Воскресенье, 19.11.2017, 22:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТАФОРА КАК ИНСТРУМЕНТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

И.А.Потехин

МЕТАФОРА КАК ИНСТРУМЕНТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

С позиции психолингвистики и телесной психологии исследована одна из сторон оптимизации учебного процесса в аспекте проблемы формирования двигательного навыка. Раскрыты возможности повышения эффективности обучения в ходе транслирования и усвоения информации, а также воплощения её в двигательной деятельности.

Ключевые слова: метафора, информация, двигательные действия, боевые искусства, образ.

 
В ходе формирования двигательных навыков существующее противоречие между имеющимися автоматизмами и необходимостью сознательных изменений характеристик их работы нередко приводит к тупиковой ситуации. Наличия подобной конфронтации трудно избежать, и с этим связаны основные трудности процесса обучения, для которого характерно постоянное освоение новых, незнакомых форм, ритмов движения, взаимосвязей и направленности, когда имеющиеся стереотипные схемы не обеспечивают должного качества, а существующие автоматизмы требуют корректировки. Поиск и достижение моментов комплиментарности благодаря имеющимся, но неочевидным первоначально внутренним ресурсам могут существенно повысить эффективность обучения.

Пристального внимания требует и другая сторона вопроса, а именно способы передачи информации в ходе общения и возможность её преобразования и интегрирования в общую индивидуальную структуру управления действиями. Большой интерес вызывает возможность применения таких форм, которые бы воздействовали на эмоциональную сферу, опирались на индивидуальный перцептивный опыт и не подвергались эффекту торможения со стороны сознательного критического осмысления. Нередко в ходе обучения требуется доступ к столь сложным механизмам реализации возможностей человека, что описание их работы с применением даже близкой к совершенству системы технических терминов становится нереальным по причине многочисленности, разнообразия и неоднозначности составляющих компонентов. Единственным ключом к пониманию в этом случае становится метафора, содержащая, если можно так выразиться, код доступа.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что учебный процесс, связанный с формированием двигательных навыков, которые к тому же отличаются вариативностью в ходе их практического воплощения, таит в себе множество препятствий. Возникающие трудности не позволяют двигаться к цели по осязаемой и кратчайшей прямой, а тем более привычным и до конца понятным способом. При этом контролируемый процесс преобразования такой сложной системы, как человеческий организм, будет в большой мере опираться на сознательную часть в организации его деятельности. Возможности сознания небезграничны, что создаёт проблемы в постановке под контроль всего происходящего, как на пути становления, так и в ходе реализации приобретённых навыков. Весь процесс требует оптимизации прежде всего в сфере передачи и освоения информации. Подобные проблемы характерны практически для всех направлений в обучении. В условиях дефицита времени существует необходимость транслировать большие объёмы информации таким образом, чтобы обучаемые не просто могли воспринимать, а получали возможность осваивать предложенные знания. При этом «отсутствие необходимого субъективного опыта учащихся делает актуальным применение учителем учебных метафор, которые способны донести основную идею в запоминающейся образно-эмоциональной форме» [6].

Метафора (греч. metaphora — перенесение) — перенос признака с предмета на предмет на основе их ассоциативной связи, субъективно воспринятого сходства. Метафора используется в художественных произведениях при описании предметов и явлений с целью привлечения внимания к их малозаметным свойствам и предложения к рассмотрению их с необычной точки зрения. В контексте поставленной проблемы метафора не должна быть воспринята лишь в качестве некоего литературного приёма, создающего определённое впечатление, усиливающего эмоциональный эффект или позволяющего говорить о чём-либо иносказательно. В процессе взаимодействия с внешней средой, общения с окружающими, а тем более в ходе сознательного формирования и обучения данное понятие присутствует в расширенном значении и служит универсальным инструментом. По этой причине здесь приемлемо другое толкование данного термина. Метафора — комплексная образно- семантическая структура, представляющая особый способ познания, осуществляемый посредством генерации образов, возникающих в результате взаимодействия двух разноплановых смыслов.

