной по запросу пользователя, и представляются в виде текстовой или графической информации (фото выбранного блюда). В результате выбора пользователем пунктов списка формируется файл «Заказ». Информация в типизированной записи включает все пункты формы «Меню», кроме состава, а также количество, номер столика и раздел.

Средством разработки интерфейса пользователя и текста процедур, реализующих основные функции поставленной задачи, может быть выбрана объектно- ориентированная среда Delphi7 [5] или любая другая среда программирования. Проектирование программного обеспечения, кроме описания общих характеристик и требований, содержит подробное руководство пользователя.

Группа студентов после исследования выбранной области автоматизации и проведения этапов предпроектного анализа, выполнила проектирование программного обеспечения небольшого кафе-ресторана. Результатом выполнения учебного кейс-задания является разработка приложения «Электронный официант». Данное приложение реализует простейшие и достаточные функции системы автоматизации приёма заказов посетителей ресторана, а именно: ввод и хранение данных о блюдах и их ингредиентах; обработку и передачу заказа в автоматическом режиме; калькуляцию блюд; автоматизированное изменение списка блюд меню в соответствии с изменениями, внесёнными администратором.

Таким образом, полученное и выполненное приближённое к реальному сектору экономики кейс-задание является основным шагом при адаптации будущего специалиста к реальным условиям производства и оказания услуг населению.

Список литературы

1. Метод кейсов. Википедия [электронный ресурс]: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EA%E5%E9%F1%EE%E2.
2. Автоматизации ресторана - система автоматизации ресторана. Программы автоматизации ресторана [электронный ресурс]: URL: http://www.hvoya.com.ua/ restoran.
3. Автоматизация ресторана, баров, кафе. Системы автоматизации [электронный ресурс]: URL: http://www.smartcode.ru/restoran.php.
4. Рестораны, кафе. UCS:R-Kepeer. Автоматизация рабочих мест барменов и официантов [электронный ресурс]: URL: http://www.ucs-soft.ru/restoracia/.
5. Мастера DELPHI [Электронный ресурс]: URL: http://www.delphimaster.ru.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (13.05.2016)
Просмотров: 92 | Теги: Метод кейсов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016