Метафора отражает сходство конструкции и внешнюю форму, аналогичность функции, может характеризовать присутствие схожих свойств и наличие одинаковых внешних и внутренних производимых эффектов. Всё это позволяет сократить формальный объём и концентрировать информацию в нужном направлении, что приводит к конкретизации и компактности блоков передаваемой либо воспринимаемой информации. Метафора позволяет эмоционально окрасить как сам процесс передачи, так и перевести в режим эмоционального восприятия отдельные фрагменты общего потока, преобразуя понятия и формулировки в ощутимые образы свойств, событий, объектов и явлений. Это в свою очередь позволяет наиболее ярко и полно воспринимать, оценивать и систематизировать получаемый информационный материал. Помимо того здесь явно просматривается взаимосвязь с элементами соприкасающихся областей деятельности и окружающей среды, что позволяет интегрировать как отдельные элементы, так и всю сферу интересующих вопросов в общую информационную структуру. Данная интегрированная конструкция может представлять собой блок знаний, умений и навыков различной степени обобщения, отражая сферы изучения, взгляды, ракурсы рассмотрения, культурный слой, вырастая до уровня общей философии, парадигм, религии, самосознания и самоидентификации. В результате «.в голове живёт не чёткая структура, не конкретное определение, но образ, форма, постоянно выходящая за собственные границы и постоянно сливающаяся со всей культурой, — метаформа» [4]. Касаясь сферы мышления, речи и, соответственно, процесса передачи информации, можно вспомнить высказывание Л. С. Выготского о том, что «все слова» в психологии суть метафоры [3].

Таким образом, в процессе обучения, передачи информации и её восприятия, как осмысленного, так и неосознанного, метафора позволяет концентрировать и целенаправлять информационный поток, преподнося его в наиболее доступном виде, часто в обход сознания. Применение метафоры в соответствующей форме упрощает процесс абстрагирования и интегрирования, помогая в итоге, сосредоточить внимание на наиболее важных компонентах и внедрить вновь поступающую информацию в общую схему собственного внутреннего мира. Помимо того, метафора служит связующим звеном между субъективным и объективным, сознательным и бессознательным, упрощая процесс конвергенции и целенаправленной трансформации.

Следует выделить факт влияния метафоры на эмоциональную сферу. При этом создаваемый эмоциональный фон не только служит основой яркой картины в восприятии нужного образа, но и способствует образованию множественных ассоциативных связей с уже существующими элементами перцептивного опыта. Не секрет, что фундаментом восприятия информации и её дальнейшего преобразования является подсознательное, эмоциональное начало.

Благодаря этому появляется возможность не только создавать яркие и понятные образы, но и мотивировать определённое направление деятельности, порождая желание в предложенной модели самореализоваться. Помимо прочего, метафора всегда связана с неким впечатлением, интуитивной реакцией, что в свою очередь способствует выбору заданного направления действий и созданию приемлемой формы двигательной модели в том числе. В данном случае срабатывает принцип «комфортно — некомфортно», «опасно — неопасно» в ходе подсознательной оценки целесообразности позиций, действий, состояний, а уже после приходит осознание и логическое обоснование. Данный эффект в настоящее время широко используется в самых разнообразных сферах деятельности, начиная от методик развития памяти и заканчивая формированием спроса в сфере продаж.

Безусловно, метафора может быть использована в качестве связующего звена в процессе потребления вновь поступающей информации, с одной стороны, и в качестве инструмента сжатия и конкретизации этой информации, с другой. Благодаря этому в первом случае с меньшими затратами проходит процесс интеграции входящих информационных блоков в общее индивидуальное поле, где определённая метафора служит зоной контакта. Во втором случае метафора преподносит эти блоки в концентрированной сжатой форме, представляя собой квинтэссенцию свойств, особенностей и взаимосвязей отражаемых предметов, явлений, форм и т. д.

Метафора — явление глобальное, отражающее одно в другом, позволяющее обнаружить сходства, различия и взаимосвязи элементов внешнего и внутреннего мира, которое предоставляет возможность сопоставления, оценки, идентификации происходящего или имеющего место быть. Данный факт открывает широкие возможности применения в ходе процесса передачи информации, в том числе и при осуществлении учебной деятельности. Когда мы говорим о возможностях, то не следует забывать, что метафора — это определённый тип мышления, который не только формирует представление об интересующем нас явлении или предмете, но и предопределяет само направление размышлений о нём.

Метафора — ключ к активизации резервов. Наиболее ярко данное утверждение находит своё реальное воплощение в таком явлении, как заимствование свойств. Подобная методика применения метафор широко распространена в восточных практиках самосовершенствования. Одним из основополагающих моментов здесь является создание виртуального образа. Далее проявляет себя инстинкт подражания. Стремление к подражанию обусловлено наличием природного любопытства, которое в свою очередь является одной из основных движущих сил познания окружающего мира и адаптации. Наконец, эффект резонанса завершает процесс преобразований и выводит виртуальную картинку на реальную почву. Таким образом, метафора выполняет функции резонансной основы между востребованными характеристиками реализации и внутренним потенциалом.

Здесь следует отметить, что телесные структуры организма настолько пластичны и многообразны, что могут легко мимикрировать и приобретать реальные (обновлённые или даже нехарактерные) признаки, поддаваясь воздействию отражаемого ими образа, явления и т. д., существующего лишь в воображении. Искусственно генерированный и принятый к реализации образ (внушённый со стороны или построенный сознательно) — это очередная метафора, характеризующая возможности системы к вариативности работы и играющая роль доминирующего функционального комплекса. Воспринимаемые изменения говорят о смене режима в работе и о содержательной стороне потребляемой информации. При этом меняются критерии и правила подбора имеющихся в наличии компонентов, а также объединения рабочих единиц для составления нужной мозаики. Адекватно видоизменяются формы управления вновь созданной конструкцией, появляются иные возможности и результаты её (конструкции) практической деятельности на выходе. Здесь же можно отметить трансформацию двигательных функций и изменения количественного характера в работе внутренних органов и систем на разном уровне, однако всё это происходит в рамках собственных базовых структур, под влиянием вновь появившихся особенностей и запросов. Данные особенности нашли своё отражение в традиционных восточных практиках. Речь идёт о таком направлении в древних боевых искусствах, как подражательные стили единоборств, где все действия построены на ассоциациях с поведением тотемных животных. Китайская система у-син также является метафорическим отражением взаимодействия природных начал, которые определяют в том числе и деятельность человеческого организма.

Нередко основой применяемых метафор служит определённая, достаточно широкая и специфичная сфера технических знаний. Допустим, в практике цигун управление и внутренние преобразования строятся на основе «гидродинамической метафоры», предполагающей развитие основных событий и проявление эффектов согласно законам гидродинамики [2; 5].

Наиболее значимой, как и наиболее сложной метафорой, определяющей форму двигательной деятельности и характер нашего поведения, а также сознательные и неосознанные преобразования, является «образ тела».
Учитывая то, что с позиции ряда авторов «образ тела» рассматривается как сложное, многоуровневое, комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной формой и функциями, будет уместным обратить внимание на некоторые из его составляющих.

Схема тела — неосознаваемое внутреннее представление, совокупность информации о структурной организации тела, о его динамических характеристиках, текущем и изменяющемся положении его частей.
Концепция тела — формальное знание о теле, которое выражается с помощью общепринятых символов. Части тела имеют названия, их функции и взаимоотношения наблюдаемы и могут быть объективно исследованы. При анализе особенностей распределения внимания к различным участкам тела используется термин «осознание тела».

Здесь следует отметить то, что отдельные точки, расположенные в пределах объёма тела, могут быть условным обозначением его частей. По определённым фрагментам воображение автоматически пытается создать целостный образ. Возможно, на этом этапе и происходит принципиальное изменение функций, форм и стереотипов. На этом необходимо остановиться более подробно.

Когда схема, модель, образ находятся вне сферы досягаемости, они могут обладать какими-то качествами и особенностями, которые нас впрямую не касаются. Можно их отслеживать, оценивать, однако овладение всем этим остаётся задачей довольно проблематичной. Если же перенести упомянутые выше фрагменты на себя, ассоциировать их с какими-либо частями и деталями собственного организма, создать образ и придать ему целостность, слившись с ним воедино, то именно здесь и начнётся процесс овладения всеми теми особенностями и свойствами, которые мы наблюдали со стороны. Происходит преобразование, метаморфоза, слияние характеристик и возможностей. Определённо это уже выход на иной уровень. Возможность создания образа по фрагментам использовалась с незапамятных времён, как и возможность вхождения в образ. Впрочем, здесь появляются варианты. Многим известен рисунок из учебника по психологии, где по фрагментам предлагается составить общий облик. Иногда этот облик неоднозначен, и каждый видит свою версию.

Однако задача методики состоит в том, чтобы привести рабочие схемы двигательных образов к общему знаменателю и однозначности восприятия. В таком случае мы можем сознательно определить направление и планомерно продвигаться к поставленной цели. Иными словами можно сказать, что необходим переход от субъективного представления к объективным параметрам, от нагромождения расплывчатых сравнений к чётко очерченным образам, от проявления интуиции в выборе направления к точным координатам и предсказуемости.

Ключевым моментом здесь, пожалуй, является именно система координат, с помощью которой можно точно задавать определённые параметры образа, положения, действия, безошибочно определять адрес чего угодно в пространстве и времени. В результате мы получаем подконтрольную перспективу развития событий.

Наиболее ярко процесс передачи информации путём широкого применения метафор представлен в традиционных методиках обучения восточным боевым искусствам. Практически всё общение ученика и учителя здесь приобретает иносказательную форму. Предлагаемая в словесной форме конструкция всегда служит либо отражением какой-либо стороны объекта рассмотрения, либо каркасом, системой опорных точек, необходимой для дальнейшего продвижения и создания завершённых форм. Безусловно, здесь видится перспектива подключения к весьма сложному и длительному процессу, в котором присутствует творчество в рамках установленных правил, обнаружение многочисленных взаимосвязей, основанное на воображении, реализация которого в свою очередь, требует проявления самых разнообразных личных качеств, знаний и достижений.

Успешность учебного процесса во многом обеспечивается степенью проявления указанных качеств у обучаемого, наличием эффективных форм передачи информации и способностью обучающего привести в соответствие то и другое. В общем списке требований к обучаемому в контексте предложенной темы следует выделить такое свойство восприятия, как селективность, характерная избирательным выделением в сенсорном поле отдельных признаков. В первую очередь выделяются признаки, обладающие относительно большей интенсивностью, качественно отличные от других. При решении определённой задачи избирательно воспринимаются признаки, соответствующие её содержанию, а все остальные воспринимаются как фон.

Наличие такого инструмента, как метафора, позволяет оптимизировать процесс непосредственной передачи и дальнейшей интеграции поступающей информации. Благодаря такому свойству, как селективность, открывается возможность быстро найти опорные точки и тем самым ускорить процесс освоения. Основной задачей исходящей стороны является в этом случае правильный подбор соответствующих форм передачи по большей части с использованием абстрагирования, сопоставлений, выделения ассоциативных связей и построения образов. Всё это необходимо в том случае, если учебно-тренировочный процесс представляется как сложная система формирования и гармонизации на основе взаимодействия. Передача и освоение информации при этом служит отправной точкой всех преобразований. В отличие от существующих методик физического тренинга, где определяющим фактором является создание неких внешних рамок и условий, а также проявление максимального упорства в преодолении физических нагрузок, процесс обучения и формирования сложных двигательных навыков не столь однозначен и прямолинеен.

По этой причине со стороны обучающего необходимо проявление ряда качеств. К наиболее востребованным в студенческой среде согласно исследованиям относятся профессионализм, компетентность, коммуникативность. Что касается последнего, то, характеризуясь как способность передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции целенаправленно, доходчиво и понятно, оно предполагает необходимость подбора соответствующих форм передачи [1; 7]. При этом одним из немаловажных инструментов является метафора.

На основе всего вышеизложенного напрашивается вывод, что метафора может служить весьма действенным и эффективным рычагом влияния на ход формирования двигательных навыков. Занимая должное место в процессе передачи и освоения информации, данная форма позволяет не только создавать правильные представления о предмете изучения, но и выполняет гораздо более широкие функции, направленные на формирование личности обучаемого, а также раскрытие резервных возможностей организма.

Список литературы

1. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2012. — 640 c.
2. Синьин, Ш. Драгоценные жемчужины китайского цигун / Ш. Синьин. — Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. — 191 c.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1999. — 352 с.
4. Маслов, А. А. Тайный код китайского ушу / А. С. Маслов. — Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. — 400 с.
5. Минтан, С. Чжун юань цигун / С. Минтан, Т. Мартынова. — М. : София, 2007. — 128 с.
6. Ахметов, М. А. Индивидуально ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе / М. А. Ахметов. — Ульяновск, 2009. — 260 с.
7. Иванов, В. Д. Психофизиологические и психолого-педагогические основы организации учебной деятельности студента / В. Д. Иванов, З. И. Матина, Р. Т. Хадиева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — №№ 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. — С. 131-137.

Для цитирования: Потехин, И. А. Метафора как инструмент в процессе формирования двигательных навыков / И. А. Потехин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 63-68.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (19.10.2017)
Просмотров: 18 | Теги: метафора | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь